Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:50, реферат
Экология (от греческого οικος – дом, обиталище и λόγος – учение) – наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей их неорганической средой (средой обитания), о связи в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем, условиях развития и равновесия этих систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также являются предметом изучения экологии.
Экология (от греческого οικος – дом, обиталище и λόγος – учение) – наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей их неорганической средой (средой обитания), о связи в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем, условиях развития и равновесия этих систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также являются предметом изучения экологии.
Первоначально же предложенный
Эрнестом Геккелем в 1866 году данный термин
звучал так: экология - это познание
экономики природы, одновременное
исследование всех взаимоотношений
живого с органическими и
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, философия.
Экология изучает взаимосвязи:
· между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи);
· между организмами и средой их обитания;
· взаимосвязи внутри экосистем.
Соответственно, структура классической биоэкологии включает аутэкологию (экологию отдельных организмов), демэкологию (экологию популяций и видов), синэкологию (экологию сообществ организмов).
Как известно, в настоящее время науки претерпевают как бы два взаимно противоположных процесса. С одной стороны, происходит их дифференциация - науки распадаются на множество специализированных направлений, а с другой стороны, - интеграция - многие научные исследования проводятся на стыке наук, на стыке различных направлений возникают новые науки. Эти процессы не обошли стороной и экологию.
Итак, определим уже названные разделы биоэкологии:
· аутэкология - изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их) средой; определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим факторам;
· демэкология - изучает взаимоотношения популяций с окружающей их средой, изучает демографию и ряд других характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой;
· синэкология - исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д.
На стыке экология и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции, химии, технологии, агрономии и так далее) рождаются новые научные направления. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний.
В экологии выделяют
экологию различных систематических
групп (экология грибов, экология растений,
экология млекопитающий и т.д.), сред
жизни (суши, почвы, моря и т.п.), эволюционную
экологию (связь эволюции видов и
сопутствующих экологических
Особо следует отметить
такой раздел как социальная экология
- то есть экология человеческого сообщества,
изучающая взаимоотношение
После того как мы дали определение экологии, наверное, будет полезным развести экологию и некоторые другие науки и понятия, которые часто смешиваются, и все это создает невообразимую путаницу.
К экологии иногда неверно
относят ряд дисциплин. Так, природопользование
и охрана природы не являются разделами
экологии. Другое дело, что в последнее
время стало ясно, что нельзя организовывать
природопользование и охрану природу,
не применяя экологических методов
и не используя экологическое
знание. Только знание о взаимосвязи
природных объектов, об устойчивости
природных систем может определить
возможные механизмы
В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, подразделяемых в соответствии с:
· размерами объектов изучения: аут(о)экология (организм и его среда), популяционная, или демэкология (популяция и ее среда), синэкология (экосистема и ее среда), ландшафтная экология (крупные геосистемы с участием живого и их среда), глобальная экология, или мегаэкология (учение о биосфере Земли;
· отношением к предметам изучения: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, сельскохозяйственная экология, промышленная экология, общая экология;
· средами и компонентами: экология суши, экология пресных водоемов, экология морская, экология Крайнего Севера, экология высокогорий, экология химическая;
· подходом к предмету: аналитическая экология, динамическая экология;
· фактором времени: историческая, эволюционная.
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популя-ции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.
Основные задачи
могут быть сведены к изучению
динамики популяций, к учению
о биогеоценозах и их системах.
Главная теоретическая и
Методы экологических
исследований делятся на: полевые,
лабораторные, экспериментальные,
Полевые методы
имеют первостепенное значение.
Они предполагают изучение
Большое значение при проведении экологических исследований имеют химические и физиологические методы, т.к. они позволяют выявить роль разных компонентов экоси-стем, и в первую очередь, самого главного - фитоценоза, в аккумуляции и превращении вещества и энергии. Химические методы позволяют установить особенности накопления химических элементов в растениях и в целом в сообществах, особенности круговорота питания. С помощью физиологических методов можно в полевых условиях проследить физиологические процессы (фотосинтез и транспирация).
Математические
методы (математическая статистика,
методы теории информации и
кибернетики, теории чисел,
Модели подразделяются на реальные (аналоговые) и знаковые. Примеры аналоговых моделей - аппараты искусственного кровообращения, искусственная почка. Знаковые мо-дели представляют собой отображение оригинала с помощью математических выражений или подробного описания.
Процесс перевода
физических или биологических
представлений о любой
Экологический мониторинг - один из главных методов изучения динамики экоси-стем (биогеоценозов), происходящей под воздействием естественных и антропогенных факторов. Под мониторингом понимается специальное длительное слежение за состояни-ем одних и тех же экосистем. Подобные исследования сопряжены с большими время- и трудозатратами, так как предусматривают детальное описание и изучение всех компонен-тов, составляющих биогеоценоз, и потому возможны лишь при организации стационар-ных работ с закладкой как временных, так и постоянных пробных площадей.
Главная цель экологии: изучить, как работает экосфера. Объекты изучения: 5 уровней организованной материи:
живые организмы, популяция, сообщества, экосистемы, экосфера.
Живой организм
- это любая форма
Популяция - это
группа организмов одного вида,
проживающих в определенном
Экосистема - это
взаимосвязь сообществ с
солнечный свет, тень, испарение, ветер, температура, водные течения.
Хим. факторам
являются питательные элементы
и их соединения в атмосфере,
гидросфере и земной коре, необходимые
в больших или малых
Под экологией понимается область знаний, рассматривающая совокупность природных объектов, явлений и процессов, по отношению к объекту или субъекту, принимаемому за центральный объект этой совокупности. Этим центральным объектом может быть тот или иной вид растения или животного, популяция (сообщество организмов одного вида, обитающих в пределах единого ареала) или человек, как один из видов живых существ обитающих на Земле и при этом оказывающий воздействие на ее природу несравнимо большее, чем любой другой вид или популяция, или какое то производство.
Современная экология, таким образом, представляет собой значительный цикл знаний, вобравшей в себя разделы биологии, географии, геологии, химии, физики, социологии, психологии, культурологии, экономики, педагогики и технических наук. Отсюда вытекает многообpазие объектов, методов и сpедств экологических исследований, многие из котоpых оказываются заимствованы из смежных областей знаний. В отношении экологии человека - это медицина, биология, психология, санитария и гигиена, гигиена окружающей среды, социология и демография, биохимия и, конечно же, комплексный мониторинг здоровья людей определенного региона, административной территории, связанных с тем или иным производством. Все это имеет прямое отношение к экологии вообще и экологии человека, в частности. В каком то смысле, годы учебы - тоже процесс экологический. Потому, что на всем протяжении этого нелегкого пути познания нового, каждый из студентов представляет собой некий центр, к которому сходятся знания, от Вашей реакции и действий зависят результаты учебы, а в широком перспективном плане - уровень благополучия Вас, Вашей семьи и близких.