Цели и критерии социально-экономического развития региона на примере Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы:
Выявить цели и критерии социально-экономического развития региона
Задачи:
- определение теоретических аспектов развития региона
- рассмотрение методов управления региональным развитием

Работа содержит 1 файл

курсовик последнее редакт.docx

— 95.88 Кб (Скачать)

Для преодоления нарастающих  ограничений экономического развития необходимы существенные объемы инвестиций в основной капитал, которые должны создать базу для устойчивого  развития области. Выработка решений  по инвестиционной политике, принятие долгосрочной стратегии развития региона  невозможны без всесторонней оценки народнохозяйственных последствий  их реализации. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного долгосрочного прогноза социально-экономического развития области. При прогнозировании социально-экономического развития Вологодской области была использована система моделей, состоящая из межотраслевой модели экономики РФ, межотраслевой модели СЗФО и непосредственно модели Вологодской области.

Межотраслевая модель экономики  Вологодской области представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных  блоков расчетов: объемов промышленного  производства, инвестиций в основной капитал, трудовых ресурсов, валового регионального продукта, баланса  топливно-энергетических ресурсов, индексов отраслевых цен, финансов и бюджета, внешнеэкономической деятельности, баланса доходов и расходов населения, прибыли, фонда заработной платы. При  разработке макроэкономических сценариев  экономического развития РФ были предложены два основных варианта: инновационный  и инерционный.

Инновационный вариант основывается на соответствующем сценарии, представленном в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», разработанной Минэкономразвития  России в 2007 г. В сценарии содержатся предположения о возможности  достижения устойчивых темпов экономического роста на всем прогнозном интервале. Потребление домашних хозяйств также  продолжает оставаться одним из основных факторов экономического роста. Среднегодовой  прирост потребления домашних хозяйств составит в 2007-2020 гг.7,5%.

В инерционном варианте заложена гипотеза о сохранении действующих  тенденций в экономическом развитии страны. На прогнозном интервале динамика инвестиций в основной капитал и  потребления домашних хозяйств является в значительной степени сходной. При этом происходит постепенное снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал с 7,1% на интервале 2006-2010 гг. до 3,9% в 2015-2020 гг. Среднегодовые темпы прироста потребления домашних хозяйств снижаются с 6,9% в 2006-2010 гг. до 4,6% в 2015-2020 гг. Такое развитие событий возможно вследствие нарастания ресурсных ограничений в 2008-2010 гг. и серьезного замедления экономического роста в этот период.

В 2006-2010 гг. в соответствии с общероссийским инновационным  вариантом средние темпы прироста ВВП должны составить 6,4%, а для  Вологодской области темпы прироста ВРП составляют 6,5% как в инновационном  варианте, так и в варианте эшелонированных  инвестиций. В 2011-2015 гг. темпы прироста ВВП России остаются практически прежними, а для Вологодской области составляют по вариантам соответственно 9,4 и 10%. В 2016-2020 гг. темпы прироста российского ВВП увеличиваются до 6,6%. Для Вологодской области среднегодовые темпы прироста ВРП за этот период составляют 7% для инновационного варианта и 8,2% для варианта эшелонированных инвестиций. Если учитывать существенно опережающие в 2011-2015 гг. темпы развития региона по сравнению со среднероссийскими, то можно говорить о том, что в долгосрочной перспективе область имеет возможность сохранить лидирующие показатели по уровню социально-экономического развития не только в Северо-Западном регионе, но и по России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальное развитие Вологодской области

При прогнозировании демографических  показателей учитывались не только соответствующие оценки Росстата, но и показатели изменения социально-экономического положения региона, расчеты не дают оснований ожидать на прогнозном интервале существенного изменения  сложившихся тенденций динамики численности населения области. При расчете демографической  ситуации использовался консервативный сценарий изменения миграционного  прироста, в соответствии с которым  на всем прогнозном интервале он оставался  незначительным.

Среднесписочная численность  работников (занятость) составит к 2020 г.592 тыс. чел. по инерционному сценарию и 609 тыс. чел. по сценарию эшелонированных  инвестиций. На фоне снижающейся численности  населения в трудоспособном возрасте и с учетом консервативного сценария миграционного прироста населения  такая динамика занятости предполагает более широкое использование  населения вне пределов трудоспособного  возраста, т.е. лиц моложе 16 лет и  лиц от 55 до 72 лет (для женщин) и  от 60 до72 лет (для мужчин).

