Бюджетные дефициты и профициты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсК.docx

— 129.14 Кб (Скачать)

Дефицит федерального бюджета  США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению с тем  же периодом годом ранее. Никогда  в США дефицит бюджета не был  таким большим – прежний рекорд был установлен в 2006 году, когда за шесть месяцев расходы превысили  доходы на 302 миллиарда долларов.

Огромные бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие международный характер. Высокий ссудный процент ведет  к значительному оттоку капиталов  из Западной Европы и других стран  в США, усиливает их экономические  и социальные трудности.

В свою очередь интенсивный  приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный  дефицит, наряду с рядом положительных  факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового должника.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия  кредитных денег. Однако оба эти  источника дают в конечном счете  отрицательный эффект. Выпуск государственных  займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному капитализму инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Эксперты бюджетного управления США указывают, что триллионные  дефициты прекратятся уже к концу 2011 году – к этому времени ожидается подъем экономики. Тем не менее, траты государства на протяжении ближайших десяти лет будут расти, достигнув к 2019 году почти 5 трлн долларов.

Цифра проектного дефицита возобновила подозрения, что правительство  США вынуждено будет продавать  рекордное количество долговых обязательств. Финансирование дефицита бюджета за счет казначейских обязательств –  единственный путь, повышение затрат означает, что рынку придется стать  источником денег.

В конце февраля 2009 г. Б. Обама  публично пообещал к 2013 г. наполовину сократить  огромный дефицит федерального бюджета  США, унаследованный от прежней администрации.

По данным источников в  администрации Б. Обамы, президент  надеется выполнить свое обещание по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов для богатых  американцев, а также урезания государственных  расходов на пребывание американских войск в Ираке.

Итак, с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета  в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных  средств; повысить налоги для состоятельных  россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.

 

2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета

 

          Вернемся к дефициту/профициту бюджета и рассмотрим преимущества и недостатки функционирования российской экономики в их условиях.

Как уже было отмечено, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. На средства Стабфонда закупается иностранное оборудование (например, медицинская техника). Российская экономика и особенно бюджет сильно зависят от цен на нефть и другие сырьевые товары. Эти цены, в свою очередь, крайне изменчивы. Именно Стабфонд позволяет смягчить последствия их колебаний для российской экономики.

Однако, профицит имеет не только положительное влияние на функционирование экономики, но и ряд серьезных недостатков. Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.

Бездефицитность бюджета не означает еще "здоровья" экономики. Необходимо обратить внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Существует мнение, что профицит – это не заслуга Правительства, а его ошибка: искусственная "накачка" средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов уничтожает возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.  
Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.                         

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры (что особенно актуально для России),явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов.

 

Рассмотрим плюсы и минусы экономики при дефицитном бюджете.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Дефицит возникает вследствие многих причин, в том числе вследствие спада производства; завышенных расходов на социальные программы или оборону; рост теневого сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных активами бумажных денег. Основное значение имеют спад производства, когда с сокращение объемов выпуска продукции уменьшается прибыль – и поступления в бюджет, что ведет к невыполнению плана поступлений в бюджет; а также рост теневого сектора экономики, когда предприятия перестают платить налоги, нигде не регистрируются и для государства «не существуют». На 2000 год в «тени» производилось до 40% ВВП. В Социально экономических проблемах России» чрезмерное увеличение и доля «теневого продукта» в ВВП объясняется как созданными еще в советское время (1970-1980 г.) неформальными каналами связи между предприятиями, так и чрезмерной нагрузкой на экономику: «условием экономического роста может быть бюджетная нагрузка до 25% ВВП, а в РФ, поофициальным данным, она равна 33%... В конце 1990-х фирмы РФ отдавали в налог 24% с оборота и еще в 6% уходило на разного рода неофициальные сборы и взятки». Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государст- венного долга.

 

 

Теперь выясним за счет чего формировался бюджет РФ и какие  недостатки и преимущества были присущи  экономике в данных условиях.

Доходы федерального бюджета  в 2008 г. составили 22.3% ВВП (графики 1.1-1.2), что несколько ниже уровня предыдущих лет. Однако, несмотря на развертывание  финансового кризиса и падение  в 4 квартале цен на  нефть, бюджетные  поступления оказались выше величин, заложенных в Закон о бюджете.

