Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1:
1.1 Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии
1.2 Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
1.2.1 Ознакомление с животными на занятии
1.2.2 Ознакомление с животными в повседневной жизни
Глава 2:
2.1 Анализ задач программы «Пралеска» блока «Человек и природа» группа «Фантазёры» по ознакомлению дошкольников с животными
2.2 Диагностика уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
2.3 План коррекционной работы
2.4 Повторная диагностика
Заключение
Рекомендации
Литература

Работа содержит 1 файл

формиров познан о животном мире.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Внутренние органы животного («Что у животных внутри»); 

Сердце животного; 

Как животное дышит; 

Как животное питается; 

Кости; 

Мышцы. 

2.2 Диагностика  выявления уровня экологических  знаний и отношений детей к  животным ближнего окружения 

  

1.                Представления 

Задание 1.1 

Цель: выявить  характер представлений ребёнка  о живом. 

Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. 

В первой части  беседы выявляются представления ребёнка  о существенных признаках живого и целостности как важнейшем  условии жизни организма. Для  этого дошкольнику предоставляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животное, человек, растения), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолёт). Из всех представленных ему картинок, ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого.  

После этого задаются вопросы: 

1. Как ты узнал,  что всё это живое? 

2. Почему ты  считаешь, что (называется конкретное  животное, растение) живой? 

3. Расскажи, что  есть у (называется конкретное  животное, растение)? 

4. Зачем нужны  (называются части тела и органы)? 

5. Сможет ли (называется  объект) жить без (называются части  тела и органы)? Почему? 

Во второй части  беседы акцент делается на изучение представлений  о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.  

Ребёнку задаются следующие вопросы:  

1.                Как ты думаешь, что нужно  животным (растениям, человеку), чтобы  жить и хорошо себя чувствовать? 

2.                Как нужно ухаживать за животными  (растениями)? 

3.                Что делает человек, чтобы быть  здоровым? 

4.                Как себя чувствует это животное (растение, человек)? 

5.                Как ты это узнал? 

6.                Как ему помочь? 

Третья часть  беседы посвящена выявлению представлений  дошкольника о приспособлении живых  существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей. 

Ребёнку предоставляются  цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно игровая ситуация: «Кто (любой игровой персонаж) перепутал животных и их места обитания». 

Задаются вопросы: 

1.                Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? 

2.                Помоги животным и посели их  так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)? 

3.                Хорошо ли разным животным  и растениям жить вместе (в  лесу, в воде, на лугу)? 

4.                Почему?  

15 правильных  ответов – 20 баллов 

10 правильных  ответов – 15 баллов 

5 и менее правильных ответов – 10 баллов 

Задание 1.2 

Цель: изучить  особенности понимания ребёнком ценности природных объектов. 

Используется  метод индивидуальной беседы с ребёнком, в ходе которой ему задаются вопросы: 

1.                Любишь ли ты животных и  растения? 

2.                С какими животными тебе нравится  встречаться, с какими не нравится? 

3.                Почему? 

4.                Зачем нужны животные и растения 

5.                Могут ли люди прожить без  животных и растений? 

6.                Почему? 

7.                Может ли человек прожить без  других людей? 

8.                Почему? 

8 правильных  ответов – 20 баллов 

5 правильных  ответов – 15 баллов  

4 и менее правильных  ответов – 10 баллов 

Задание 1.3  

Цель: выявить  с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к животному. 

Используется  метод индивидуальной беседы. Ребёнку  предлагается ситуация, в которой  герой предпочитает развлечения  вместо помощи живому существу 

Задаются вопросы: 

1.                Как поступил мальчик (девочка)? 

2.                Почему? 

3.                Как бы ты поступил на его  (её) месте? 

4.                Какие добрые дела ты делал  для животных, растений, людей? 

5 правильных  ответов – 20 баллов  

4 и менее правильных  ответов – 5 баллов 

2.                Отношение детей к природе 

Задание 2.1 

Цель: выявить  характер отношения ребёнка к  животным, растениям и сверстникам  в естественных условиях. 

Используется  наблюдение за отношением детей к  объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий. 

Если хорошо относится к животным, растениям, сверстникам – 20 баллов 

Если обижает  животных и детей – 5 баллов 

Задание 2.2 

Цель: изучить  особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях. 

Используется  наблюдение за отношением детей к  живым существам в уголке природы. Созданные условия могут заключаться  в том, что некоторые животные нуждаются в помощи, для чего приготовлены необходимые средства. Рядом с  уголком природы размещаются различные красивые и яркие игрушки. Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с живыми объектами, либо игрушками. Для проведения диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят.  

Если выбирает помощь животному – 20 баллов 

Если выбирает игру – 5 баллов 

  

Уровни экологической  направленности детей дошкольного  возраста: 

Первый уровень (0 – 60 баллов) 

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения. 

Второй уровень (60 – 80 баллов) 

Дети в целом  проявляют к природе положительное  отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых  объектах, которые имеют к ним  непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. 

Третий уровень (80 – 100 баллов) 

Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни. 

Результаты диагностики 

1.                Представление 

Задание 1.1

№ 

ФИО 

10 

11 

12 

13 

14 

15

1 Романова Н. + + + - + + - + + + - + + + -

2 Орлова Д. + + - - + - + + + - - + + - -

3 Немытышева Л. + + + + + - - + - + + + + + +

4 Сороко А. + + - + + + + - - + + + + + -

5 Коляда А. + - - - + - - - + - - + + - -

6 Бегунец С. + - + + + + - + - + + + - + +

7 Карпович Л. + + - + - + - - + - + - - + -

8 Трацевский Л. + + - - + + - - + + - + - - +

9 Ракович Т. + - - + - - - + - + + - + + -

10 Астапчик Л. + + - + - + + + + + - + + + + 
 

+ - правильный  ответ 

-- - неправильный  ответ 

  

Задание 1.2

№ 

ФИО 

8

1 Рованова Н. + - - + + + + -

2 Орлова Д. + + - - + - + -

3 Немытышева Л. + + + + + - + +

4 Сороко Л. + + + - + + + +

5 Коляда А. + + - - + - + -

6 Бегунец С. + + + + + - + +

7 Карпович Л. + + - - + - + -

8 Трацевский Л. + + - + + - + -

9 Ракович Т. + + + + + - - -

10 Астапчик Л. + - + + + - + - 
 

+ - правильный  ответ 

-- - неправильный  ответ 

Задание 1.3

№ 

ФИО 

5

1 Романова Н. + - + + -

2 Орлова Д. + - + + +

3 Немытышева Л. + + + + +

4 Сороко Л. + + + + +

5 Коляда А. + - + + -

6 Бегунец С. + + + + +

7 Карпович Л. + + - + -

8 Трацевский Л. + - + + -

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных