Безработица, ее макроэкономическое содержание и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в Украине. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы сущности занятости и безработицы, во второй – проанализировать мировой опыт профилактики и защиты от безработицы, а в третьей – практический аспект осуществления политики борьбы с безработицей в современных украинских условиях. Также в курсовой определены причины и особенности безработицы в Украине

Содержание

Введение
1. Объективные и субъективные основы безработицы в рыночной экономике
1.1. Сущность и содержание рынка труда
1.2. Безработица, ее макроэкономическое содержание, причины возникновения и основные формы
1.3 Социально-экономические угрозы и последствия безработицы
2. Мировой опыт профилактики и защиты от безработицы
2.1. Приоритеты современной социально-экономической стратегии демократических стран
2.2. Вопрос вмешательства и невмешательства государства в механизм рынка труда в развитых капиталистических странах
2.3. Социальная защита от безработицы в странах с развитой рыночной экономикой
3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в Украине
3.1. Динамика и структура безработицы в переходный период
3.2. Государственное регулирование занятости
3.3 Основные направления борьбы с безработицей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

       К организационным мерам относится  создание достаточно мощной государственной  службы занятости. Меры регулирования занятости распределяются на активные и пассивные.

       Активные - это меры по:

     • созданию дополнительных сфер занятости (переструктуризация экономики, дополнительные рабочие места на государственных  предприятиях, субсидирование создания новых рабочих мест в частном секторе, создание условий для иностранного инвестирования, организация общественных работ, содействие развитию малого бизнеса, предпринимательства, создание условий для самозанятости граждан и т.д.);

       • профессиональная ориентация населения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

       • усиление территориальной и  профессиональной мобильности рабочей  силы;

     • субсидирование части затрат предприятий  на заработную плату, переподготовку и  повышение квалификации работников, применения гибких форм занятости;

       • оказания помощи в трудоустройстве; 

       • предоставление помощи в  случае трудовой миграции.

     К пассивным мерам регулирования  занятости относятся ассигнование средств на частичное возмещение безработным потери доходов, на обеспечение досрочного выхода на пенсию и другие денежные пособия. Эти меры не влияют на регулирование спроса и предложения рабочей силы.

       К экономическим мерам относят налогово-кредитное регулирование. С государственного фонда содействия занятости населения финансируется: развитие центров  подготовки и обучения высвобожденных работников и незанятого населения, профессиональная  ориентация населения; проведение научных исследований и разработок по проблемам  рынка труда, обеспечение международного сотрудничества в решении проблем занятости населения; выплаты пособия по безработице; предоставление беспроцентного  кредита безработным для занятия предпринимательской деятельностью.

     Государственная служба занятости выполняет следующие  задачи: информирует население  о состоянии рынка труда, о наличии свободных рабочих мест; консультирует граждан по  вопросам получения работы (трудоустройство); ведет учет граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства, создает автоматизированные банки данных  потребностей в кадрах; направляет на профессиональную подготовку и переподготовку; разрабатывает  прогнозы, определяет объемы и направления подготовки кадров. 

    3.3   Основные направления бороьбы с безработицей 

     Главным заданием Украины в вопросах занятости и безработицы является формирование эффективного рынка труда. Учеными и правительством разработаны программы формирования рынка труда [6, с. 472].

     Основные  положения программы рынка труда:

     1. Несомненный приоритет будет  даваться формированию занятости  на ее природном уровне для людей трудоспособного возраста. Допускается структурная безработица на уровне 5%.

     2. По мере внедрения рыночного  механизма будет происходить  экономическое оживление, то есть  будет иметь место одновременное  освобождение и привлечение людей  к труду.

     3. Должны быть сформированы биржи  труда, учебно-производственные  комбинаты и другие эффективные службы занятости.

     4. Будут меняться подходы к специальному  образованию. Несмотря на трудности  связанные с поиском новой  работы, трудоустройством, престиж  образования будет возрастать.

     5. Динамика численности пенсионеров,  занятых в народном хозяйстве, будет определяться коньюктурой рынка.

     6. Украина включится в международные  экономические связи, то есть  появится новый фактор стабилизации  занятости на внутреннем рынке.

     При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

     Большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

     Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.). Программы занятости, которые разработаны в украинской экономике, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий, которые способствуют профориентации, трудоустройству и практически не предполагают профилактических мероприятий для предупреждения безработицы.

     Среди них можно выделить следующие

     - увеличение объемов и качества предоставляемых социальных услуг незанятым и безработным гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости (в 2009г. на свободные и новосозданные рабочие места государственной службы занятости трудоустроено 702,6 тыс. незанятых граждан).

     - поддержка предпринимательской инициативы безработных заре-гистрированных в государственной службе.

     В условиях переходной экономики, спада  производства и роста безработицы, особенного внимания требуют социально-экономические проблемы молодого поколения, и, прежде всего, это касается трудовой деятельности.

     Среди экономически активной молодежи безработные  составляют приблизительно 16%. Эта часть  молодежи не в состоянии достаточно адаптироваться к рыночным условиям и сейчас является значительной частью безработных. Чтобы работодатель захотел принять на работу молодого специалиста, самое простое дать льготы частным предпринимателям – плательщикам единого налога. От этого будет польза государству (не надо будет платить помощь по безработице) и работодателю: он сможет не вкладывая особо больших денег, подготовить работника для своего производства; и для работника – он сможет получить практические навыки работы.