 

График 1.1. Доходы, непроцентные расходы и профицит федерального бюджета за 2004-2008 гг., в % ВВП

 

График 1.2. Доходы федерального бюджета в 2007-2008 гг., %ВВП

 

Превышение фактических  доходов бюджета над запланированными поступлениями связано с благоприятной  внешне- и внутриэкономической конъюнктурой в первом полугодии 2008 г. Беспрецедентно высокие цены на нефть в первом полугодии позволили накопить объем  бюджетных доходов, достаточный  для выполнения годового задания  даже в условиях начавшегося финансового  кризиса.

 

В структуре доходов федерального бюджета в 2008 г. произошли заметные изменения (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Доходы федерального бюджета в 2005-2008 гг. (в % ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

ДОХОДЫ – ВСЕГО

Налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций

ЕСH

Акцизы

Акцизы  на импорт

Прочие  акцизы

Налог на добавленную стоимость

На  товары и услуги внутреннего производства

На  импортные товары

Ввозные пошлины

Вывозные  пошлины

Платежи за природные ресурсы

НДПИ

Другие  платежи за природные ресурсы

Прочие  доходы

23.7

 

1.7

1.2

0.5

0.1

0.4

6.8

 

4.7

 

2.1

1.3

6.3

4.0

 

4.0

0.1

 

1.9

23.3

 

1.9

1.2

0.4

0.1

0.3

5.6

 

3.4

 

2.2

1.3

7.1

4.2

 

4.1

0.1

 

1.6

23.5

 

1.9

1.2

0.4

0.1

0.3

6.8

 

4.2

 

2.6

1.5

5.5

3.5

 

3.4

0.1

 

2.6

22.3

 

1.8

1.2

0.4

0.1

0.3

5.1

 

2.4

 

2.7

1.5

6.9

3.9

 

3.9

0.1

 

1.4


 

Значительный рост показали нефтегазовые доходы (график 1.3).

График 1.3. Объем нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2005-2008 гг., % ВВП

 

Основной причиной, определяющей увеличение нефтегазовых доходов бюджета, является динамика цен. Несмотря на обвал  нефтяных цен в четвертом квартале, средняя стоимость барреля нефти  марки Urals по итогам года составила 94.8 долл. По сравнению с 69.7 долл./барр. в 2007 г.

При этом физический объем  добычи нефти и газа в 2008 году, как  и величина их экспорта в натуральном  выражении, почти не изменились по сравнению  с предыдущим годом. Таким образом, рост нефтегазовых доходов практически  полностью объясняется ростом цен  на нефть, а не расширением объемов  добычи и переработки.

Одновременно с ростом нефтегазовых поступлений произошло  значительное сокращение ненефтегазовых доходов бюджета (по доле в ВВП). В  результате выросла доля нефтегазовых доходов в общей сумме бюджетных  поступлений (график 1.4.), что означает увеличение зависимости федерального бюджета от сырьевого сектора.

 

График 1.4. Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов  федерального бюджета в 2005-2008 гг, %

 

В наибольшей степени сокращение ненефтегазовых доходов вызвано  падением поступлений НДС на товары внутреннего производства (с 4.2% ВВП  в 2007 г. до 2.4% в 2008 г.). Провал поступлений  НДС отчасти является следствием перехода от помесячной к поквартальной  уплате налога, в результате чего из бюджета в 2008 г. выпали поступления  НДС за 4 квартал. Кроме того, низкий уровень поступлений НДС обусловлен высокой задолженностью по этому  виду налога.

Одновременно, НДС на импортные  товары продемонстрировал некоторый  рост, объясняемый расширением импорта  в 2008 г. и ослаблением рубля в  конце года.

Уменьшение поступлений  коснулось также налога на прибыль, что, прежде всего, связано с падением прибыли и ростом числа убыточных  предприятий в 4 квартале, как следствие  кризисных явлений, происходящих в  экономике.

Кроме того, в 2008 г. по сравнению  с предыдущим годом значительно  упал уровень неналоговых поступлений  .

Сравнение неналоговых поступлений  2007 и 2008 гг. является не вполне корректным. В 2007 г. в качестве безвозмездных  поступлений в федеральный бюджет были зачислены средства от продажи  активов НК ЮКОС, что повысило уровень  бюджетных доходов. В 2008 г. безвозмездные  поступления вернулись на свой естественный уровень.

Обратимся к расходам. Расходы федерального бюджета в 2008 г. практически сохранились на уровне предыдущего года и составили 18.2% ВВП. Однако структура расходов претерпела заметные изменения (таблица 1.2).

Информация о работе Бюджетные дефициты и профициты