Среднегодовые темпы прироста ВРП Вологодской области за период с 2008 по 2020 г. составляют 4,8% в инерционном  варианте, 7,7% в инновационном варианте и 8,3% в варианте эшелонированных  инвестиций. Объем ВРП к 2006 г. возрастает по вариантам соответственно в 1,9 раза, в 2,8 раза и в 3,1 раза. Столь высокая  динамика в сценарии эшелонированных  инвестиций не кажется фантастической с учетом того, что экономика России в данный период растет среднегодовым  темпом 6,7%, а Вологодская область  реализует крупные инвестиционные проекты в ряде ключевых отраслей народного хозяйства.

Рост производительности труда становится важнейшим фактором на фоне нарастания демографических  проблем в регионе. По результатам  расчетов по инерционному варианту к 2020 г. удастся увеличить данный показатель в 1,8 раза, в инновационном варианте - в 2,5 раза, в варианте эшелонированных  инвестиций в 2007-2020 гг. - в 2,8 раза. Такой  результат, в частности, достигается  инвестициями и общим ростом эффективности  производства в отраслях « второго  эшелона» в 2012-2020 гг.

Уровень жизни населения  Вологодской области в соответствии с ростом уровня реальных доходов  населения за период с 2006 по 2020 г. возрастет  в 1,9 раза в инерционном варианте, в 2,6 раза в инновационном варианте и в 2,7 раза в варианте эшелонированных  инвестиций. При этом ВРП на душу населения (выраженный в долларах США 2006 г) достигнет к 2020 г.14 тыс. долл. в  инерционном варианте, 21 тыс. долл. в  инновационном варианте и 23 тыс. долл. в сценарии эшелонированных инвестиций.

Обеспеченность населения  жильем к 2020 г. возрастет до 26,5 кв. м  на человека в инерционном варианте, и 27,3 кв. м как в инновационном, так и в варианте эшелонированных инвестиций. Относительно невысокий рост данного показателя связан с ускоренным выбытием аварийного и ветхого жилого фонда, а также с тем, что показатели обеспеченности жильем в регионе являются высокими по российским меркам. Кроме того, часть ресурсов строительного комплекса должна быть ориентирована на производственное строительство в связи с программой инвестиций. На прогнозном периоде промышленное производство увеличится в 1,7 раза в инерционном сценарии, в 2,6 раза - в инновационном и в 2,8 раза в сценарии эшелонированных инвестиций. При этом в последнем случае рост промышленного производства остается стабильно высоким в течение всего прогнозного периода. Значительный объем инвестиций в сельскохозяйственный комплекс области позволяет в 1,7 раза увеличить выпуск продукции данной отрасли в сценарии эшелонированных инвестиций.

Рост экономики региона  сопровождается развитием инфраструктурных отраслей. Грузооборот транспорта в  сценарии эшелонированных инвестиций увеличивается в 2006-2020 гг. в 2 раза, производство электроэнергии на территории области - в 2,3 раза. Масштабные инвестиции в  основной капитал, характерные для  инновационного сценария и сценария эшелонированных инвестиций, приводят к значительным изменениям в структуре  производимого ВРП Вологодской  области.

Развитие отраслей промышленности способствует увеличению в структуре  ВРП доли обрабатывающих отраслей. В 2020 г. в инерционном варианте их доля возрастет до 49,2%, в инновационном варианте - до 51,3% и в сценарии эшелонированных инвестиций - до 51,4%. Существенным образом увеличивается доля строительства - до 16,1% ВРП в 2020 г. в сценарии эшелонированных инвестиций.

Инвестирование в туристический  комплекс области в варианте эшелонированных  инвестиций приводит к росту такого вида деятельности, как «гостиницы и рестораны» (0,9% ВРП в 2020 г). Несмотря на довольно высокие темпы роста  производства, в сельском хозяйстве  продолжается снижение значения этого  вида деятельности для экономики  области.

