Значение законов экологии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Земля, как и другие планеты, является частью Солнечной системы. Она удалена от Солнца в среднем на 149,6 млн. км и обращается вокруг него за период, равный 365,25 солнечных средних суток.
Земля имеет форму геоида, т.е. фигуры, ограниченной поверхностью океана, мысленно продолженной через материки таким образом, что она всюду остается перпендикулярной к направлению силы тяжести. От этой поверхности отсчитываются «высоты над уровнем моря». Точная форма геоида еще не определена.

Содержание

Введение

Термин «экология» происхождение и толкование

Содержание, предмет и задача экологии

Основные экологические законы

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

работа по экологии.doc

— 121.50 Кб (Скачать)


ГОУ СПО «Колледж Технологии и предпринимательства»

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Экологические основы природопользования»

 

На тему: «Значение законов экологии в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: Озерова А.В. гр.т-405

                                                Проверил: Грушина В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск, 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

 

Введение

 

Термин «экология» происхождение и толкование

 

Содержание, предмет и задача экологии

 

Основные экологические законы

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Земля, как и другие планеты, является частью Солнечной системы. Она удалена от Солнца в среднем на 149,6 млн. км и обращается вокруг него за период, равный 365,25 солнечных средних суток.

Земля имеет форму геоида, т.е. фигуры, ограниченной поверхностью океана, мысленно продолженной через материки таким образом, что она всюду остается перпендикулярной к направлению силы тяжести. От этой поверхности отсчитываются «высоты над уровнем моря». Точная форма геоида еще не определена.

Для нас, жителей Земли, наша планета - гигантское тело. По сравнению с Землей все окружающие нас предметы на ее поверхности ничтожно малы. Однако по сравнению с другими небесными телами, например со звездами-гигантами, она сама - пылинка, затерявшаяся в безграничном пространстве Вселенной.

И на этой «пылинке» - Земле - существует особый, земной ритм прихода и расхода тепла, прихода света, слагающийся из годового (сезонного) и суточного (дневного и ночного) ритмов. Последние имеют четкую и многообразную выраженность. С суточными и сезонными ритмами изменений тепла и света находятся в прямой зависимости изменения температуры грунтов, почв, водных бассейнов, воздуха и всех предметов на поверхности Земли, а также изменения абсолютной и относительной влажности, ход развития растительности и животных организмов.

Земля состоит из различных веществ - от легчайших газов до тяжелых металлов. Эти вещества распределены крайне неравномерно как по поверхности Земли, так и в ее недрах. Химический состав Земли почти не изучен. Исследована лишь верхняя часть земной коры, т. е. примерно 5% ее объема. По современным представлениям, с поверхности земная кора состоит наполовину из кислорода, а на четверть - из кремния. Вся же ее толща на 99,79% состоит из кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, магния, калия и водорода, и лишь 0,21% приходится на долю остальных 105 известных элементов.

В пределах географической оболочки взаимодействуют воздух, вода, горные породы, составляющие земную кору, и живые организмы. Это взаимодействие в каждом конкретном случае обусловлено множеством факторов. Не всегда и не везде результаты взаимодействия однозначны, а в целом оно поддерживается беспрерывным поступлением в пределы географической оболочки солнечной, космической и внутриземной энергии.

Закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней от организмов до биосферы и их взаимодействие с внешними условиями изучает наука - Экология. Она включает в себя аутэкологию, или экологию особей, демэкологию, или экологию популяций, синэкологию, или экологию сообществ, ландшафтную экологию и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «экология» происхождение и толкование

 

Термин «экология» образован от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище, местообитание и «logos» - наука, что означает дословно «наука о доме, о местообитании», о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой. В науку термин ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой. Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э.Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие... имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе».

На русском языке слово «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э. Геккеля - небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под         редакцией И.И. Мечникова.

Э.Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен далее среди ученых других биологических специальностей. И только с 20-40-х годов нашего века экология стала целостной, самостоятельной научной дисциплиной.

По отношению к предмету изучения различают экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных и человека. По отраслевому признаку разделяют сельскохозяйственную, лесную, промышленную (инженерную) экологии. Кроме того, часто называют глобальную экологию, предметом которой является биосфера Земли. Теоретической основой данных видов экологии служит общая экология.

