Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:07, реферат
Термин экология образован из 2-х греческих слов (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука), означающих дословно «наука о местообитанию). Впервые в науку термин ввёл немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen») для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой. Эрнст Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии.
Экология как наука.
Ее
значение в современное
время.
Термин экология образован из 2-х греческих слов (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука), означающих дословно «наука о местообитанию). Впервые в науку термин ввёл немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen») для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой. Эрнст Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии.
В качестве самостоятельной науки экология сформировалась лишь в XX веке, хотя факты, составляющие ее содержание, с давних времен привлекали внимание человека. В современном виде экология охватывает очень широкий круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, бурно развивающаяся и имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.
Существует несколько различных толкований содержания этого термина:
-экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами);
-экология -комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и её взаимодействии с обществом;
-экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);
-экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).
-Наконец, экология в широком смысле теперь рассматривается не только как система наук, а как нечто большее - это мировоззрение.
Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть основание, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставила его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.
Экология
тесно связана с другими
Современная экология - сложная, разветвлённая наука. Ч. Элтон использовал концепции трофической (пищевой цепи), пирамиды численности, динамики численности. Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:
1. Всё связано со всем
2. Всё должно куда-то деваться
3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизится с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
4. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)
Второй
и четвёртый законы по сути являются
перефразировкой основного
Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (включая человека между собой и с окружающей средой. При этом объекты ее изучения - не только отдельные организмы, но, главным образом, их популяции, сообщества в определенных средах обитания, т.е. природные экосистемы, развивающиеся и действующие по своим законам.
Экология - жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственно природное окружение. Человек пытался внести свои изменения, последствия не всегда положительные для окружающей среды, но и для самого человека. (Аральское море гибель, опасность для Байкала, Ладожского озера, Волга). Загрязнена атмосфера, почва. Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное получить побольше сегодня. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме - Земле - должен знать каждый человек планеты.
Таким
образом, знание основ экологии помогут
разумно строить свою жизнь и
обществ и отдельному человеку; они
помогут каждому ощутить себя
частью великой природы достичь гармонии
и комфорта там, где ранее шла неразумная
борьба с природным силами.
Лимитирующие факторы.
Их
значение.
Экологические факторы по значению подразделяются на главные (ведущие), сопутствующие (второстепенные), ограничивающие (лимитирующие). Они действуют на организм не изолированно, а комплексно. В совокупном давлении среды выделяются факторы, которые сильнее всего ограничивают успешность жизни организмов. Такие факторы называют ограничивающими, или лимитирующими. В простейшем виде основной закон минимума, сформулированный агрохимиком Юстусом Либихом в 1840 г., касается успешности роста и урожайности сельскохозяйственных культур, зависящих от вещества, находящегося в минимуме по сравнению с другими необходимыми агрохимическими веществами. Формулируя свой закон, Ю. Либих имел в виду лимитирующие возможности жизненно важных химических элементов, присутствующих в среде в небольших и непостоянных количествах. Они называются микроэлементами, к ним относятся железо, медь, цинк, бор, хлор, йод, натрий, кремний, молибден, ванадий.
Позднее (в 1909г.) закон минимума был истолкован Ф. Блекманом боле широко, как действие любого экологического фактора, находящегося в минимуме: факторы среды, имеющие в конкретных условиях наихудшее значение, особенно ограничивают возможность существования вида в данных условиях вопреки и, не смотря на оптимальное сочетание других отельных условий. Кроме минимума в законе В. Шелфорда учитывается и максимум экологического фактора: лимитирующим фактором может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия.
Ценность концепции лимитирующих факторов заключается в том, что дается отправная точка при исследовании сложных ситуации. Возможно выделение вероятных слабых звеньев среды, которые могут оказаться критическими или лимитирующими. Выявление ограничивающих факторов - ключ к управлению жизнедеятельностью организмов. Например, в агроэкосистемах на сильно кислых почвах урожайность пшеницы можно увеличить, применяя разные агрономические воздействия, но наилучший эффект получен только в результате известкования, которое снимет ограничивающее влияние кислотности. Для успешного применения закона лимитирующих факторов на практике необходимо соблюдать два принципа. Первый - ограничительный, то есть закон строго применим лишь в условиях стационарного состояния, когда приток и отток энергии и веществ сбалансированы. Второй - учитывает взаимодействие факторов и приспособляемость организмов. Например, некоторым растениям нужно меньше цинка, если они растут не на ярком солнечном свету, а в тени.
Экологическое
значение отдельных факторов для
различных групп и видов
Зелёные растения - непременное условие существования человека и животных на земле. Они активно участвуют в круговороте веществ природы, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород, которым дышат все живые существа. За счёт энергии солнечного луча растения создают нужные человеку и животным белки, жиры, углеводы, витамины и многие другие полезные растительные продукты. С помощью энергии солнечного луча растение превращает углекислый газ воздуха в продукцию растениеводства. В клетках зелёного растения непрерывно совершает синтез простых элементов в сложные органические химические соединения. Некоторые сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь) быстрее растут в условиях более продолжительного дневного освещения, другие (просо, хлопчатник) - при коротком дне и длинной ночи. Одни растения предпочитают интенсивное освещение, другие теневыносливы. Всем культурам в посевах должна быть обеспечена определённая световая площадь.
Мир звуков - неотъемлемая составляющая среда обитания человека, многих животным и не безразличен для некоторых растений. Шелест листвы, плеск волн, шум дождя, пение птиц - все это привычно для человека. Между тем разнообразные и многомасштабные процессы техногенеза существенным образом изменили и меняют естественное акустическое поле биосферы, что проявляется в шумовом загрязнении природной среды, ставшим серьезным фактором негативного воздействия. Согласно сложившимся представлениям шумовое загрязнение - одна из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому не возможна. Обусловлено оно превышением естественного уровня шума и не нормальным изменением звуковых характеристик (периодичности, силы звука). В зависимости от силы и длительности действия шума способен причинить ощутимый вред здоровью. Многолетнее воздействие шума ведет к повреждению органов слуха. В целом проблема уменьшения шумового загрязнения является достаточно сложной, и решение ее должно основываться на комплексном подходе. Одно из целесообразных, экологически обоснованных направлений борьбы с шумом - максимальное озеленение территории. Растения обладают исключительной способностью задерживать и поглощать значительную часть звуковой энергии. При регламентации физических воздействий существенное значение имеют экологическая грамотность и культура населения. Зачастую человек сам усугубляет обстановку, направляя на себя или принимая внешние воздействия, связанные с бытом или развлекательными мероприятиями.
Информация о работе Экология как наука. Ее значение в современное время