Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
Выявить цели и критерии социально-экономического развития региона
Задачи:
- определение теоретических аспектов развития региона
- рассмотрение методов управления региональным развитием
Понятие «регион» в научной
и практической литературе используется
для обеспечения различных
Термин “развитие” часто
употребляется в следующих
Наряду с чисто экономическими
характеристиками нередко рассматривают
социальные параметры развития. Более
того, социальные характеристики давно
уже стали полноправными
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
В настоящее время основной
целью экономического развития большинства
стран мира и их регионов является
улучшение качества жизни населения.
Поэтому процесс социально-
Последние две составляющие
качества жизни не всегда учитываются
при оценке степени социально-
Развитие любого региона
– многоцелевой и многокритериальный
процесс. Содержание развития регионов
может сильно различаться. Действительно,
развитие Бурятии, Калининградской
области, Ямало-Ненецкого автономного
округа по своему содержанию сильно различаются
друг от друга, и это различие обусловлено
не только исходным уровнем развития,
но и особенностями каждого
1.3 Методы управления региональным развитием
Местные органы власти любого уровня – региона, города или района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо- теплоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием
может осуществляться с помощью
многообразного спектра стратегий,
программ, конкретных действий и одноразовых
управленческих решений, посредством
которых местная администрация
стремится стимулировать
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояний в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя местные преимущества и создавая новые.
Преодоление кризиса в
любой сфере жизни региона
напрямую связано с уровнем
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и городские вокзалы, аэропорт и т.д.
В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляет прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.
Традиционными являются активные
действия по созданию и укреплению
инфраструктуры, которая является базовой
для всех видов бизнеса: дороги, телефон,
По отношению к земле также
можно совершать
Относительно самостоятельным
фактором экономического развития любого
региона в последнее время
стал международный фактор: чем интенсивнее
международные связи, тем больший
импульс, как правило, получает экономическое
развитие региона. Содействие международным
связям и международной торговле,
привлечение иностранных
Регулирование деловой активности.
Администрация формирует
Данные методы воздействия на предпринимателей подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмерима меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.). Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в бюджет.
В целом стратегия налогового
и прочего влияния оказывается
эффективной лишь тогда, когда у
властей имеется подробная
В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма весомых результатов. Так, администрация Новгородской области установив налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.
К регулирующим воздействиям
администрации относится
Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.
Регулирование порядка правил застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
Прямая кооперация администрации
и бизнеса. В случае реализации крупных
проектов развития городов иногда оказывается
целесообразным непосредственное сотрудничество
администрации и частных
Общемировой тенденцией последних
лет стал рост числа организаций
неправительственного, негосударственного
характера, вовлеченных в решение
проблем экономического развития города.
Как правило, это бесприбыльные
организации, которые могут оказывать
помощь частному бизнесу, содействовать
его развитию. К таким организациям
можно отнести местные торгово-
Обеспечивая процесс экономического
развития региона в целом, руководители
местной администрации подчас действуют
как посредники, как «создатели коалиций»,
помощники реальных действующих
лиц, используя разные подходы к
содействию экономическому развитию.
Поэтому работа по экономическому развитию
может и должна строиться с
привлечением руководителей крупнейших
предприятий и работодателей
региона. В такой кооперации с
руководителями предприятий региональная
администрация может более
Инструментами управления экономическим
развитием на региональном уровне являются
создание общих условий бизнеса
(дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура),
регулирование деловой
Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.
Независимо от того, какие
конкретные методы управления развитием
региона применяет