В настоящее время слово «экология» стало очень популярным, наиболее часто его употребляют, говоря о природе и ее неблагополучном состоянии. Слово «экология» стало обязательным термином у политиков, журналистов, социологов, педагогов, психологов, деятелей культуры. Этот термин употребляется в сочетании с такими словами, как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание и т.д.

В современном виде экология охватывает очень широкий круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, бурно развивающаяся и имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.

Существует несколько различных толкований содержания этого термина:

- экология - одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

- экология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом;

- экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

- экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

    Экология, как и всякая другая наука, имеет два аспекта:

          первый - это стремление к познанию ради самого познания,

          второй - применение собранных знаний для решения практических проблем, связанных с окружающей средой.

Все возрастающее значение экологии объясняется тем, что ни один из вопросов огромной практической важности в настоящее время нельзя решить без учета связей между живыми и неживыми компонентами природы.
 
    Практический выход экологии можно видеть, прежде всего, в решении вопросов природопользования; именно она должна создать научную основу эксплуатации природных ресурсов.

Законы, лежащие в основе естественных природных процессов, будут в центре нашего внимания. Однако прежде необходимо остановиться на взаимоотношении экологии и охраны природы. Западные ученые обычно различают науку экологию и науки об окружающей среде.

Экология изучает три группы факторов среды, воздействующих на организмы:

          абиотические

          биотические

          антропогенные.

Охрана природы рассматривает только третий фактор - воздействие человека на среду, и то не во всем совпадает с обще-экологическим подходом. Охрана природы и шире и уже раздела экологии, который исследует влияние антропогенного фактора на природу. Уже - потому, что анализируется не любое воздействие, а лишь то, последствие которого может иметь значение для жизни человеческого общества. Шире - потому, что рассматривается влияние антропогенного фактора не только на органический мир, но и на неживую природу.

В современном мире экологические проблемы по своему общественному значению вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.
 
    Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очистных сооружений, региональное планирование землепользования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытку смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов - нежелание вести игру с соблюдением старых и испытанных правил, - и стремление хоть немного отсрочить возмездие. Однако, решая конкретные вопросы охраны окружающей среды, мы забываем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с последствиями, а не с причиной, породившей конфликт человека и природы. Спасти человека - это, прежде всего, сохранить природу. Вывод из сказанного прост: начинать надо с изучения законов, по которым живет и развивается природа.
 
    Отдельным проблемам экологии посвящено множество научных и научно-популярных книг и статей. В высшей школе только начала складываться система экологического образования. Именно поэтому важно учесть опыт формирования системы экологического образования в средней школе, где уже в течение длительного времени ведется поиск методов и форм преподавания экологии. Наиболее обоснованная структура содержания общеобразовательной области экологии подразделяется на:

          фундаментальную экологию

          прикладную экологию.

   Фундаментальная экология, о свою очередь, подразделяется на:

          глобальную экологию,

          экологию биологических систем,

          экологию человека,

          социальную экологию,

          геоэкологию.

   В рассматриваемой структуре экологического образования, как и в большинстве других, отчетливо проявляется тенденция к расчленению экологии на ряд дисциплин; из классической экологии вычленяются практические вопросы, которые излагаются школьникам наряду или даже в большем объеме по сравнению с общей экологией, хотя очевидно, что только классическая экология способна сформировать у школьников новое мировоззрение, особый экологический взгляд на все то, что происходит вокруг них.
    Подобно всем другим областям знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно. Труды Гиппократа, Аристотеля и иных древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера. Вместе с тем греки не знали слова "экология". Многие великие деятели "биологического возрождения" (XVIII-ХIХвв.) внесли свой вклад в эту область. Например, Антон Ван Левенгук, более известный как один из первых микроскопистов начала XVIII в., был также пионером в изучении "пищевых цепей" и динамики численности популяций - двух важных разделов современной экологии.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание, предмет и задача экологии

 

Основным содержанием общей экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные. Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Информация о работе Значение законов экологии в современном мире