     Давая льготы предприятию, необходимо считаться  и с интересами молодого специалиста. В частности, в трудовом договоре надо определить (если оплата труда  почасовая), что с увеличением  продуктивности труда молодого специалиста  должна увеличиваться и ставка заработной платы. Если оплата труда – от выработки, то она будет осуществляться согласно тарифной ставки. Частный предприниматель не имеет права увольнять молодого специалиста на протяжении 3 лет с момента принятия на работу, кроме особенных случаев.

     Каждое высшее учебное заведение (ВУЗ) должен помогать трудоустройству своих выпускников. Нужно дать возможность студентам начать свою карьеру, находясь в ВУЗе. Для этого нужно ВУЗу давать информацию о себе через Интернет или обычной почтой рассылать предложения на прием заказов, разных проектов, проектов-рассчетов и т.д. ВУЗу, кроме того, нужно рекламировать своих выпускников: рассылать на адреса крупных предприятий и областных центров занятости сообщения о том, каких специалистов оно планирует выпустить в этом году.

     Средства  массовой информации, молодежные организации  должы психологически готовить молодежь к осознанию ими роли, которую она может иметь в развитии своей страны, к изменению мысли, касающейся распространенной среди молодежи форм деятельности, которые являются временными (и поэтому неперспективными) в условиях функционирования специализированной рыночной среды.

     Также должна проводится активная борьба с  безработицей в сельской местности. Для создания новых рабочих мест в инфраструктуре села нужно сильное участие государства. Учитывая это в селе должна происходить государственная политика, направленная на укрепление хозяйств общественного сектора.

     Безработными  в селах, которые не находятся  на учете в центре занятости, должны также заниматься местные органы самоуправления. К сожалению, в большинстве населенных пунктах отсутствует действующий центр, который бы занимался трудоустройством граждан. Эта проблема должна быть в поле зрения сельских советов. Целесообразно включить проблемы занятости сельского населения в планы социально-экономического развития населенных пунктов и регионов.

     Но  можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных политических лозунгов профсоюзов и социалистических партий.

     Однако  на самом деле экономика, в которой  одновременно заняты все 100% трудоспособного  населения, больше проигрывает, чем  выигрывает.

     Во-первых, добиться такого положения дел можно  лишь с помощью внеэкономического  принуждения по отношению к гражданам (например, в истории СССР был такой период, когда закон – так же как во времена крепостного права – просто запрещал менять работу по собственному желанию трудящегося). А ограничение экономической свободы подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедлению темпов роста благосостояния ее граждан.

     Во-вторых, в такой экономике резко замедляется  перестройка структуры производства, обусловленная изменениями спроса и внедрением достижений науки и техники в производство

       Больше всего возможностей для  трудоустройства безработных есть  на малых предприятиях. В Киеве, где количество малых предприятий значительно больше, чем в общем по Украине, количество безработных всего лишь 0,6% от общего количества трудоспособных.

     По  статистической отчетности предприятий, учреждений и организаций, по состоянию  на 01.01.10 года потребность предприятий  в работниках составляла 65,8 тысячи человек, нагрузка на 1 свободное рабочее  место составляла 8 человек. При этом спрос на рабочих (втройне) и служащих (вдвое) превышает спрос на работников сельского хозяйства или работников, которые не имеют профессии или занимали места, которые не нуждаются в специальной подготовке.

     Есть  основание надеяться, что по мере реализации Программ занятости люди почувствуют реальные изменения к лучшему. Но для того чтобы политика регулирования процессов занятости и безработицы была эффективной, необходимо достичь максимального согласований действий на всех уровнях, что обусловит улучшение состояния занятых граждан и безработных.

     По  информации Госкомстата только за последние  годы эмигрировали заграницу почти 90 тыс. граждан Украины с высшим образованием, 8 тыс. – с незаконченным  высшим и больше 122 тыс. со средним  специальным образованием. Навсегда оставили Украину 600 докторов и почти тысяча кандидатов наук, треть из которых – перспективные молодые специалисты высшей квалификации возрастом до 40 лет.

     Специалисты согласны в том, что такая массовая «утечка» мозгов, если ее не остановить, содержит реальную угрозу национальной безопасности нашей страны.

     Именно  поэтому первоочередным заданием теперь уже новой власти в стране должна стать реализация взвешенной экономической политики, сориентированной на уменьшение уровня бедности и безработицы, повышение части оплаты труда в структуре реальных доходов населения, обеспечение стабильного роста национальной экономики и постепенного приближения доходов граждан Украины к уровню тех стран, где сейчас работают наши трудовые эмигранты. Тогда исчезнет необходимость нашим соотечественникам искать лучшей судьбы заграницей.

     В области инвестиционной политики приоритетным направлением должно быть расширение сферы приложения труда в регионах, где не удовлетворяется спрос населения на рабочие места (особенно в небольших городах и сельских населенных пунктах).

     Регулировать  рост спроса на рабочую силу можно  прямым инвестированием в создание рабочих мест для тех регионов и отраслей, где желательно перераспределить рабочие ресурсы.

     Решению проблемы трудоустройства должно способствовать и создание специальных экономических зон, определенного режима инвестиционной деятельности с целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства высвобождаемых работников.

     Проблемы  развития рынка труда, занятости  и безработицы должны быть приоритетными  для власти, особенно при реализации внешнеэкономической деятельности. Во время рассмотрения и подписания международных договоров, в которых рассматриваются вопросы инвестиционной политики, предварительно следует провести экспертное обоснование влияния последствий их реализации на внутреннем рынке труда. Инвестиционная и налоговая политика, установление таможенных тарифов, прежде всего, должны защищать отечественного производителя.

Информация о работе Безработица, ее макроэкономическое содержание и последствия