Анализ занятости населения Российской Федерации методом сводки и группировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение занятости в России. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

Дать определение основным понятиям, указать наиболее важные теоретические аспекты
Рассмотреть сущность процесса осуществления сводки и группировки статистических данных
Провести необходимые расчеты для анализа социально-экономических явлений путем сводки и группировки

Содержание

Введение. 3

1. Общая теория сводки и группировки 5

1.1. Сводка и группировка данных статистического наблюдения 5

1.2. Значение статистических группировок в социально-экономическом исследовании 8

1.3. Задачи статистических группировок, их виды 12

2.Методология сводки и группировки как способа статистического исследования 17

2.1. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки 17

2.2. Статистические ряды распределения 22

2.3. Статистические таблицы 27

3.Анализ занятости населения Российской Федерации методом сводки и группировки 30

Заключение. 36

Список использованной литературы. 38

Приложения 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 99.57 Кб (Скачать)

       Опираясь  на диалектическое единство синтеза  и анализа как дополняющих  друг друга способов познания, допуская определенную степень абстракции, статистическое исследование производит расчленение  множества единиц изучаемой совокупности на различающиеся между собой , но внутренне однородные части и, одновременно с этим, объединяет их в типичные группы по существенному для них признаку. Именно при таком подходе к изучению социально-экономических явлений группировки являются важнейшим методом статистического исследования, позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.

       Существование множества форм развития социально-экономических  явлений, а также конкретных целей  исследования и неоднородных по содержанию исходных данных обусловливает необходимость  осуществления разнообразных приемов  группировок. Их методологическую сущность можно сформулировать следующим  образом: группировка – это процесс  образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединении  изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

       Располагая  информацией по совокупности торговых предприятий, можно осуществить  группировку по одному или нескольким из следующих признаков: объему товарооборота, численности работающих, величине основных фондов и другие. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Их правильный выбор определяется научным анализом законов развития тех явлений и процессов, по признакам которых и образуются различные группы. [9, c. 17]

       Особым  видом группировок являются классификации, получившие широкое распространение  в статистике. Объективная необходимость  разработки классификации обусловлена  многообразием атрибутивных признаков  при изучении многочисленных явлений  и процессов, создающих трудности  при отнесении единиц совокупности к определенной группе или классу. При наличии нескольких признаков  у отдельной единицы статистической совокупности ее относят к определенной группе по признаку, имеющему преимущественное значение: кассир и продавец, шофер  и грузчик и т.п.; в подобных случаях этих работников относят  к конкретной группе по их основной деятельности.

       Классификация, представляющая устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц наблюдаемого объекта, имеет фундаментальное  значение для всего цикла статистических работ, особенно для составления  баланса народного хозяйства, позволяющего следить за пропорциональностью  экономического развития отдельных  регионов. С помощью классификации  общественных явлений вариация их признаков  фиксируется в определенном системном  виде. Классификации выступают в  роли своеобразного статистического  стандарта. Из множества такого рода номенклатур в качестве примера  можно привести несколько классификаций  из числа действующих в настоящее  время: классификация производимой продукции, товаров народного потребления, учитываемых в розничном товарообороте, издержек обращения, а также классификации  по труду – по профессиям, занятиям и другие.

       В современных условиях, связанных  с переходом к рыночной экономике, возникает потребность внесения соответствующих коррективов в  действующие классификации и  создания новых, отвечающих задачам  коммерческой деятельности, коллективов, магазинов, объединений, ассоциаций и  других предприятий, организаций торговли. Это прежде всего классификации деклараций доходов отдельных лиц или их групп, работающих в разных отраслях народного хозяйства, расширения номенклатуры продукции промышленности, классификации типов покупателей по характеру спроса, роду занятий, размеру и составу семьи и т.д.; сегментации рынка, то есть разделения покупателей на группы по целому комплексу, по ряду количественных характеристик, связанных с потребительскими свойствами товаров и другие.

       Наряду  с этим, в условиях рынка многократно  возрастает потребность в соответствующей  систематизации и группировке информации для характеристики договорных связей торговых предприятий с производителями  товаров в исследовании емкости  и насыщенности рынка отдельных  регионов по конкретным изделиям, в  изучении интенсивности покупательских потоков в отдельных магазинах  и т.д.

