Безработица, ее макроэкономическое содержание и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в Украине. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы сущности занятости и безработицы, во второй – проанализировать мировой опыт профилактики и защиты от безработицы, а в третьей – практический аспект осуществления политики борьбы с безработицей в современных украинских условиях. Также в курсовой определены причины и особенности безработицы в Украине

Содержание

Введение
1. Объективные и субъективные основы безработицы в рыночной экономике
1.1. Сущность и содержание рынка труда
1.2. Безработица, ее макроэкономическое содержание, причины возникновения и основные формы
1.3 Социально-экономические угрозы и последствия безработицы
2. Мировой опыт профилактики и защиты от безработицы
2.1. Приоритеты современной социально-экономической стратегии демократических стран
2.2. Вопрос вмешательства и невмешательства государства в механизм рынка труда в развитых капиталистических странах
2.3. Социальная защита от безработицы в странах с развитой рыночной экономикой
3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в Украине
3.1. Динамика и структура безработицы в переходный период
3.2. Государственное регулирование занятости
3.3 Основные направления борьбы с безработицей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

     Резкое  сокращение спроса на рабочую силу негативно повлияло на соотношение  между незанятыми гражданами на рынке  труда и вакантными рабочими местами. Нагрузка на одно рабочее место начало стремительно расти. Если в 1992г. на одно свободное рабочее место в среднем в Украине претендовала одно лицо, то на конец 2009г. около 8 незанятых лиц. А на отдельных территориях Украины наблюдается повышенное напряжение с трудоустройством. Это касается западного региона.

     В материалах статистическо–аналитического обзора состояния рынка труда  Госкомстата Украины в 2009г. отмечаются основные тенденции, которые были присущи рынку труды в сравнении 2008г.: 

- снижение  уровня занятости с 67,3% до 64,7%; 

- увеличение уровня безработицы населения (по методологии МОТ) с 6,9% до 9,6%;

- увеличение  уровня зарегистрированной безработицы с 2,9% до 3,4%; 

-  рост  среди безработных (по методологии  МОП) части уволенных  по  экономическим причинам с 28,1% до 45,5%;

- увеличение количества экономически неактивных лиц, разуверившихся в поиске работы на 30,9%;

-  сокращение  количества свободных рабочих  мест на 27,7%;

- снижение  уровня трудоустройства незанятого  населения с помощью государственной  службы занятости  с 43,3% до 32,8%;

- сокращение  уровня приема рабочей силы с 28,3% до 22,5% средней численности штатных работников;

-  увеличение  в несколько раз количества  работников, которые по инициативе  администрации: 

       · переведены на сокращенный  график работы;

       · находились в административных  отпусках;

-   рост среднемесячной помощи по безработице на 14,8%;

-  увеличение суммы задолженности по выплате заработной платы на 23,9%.

     По  итогам 2009г. безработица в Украине характеризуется следующими данными (табл. 3.4) 
 
 
 
 

     Таблица 3.4

     Динамика  основных показателей безработицы

 
 
В среднем за период
2008 2009
Безработное население (по методологии МОТ) в возрасте                    15-70 лет – всего, тыс. чел. 1425,1 1958,8
  в том числе:    
  - работоспособного возраста 1424,0 1956,6
  - старше работоспособного возраста 1,1 2,2
Уровень безработицы (по методологии МОТ), в % к экономически активному населению соответствующей возрастной группы:    
  - в возрасте 15-70 лет 6,4 8,8
  - работоспособного возраста 6,9 9,6
  - старше работоспособного возраста 0,1 0,1
 

     В свою очередь официальные данные Госкомстата Украины учитывают лишь количество официально зарегистрированных безработных.

     За  низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая  безработица (вынужденный досрочный  уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие не занятости части рабочей силы.

     Заданием  современного этапа в сфере регуляции  занятости является переход к  активной политике на рынке труда, который, к сожалению, не осуществляется сейчас. В основу должна быть положена модель управления, центральными элементами которой являются основные регуляторы рыночной организации труда: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно за этими параметрами осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а из другого – происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль в процессе управления. 

    3.2    Государственное регулирование занятости 

     Влияние государства на уровень национального  производства методами политики  экспансии (фискальной или монетарной политики) – основной элемент механизма государственного регулирования занятости населения. Другим его элементом является государственное регулирования последствий функционирования экономики, связанных с возникновением  безработицы. Такое регулирование опирается на специальные государственные программы,  основной целью которых является не общий рост производства, а создание  дополнительных условий для трудоустройства безработных [31, с. 299].

     Программный метод регулирования занятости  осуществляется по двум направлениям: активная политика занятости и создания гибких форм занятости.

       Первое направление предусматривает разработку программ содействия занятости, которые охватывают как отдельные категории населения, так и специфические случаи угрозы  безработицы, вызванные экономическим и политическим ситуациями, а также стихийными бедствиями. Главной целью таких программ является сокращение или предотвращение  роста числа безработных.

     Программы содействия занятости делятся на три типа: программы  общественных работ, профессиональная подготовка для молодежи, помощь безработным.

       Программы общественных работ (ПОР). Они охватывают отдельные категории  населения, регионы, периоды времени и делятся на два вида.

     Первый  вид ПОР – это программа трудоемких общественных работ,  направленных на мобилизацию избыточной рабочей силы для создания  инфраструктуры в сельской местности (строительство сельских дорог, мелких ирригационных объектов, дешевого жилья и школ, защиты земель и проведения  лесонасаждений и т.п.). Данные проекты используются также как средства оказания срочной помощи во время засухи и для ликвидации последствий стихийных бедствий. В городах это строительство и ремонт дорог, тротуаров, покраска школ и больниц,  выращивания овощей, работа в детских садах и т.п.

       Второй вид ПОР – это программа общественных работ, которые имеют определенную социальную  направленность. К ним относятся оплачиваемые муниципальной властью (местными органами власти) услуги пожилым людям и инвалидам, уход за детьми,  помощь при обслуживании больных и т.д.

       Программы профессиональной подготовки  для молодежи (ППП). В сфере занятости  рост требований к квалификации и профподготовке рабочей силы приводит к росту безработицы среди низкоквалифицированных групп населения, прежде всего среди молодежи. Во всех без исключения развитых странах доля безработной молодежи  значительно превышает средний уровень безработицы.

       ППП – промежуточный этап между окончанием общеобразовательной школы и постоянной занятостью. Это программы, содержанием которых является помощь молодежи в получении  профессиональной подготовки и повышения квалификации. Программы профподготовки  финансируются спонсорами – предпринимателями, местными органами власти,  добровольными денежными взносами. Молодежь, на которую распространяется действие таких программ, получает материальную помощь в виде стипендий.

       Программы помощи безработным, не имеющих работы в течение длительного  времени. По данным Международной организации труда (МОТ), во многих странах удельный  вес безработных, не имеющих работу более одного года, превышал половину всего количества безработных [31, с. 300].

       Для стимулирования предпринимателей  по найму на работу, а также   безработных относительно активных  поисков работы в западных  странах используется  целый ряд  эффективных средств. 

       Одним из действенных средств  содействия занятости является  предоставление субсидий. Предпринимателям предоставляются от государства субсидии для доплат к заработной плате  трудоустроенным безработным, которая значительно ниже заработной платы постоянных  рабочих, а также субсидии на профподготовку безработных. Государство активно стимулирует предприятия в случае трудоустройства и профподготовки молодежи.

     Не  менее важным средством финансового  стимулирования предприятий является  частичное или полное освобождение от уплаты взносов в фонд социального  страхования  на лиц, проходящих профподготовку. Особое внимание государственные структуры уделяют помощи безработным в организации собственного дела, открытии  предприятия. Для желающих планировать свое бизнес государство выделяет финансовую  помощь – субсидии, организует обучение по экономическим дисциплинам: менеджмента, маркетинга, финансовой и учетной деятельности и т.д. С целью обеспечения успешного ведения собственного дела на начальном этапе функционирования новых предприятий государство помогает им в решении организационных вопросов, контроле за стандартами, налогами и др.

     Специальными  программами по занятости могут  управлять как  центральные государственные  органы, так и региональные и местные  органы власти. Центральные  органы принимают соответствующие законодательные  акты и осуществляют бюджетный  контроль. Конкретные программы разрабатываются обычно на региональном и  местном уровнях.

       Программы содействия занятости  – динамичный инструмент активной политики  занятости [31, с. 301]. Срок ее действия рассчитан на период от шести месяцев до двух лет, но иногда они могут быть продолжены путем принятия соответствующих нормативных актов.

       Большинство программ финансируется  из государственного бюджета.  Кроме того, отдельные специальные программы могут финансироваться и через налоговую систему (налоговый  кредит, налоговые отчисления, возврат налогов).

       Второе направление (гибкие форму  занятости) предусматривает создание  благоприятных условий, способных  повысить уровень занятости населения.  К ним  принадлежат установления  трудоспособному населению выгодных форм и режимов труда, помощь предпринимателям в маневрировании количеству и качеству рабочей силы в  решении проблем, связанных с использованием труда женщин, пожилых людей, иностранных рабочих, иммигрантов и т.д.

       Гибкие формы занятости включают: использование различных нестандартных режимов как полного и неполного рабочего времени; учет  социального статуса работников (самостоятельные рабочие, неоплачиваемые члены семьи);  использование в процессе производства нестандартных рабочих мест и организации  труда (надомная работа, рабочие по вызову), внедрение нестандартных  организационных форм (временные рабочие).

       В решении проблем безработицы  гибкие формы занятости дают  возможность, во-первых, сократить  общую численность незанятого населения  через предоставление работы определенным категориям населения на соответствующих условиях; во-вторых, увеличить или сохранить при сокращении объемов производства количество  занятых, не увеличивая при этом число рабочих мест благодаря разделения их между рабочими и путем сокращения рабочего времени; в-третьих, расширить возможности трудоустройства для лиц, уволенных с производства.

       В последнее время во многих  странах были приняты различные  законы, которые регулируют отдельные виды занятости. Процесс развития гибкого рынка труда  поддерживается также государственными мероприятиями, смысл которых заключается в сокращении сферы стандартных условий найма и режимов труда и стимулировании гибких их  форм. К таким мерам относятся: законодательное уменьшение объемов разрешенных  сверхурочных работ, сокращение продолжительности рабочей недели, увеличение оплачиваемого отпуска; снижение пенсионного возраста, субсидии предприятиям, которые используют новые формы занятости; стимулирование создания «собственного  дела» и т.п.

     Система государственного регулирования занятости  обеспечивается правовыми,  организационными и экономическими мерами.

     К правовым относится ряд законодательных актов, которые должны регулировать  занятость населения. Это, прежде всего Закон Украины «О занятости» и пакет соответствующих постановлений КМУ.

       Государственная политика Украины  занятости основывается на следующих  принципах: обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, возраста, политических взглядов, выбора вида  деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных нужд; содействие обеспечению  эффективной занятости, предотвращению безработицы, создание новых рабочих мест и условий для развития предприятия; добровольность труда, основанная на  волеизъявлении граждан [31, с. 302].

Информация о работе Безработица, ее макроэкономическое содержание и последствия