Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы
3. Определение дефицита
в целях оценки воздействия
органов государственного
Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосударственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит.
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования
ресурсов на вооружение и содержание
армии. При этом напряжение возникает
не только в период военных действий,
но и в результате расходов на военные
нужды в мирное время. Финансирование
этих расходов осуществляется за счет
увеличения налогов, денежной эмиссии
и выпуска государственных
Другим важным фактором,
порождающим дефицит, являются спады,
стагнация и периоды депрессии
производства. В годы, когда ВВП
и национальный доход сокращаются,
автоматически сокращаются
Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Дефицит бюджетов и связанный
с ним рост государственной задолженности
и расходов по ее обслуживанию и
погашению стал одной из причин усиления
внимания к теориям, обосновывающим
необходимость бездефицитности
бюджетов и критики кейнсианских
концепций стимулирования развития
экономики с помощью увеличения
государственных расходов с использованием
дефицита бюджета. Тем не менее в
европейских странах, учитывая реально
складывающуюся ситуацию, не провозглашают
в качестве цели формирование бездефицитного
бюджета и считают дефицит
фактором экономического роста. В 70-90-х
гг. минувшего и в начале нынешнего
века для европейских стран дефицит
бюджетов является обычным явлением.
По условиям Маастрихтских соглашений
приемлемым является уровень бюджетного
дефицита в размере 3% к ВВП. Основными
причинами дефицита бюджета России
в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов
бюджета из-за сокращения ВВП, трудности
с сокращением расходов, существенные
размеры нецелевого использования
средств. Глубокий кризис производства
и расстройство денежно-кредитной
системы в 90-х гг. шли рука об руку
с расстройством
Итак, бюджетная политика
государства регулирует финансовые
потоки между секторами национальной
экономики, формирует государственные
фонды денежных ресурсов и обеспечивает
решения социально-
1.3 Основные концепции балансирования государственного бюджета
Государственный бюджет существенно меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательской способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.
Для того чтобы избежать всех названных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:
- бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
- балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;
- балансирование бюджета
не является самоцелью
Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток – усиление циклических колебаний. Реально такая политика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды циклических колебаний. Программы Дж. Кейнса рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, и за его счет финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокращает время экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу.
Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом – в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.
Приведенный аргумент был
бы достаточным, если бы государство
имело твердые ограничения в
росте своих расходов. Но такие
преграды, выставляемые обычно парламентом,
могут преодолеваться, тем более
что потребности финансирования
государственных начинаний
Существуют различные концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
Первый подход состоит
в необходимости полного
Второй подход основан
на необходимости сбалансирования
бюджета в масштабах
Согласно третьему подходу целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано.
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета
Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть.
Таблица «Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг.,
(млрд.руб.)»
Годы |
Доходы |
Расходы |
Профицит |
% к ВВП |
2005 |
5127,23 |
3514,35 |
1612,88 |
7,5 |
2006 |
6278,89 |
4284,80 |
1994,09 |
7,4 |
2007 |
7764,55 |
6131,81 |
1632,74 |
5,4 |
2008 |
9258,06 |
7560,87 |
1697,19 |
4,1 |