       Одно  из требований, предъявляемых в процессе осуществления группировки, состоит  в том, что образуемые группы должны быть реальными. Но это не означает, что они существуют в действительности в готовом виде. Чаще всего для  их получения необходимы глубокое и  всестороннее осмысление цели исследования, оценка исходной информации и учет других обстоятельств, связанных с  изучаемым объектом. [18, c. 320] Только исходя из всей этой теоретико-методологической основы, делается заключение о возможных группах, способах образования и выделения их из всей совокупности. Этот вопрос является наиболее сложным и ответственным во всей методологии статистических группировок.

       Таким образом, значение статистических группировок  состоит в том, что они раскрывают объективное положение вещей  и выявляют самые существенные черты и свойства изучаемых явлений, а также позволяют получать информацию о размерности отдельных групп, соотношении их в общей совокупности и о связях между изучаемыми показателями, характеризующими выделенные части, и признаками, положенными в основу группировки. Этого можно достичь в том случае, когда применение метода статистических группировок опирается на положения экономической науки. 

       1.3. Задачи статистических  группировок, их  виды

       Содержание  и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие  основные задачи, решаемые с помощью  метода статистических группировок: образование  социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений  и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между  изучаемыми признаками.

       Для решения этих задач соответственно применяют типологические структурные  и аналитические группировки. Следует  отметить, что приведенная классификация  статистических группировок по выполняемым  ими задачам имеет некоторую  условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это  обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности. [13, c.16]

       Типологические группировки

       Важнейшим их содержанием является выражение  из множества признаков, характеризующих  изучаемые явления, основных типов  в качественно однородные.

       Типологические  группировки широко применяются  в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

       При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.

       Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении  групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень  важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно  различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.

       Многообразие  общественных явлений обусловливает  необходимость дифференцированного  подхода к образованию и использованию  типологических группировок.

       Наряду  с выделением типов хозяйств, разделением  населения по социальным группам  в практике коммерческих служб торговли и банка выделяются однородные группы, которые различаются между собой  качественными особенностями. Эту  многоярусность типологических группировок необходимо определить, поскольку социально-экономическую их сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.

       Приведем  пример типологической группировки  в таблице 1. (см. приложение 1).

       Приведенные данные характеризуют социально-экономический  состав промышленной продукции, а также  свидетельствуют о возникших  в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.

       Структурные группировки

       Выделенные  типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться  с точки зрения их структуры и  состава. При этом используются структурные  группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

       С помощью структурных группировок  изучается, например, состав товарооборота  по товарным группам; торговая сеть –  по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу  работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных таблицы 2. (см. приложение 2).

       Приведенная в таблице 2. группировка содержит систему показателей, характеризующих  структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного  процесса, нашедшего свое выражение  в укреплении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют  большую долю в обороте, чем в  общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволяет выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аполитические группировки.

       В торговле и сфере банка встречается  большое разнообразие взаимосвязей между группировками, выступающими в роли причины или следствия  явления. Из них можно выделить следующие:

  1. когда фактором выступает количественный признак, а результативным – качественный;
  2. когда в основу группировки положен качественный признак, а результативным – представлен количественный;
  3. когда в роли фактора и результата выступает качественный признак;
  4. когда в группировке факторный и результативный показатели представлены количественным признаком;

       Наиболее  распространенный вид коммерческих связей представлен в таблице 3. (см. приложение 3).

       Данные  группировки позволяют сделать  вывод о том, что устойчивые и  надежные хозяйственные связи между  сторонами, основанные на договорах, оказывают  положительное влияние также  и на качество поставляемых товаров.

       Комбинированные группировки

       Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При  этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

       Применение  комбинированных группировок обусловлено  многообразием экополитических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

       Таким образом, можно сделать вывод, что  для каждого типа статистических данных существуют свои типы группировки, позволяющие делать анализ данных более  удобным методом. 
 

 

       

       2.Методология  сводки и группировки  как способа статистического  исследования

       2.1. Принципы выбора  группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки

Информация о работе Анализ занятости населения Российской Федерации методом сводки и группировки