Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ
Факультет экономический
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бюджетные дефициты и профициты
Автор курсовой работы
___________
подпись
Специальность 080507-62 менеджмент организации
Обозначение курсовой работы КР-02069964-080507-62-08-42
Руководитель работы
канд. эконом. наук, доц. ___________ Е.С. Земскова
Саранск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
образования профицита и
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета…….……………………………18
2.2. Особенности дефицитного
финансирования государственной деятельности………………………………………………
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета…………………………………….29
Заключение……………………………………………………
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование через специальные механизмы. Одним из наиболее важных механизмов является финансовый механизм, главное звено которого - бюджет.
В самом общем виде бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Именно бюджет обеспечивает единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.
Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретические основы
образования профицита и
Бюджет включает
в себя доходы и расходы. Структура
доходов и расходов бюджета на
очередной год является основным
содержанием бюджета, она определяет
источники и направления
Перейдем к подробному рассмотрению доходов. Основную долю доходов бюджета составляют налоговые поступления.
Налоги - это обязательные
платежи юридических и
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы (заработная плата, прибыль) либо собственность (земля, имущество физических или юридических лиц). Основные прямые налоги - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество. К прямым налогам относятся также и ресурсные платежи, среди которых основной - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров. Важнейший косвенный налог - налог на добавленную стоимость (НДС).
В большинстве стран структура налоговых поступлений остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В России основные налоги аналогичны тем, что приняты в мировой практике, однако структура налоговых поступлений в бюджетную систему России отличается от структуры налоговых поступлений в развитых странах.
Так, в России более низкой является доля подоходного налога, налога на имущество и социальных платежей при высоком удельном весе налога на прибыль и косвенных налогов. В этих условиях более надежными источниками налоговых поступлений для государства являются косвенные налоги.
Не смотря на поступательное увеличение доходов физических лиц, доля налогов, уплачиваемых с полученных ими доходов и используемого имущества, продолжает оставаться достаточно низкой. Преобладающее развитие ресурсных отраслей экономики определяет значительную долю в доходах бюджета налога на прибыль корпораций, добывающих природные ресурсы, являющегося своего рода "природной рентой".
Поэтому сбалансированное развитие экономики, повышение уровня доходов и стоимости имущества граждан, рост доверия к государству способствуют повышению устойчивости налоговых доходов страны.
Вторая составляющая доходов бюджета - неналоговые поступления, к которым относится целый ряд доходов. Это - доходы от внешнеэкономической деятельности, а также все те доходы, которые собираются государством за счет владения и пользования имуществом, находящимся в государственной собственности (например, доходы государственных унитарных предприятий, доходы от аренды, принадлежащей государству на праве собственности). К неналоговым поступлениям относятся также доходы от платных государственных услуг, плата за выдаваемые паспорта, административные платежи и сборы (сборы и пошлины за регистрацию актов гражданского состояния). Кроме того, неналоговыми доходами считаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда).
Третья составляющая доходов бюджета - безвозмездные перечисления. Речь идет о финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящим (например, из федерального краевому бюджету, либо из краевого – местному).
Теперь остановимся на второй составляющей бюджета – расходах.
Бюджет - это план финансирования мероприятий государственной политики в течение года. Основные расходы государства можно разделить на следующие группы:
• расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;
• социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);
• финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли);
• расходы на государственное управление.
Еще одним направлением государственных расходов является обслуживание государственного долга.
Большая часть расходов краевого бюджета направляется на межбюджетное выравнивание, то есть перераспределение бюджетных ресурсов для сглаживания различий в развитии муниципальных образований края.
1.2 Понятие профицита и дефицита бюджета
Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако, как правило, в реальности этого не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.
Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Такой концептуальный подход
к понятию профицита и дефицита
позволяет определить, в какой
мере сектор государственного управления
покрывает свои расходы и выдаваемые
в целях проведения государственной
политики кредиты за счет доходов, официальных
трансфертов и сумм получаемых от
погашения ранее выданных им займов
без увеличения своих долговых обязательств
и без уменьшения объема ликвидных
средств. Исходя из этого принципа,
профицит равен доходам и официальным
трансфертам минус расходы на
товары, услуги, трансферты и минус
чистое кредитование; а дефицит –
расходам на товары, услуги и трансферты
плюс чистое кредитование минус доходы
и минус официальные
Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).
Наличие дефицита или профицита напрямую связано с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.
В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.
1. Определение дефицита с учетом сумм начисленных, но неоплаченных обязательств. Поступления и платежи органов государственного и муниципального управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов всех уровней не учитывается их задолженность по начисленным, но неоплаченным обязательствам. Такими обязательствами могут быть неоплаченные государственные заказы, закупки, задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в пенсионный фонд. Также не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например угольной промышленности и др. Неоплаченные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Часто они по существу равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этих случаях необходимо производить альтернативный расчет дефицита бюджетов государственных и муниципальных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных обязательств.
Аналогичные расчеты могут
производиться также в случаях
переноса значительной части платежных
обязательств на следующий год. Такой
перенос означает рост предстоящего
спроса на денежные средства и ведет
к росту текущей задолженности.
Возникает необходимость
2. Определение дефицита
в целях оценки воздействия
операций сектора