В структуре промышленного  производства Вологодской области  необходимо отметить сокращение доли металлургического производства, наблюдаемое  во всех трех вариантах прогноза. Это  в значительной степени связано  с предельным уровнем загрузки мощностей  на Череповецком металлургическом комбинате. Планируемые инвестиции позволяют  поддерживать лишь незначительный рост производства. При этом другие отрасли промышленности региона растут опережающими темпами. Масштабные инвестиции в лесоперерабатывающий комплекс в инновационном сценарии и сценарии эшелонированных инвестиций приводят к тому, что доля данного вида деятельности в структуре промышленного производства Вологодской области возрастает с 3,5% в 2006 г. до 15,5% в 2020 г. в инновационном варианте и 14,2% в варианте эшелонированных инвестиций. В сценарии эшелонированных инвестиций довольно значительно увеличивается значимость машиностроительного комплекса области - до 7,1% в 2020 г. Более детальное представление о развитии промышленности области можно получить, анализируя динамику натуральных показателей производства основных отраслей Вологодской области. Производство готового проката черных металлов к 2020 г. возрастет до 13346 тыс. т в инерционном варианте и 15214 тыс. т в инновационном сценарии и сценарии эшелонированных инвестиций. Рост промышленного производства предопределит увеличение перевозок основных видов промышленной продукции региона на железнодорожном транспорте. Объем перевозок лесных грузов в 2006-2020 гг. возрастает по инерционному варианту в 2,5 раза, по инновационному варианту в 6,3 раза и по сценарию эшелонированных инвестиций в 8,5 раза. Рост экономики Вологодской области станет основным источником увеличения доходов консолидированного бюджета региона. В структуре налоговых доходов бюджета предполагается рост доли налогов на доходы физических лиц и добавленную стоимость при некотором снижении доли от налога на прибыль. Доля неналоговых доходов будет оставаться относительно стабильной, составляя примерно 3,6% доходов консолидированного бюджета Вологодской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты и перспективы развития Вологодской области

В результате совместных усилий были определены основные приоритеты развития города на 2008-2015 годы. При этом были учтены отдельные положительные  идеи других сценарных условий и  произошедшие изменения в законодательстве. Под влиянием изменений в законодательстве, экономике и политике, на основе достигнутых результатов в развитии города будут вноситься соответствующие  коррективы в выбранную стратегию, приоритеты и цели стратегического  плана.

Высшей целью власти любого уровня является - создание условий  для повышения благосостояния и  качества жизни проживающих на ее территории граждан. Когда у граждан имеется хорошая работа и достойная зарплата, нормальные условия для рождения и воспитания детей, наличие удобного жилья, возможность пользования гарантированными услугами здравоохранения и социального обеспечения, когда в наличии политическая стабильность, экологическая и общественная безопасность, образовательные, культурные и досуговые возможности, тогда от них можно ожидать творческого подъема и самореализации в любой сфере деятельности. Для достижения поставленной цели направляются значительные средства бюджетов всех уровней, частные инвестиции, спонсорская помощь.

Складывающаяся политико-экономическая  ситуация в стране создает противоречие между ожиданиями общества, что все  большая часть его ресурсов будет  направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью  государства выделять необходимые  для этого средства.

В образовании предусматривается  оптимизация сети образовательных  учреждений как способ обеспечения  доступности и равных условий  получения качественного образования, переход на новые стандарты оценки деятельности образовательных учреждений и новый базисный учебный план, создание базовых школ по пред профильному и профильному обучению, открытие инновационных площадок.

Основные усилия в развитии здравоохранения будут направлены на укрепление материально-технической  базы лечебно-профилактических учреждений, совершенствование диагностики  и профилактики заболеваний и  первичной медико-санитарной помощи, строительство офисов врачей общей  практики.

Наличие здорового поколения  и ведение здорового образа жизни  обуславливают высокое качество жизнедеятельности населения, что, в свою очередь, является одним из факторов развития высокотехнологичной  экономики. Таким образом, формирование высокого качества жизни в городе закладывает предпосылки будущего экономического прорыва.

Успех развития экономики  во многом зависит от способности  органов власти создавать условия  для стимулирования предпринимательской  инициативы, поддержки развития малого и среднего бизнеса. Для дальнейшего  развития экономической стабильности недостаточны только реконструкция  и модернизация существующих основных фондов, необходимо их полное и качественное обновление, т.е. дальнейшее развитие экономики  возможно только на основе внедрения  принципиально новой техники  и технологий. Финансовым обеспечением этого могут быть очень крупные  инвестиции, намного больше вложенных  в последние годы, и, в основном, за счет собственных средств предприятий. Поэтому управление развитием экономики города будет осуществляться по трем основным направлениям: привлечение инвестиций; взаимодействие с крупным бизнесом; поддержка малого и среднего бизнеса. Основными задачами экономической политики органов власти Вологодской области будут: снижение бюрократических барьеров для начала и развития бизнеса и инвестирования, создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции.

Информация о работе Цели и критерии социально-экономического развития региона на примере Вологодской области