Устойчивое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

К концу XX столетия, на пороге III тысячелетия, современная цивилизация оказалась в той точке всемирно-исторического процесса, именуемой поразному: революцией — немецкий философ К. Маркс, 1818—883; моментом — французский историк И. Тэн, 1828—1883; надломами — английский культуролог А. Тойнби, 1869—1975; узлами — русский писатель А. Солженицын, 1918; и т.д., эта точка определяет динамику и направление цивилизационного развития на длитель

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Перегудова.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что оценка экодинамики  является достаточно сложной задачей. Неудивительно, что данные из разных источников часто не совпадают, иногда на порядки. Это объясняется использованием экспертами различных индикаторов. Примером набора индикаторов может быть вариант, использованный комиссией Брунтланд, приведенный в таблице 1.

    Таблица 1.

    Приоритетные  аспекты социально-экономического развития, условия  окружающей среды  и соответствующие индикаторы 

Аспекты социально-экономического развития Индикаторы
Население Общая численность  и возрастной состав от года к году
Энергия производство  энергии с использованием различных  видов топлива, выбросы сернистого и углекислого газов
Промышленность и транспорт Трудовые ресурсы, объем производства, выбросы загрязнений
Межотраслевые проблемы Потребности в  воде
Условия окружающей среды
Климат Межгодовая  изменчивость температуры воздуха  и осадки
Гидрология Подъем уровня океана, водные ресурсы, влажность почвы, уровни озер и подземных вод, речной сток и их межгодовые вариации
Качество  воздуха Концентрации  SO2 O NOx CO2, осаждение серы. Закисление, засоление, эрозия, уровень плодородия, поглотительная способность, токсикация.
Качество  воды Закисление, эвтрофирование, токсикация
Биота первичная продуктивность, разнообразие видов, угрожаемые виды.
Использование земель Доля суши, занятой  лесами, сельхозугодьями и застройками

    При составлении оценок и прогнозов  на основе выбранных индикаторов и показателей обязательно учитывают временные и пространственные параметры, т.е. скорость изменений во времени и в пространстве.

   Успех в реализации стратегии устойчивого  развития во многом зависит от осознания взаимосвязанности экодинамики и социально-экономического развития. Согласно разработкам Всемирного Банка к числу индикаторов экологически устойчивого развития относятся: индикаторы глобального масштаба (изменение климата, стратосферный озон, морские ресурсы), национальных интересов (биоразнообразие, вода), объекты рынка (газ, нефть и уголь, металлы и минералы, лесные ресурсы, пахотные земли — качество почвы), несущая способность (эвтрофикация, закисление, вещества, отходы) и индикаторы общего характера. Среди них выделены индикаторы антропогенного воздействия, состояния и ответной реакции общества. К последним отнесены реакции административных органов, частных лиц, международные усилия и инициативы.

   Несмотря  на оптимистические оценки глобальных ресурсов, острота глобальных экологических проблем не снижается. Низкие темпы прогресса после КОСР-2 в Рио-де-Жанейро в значительной степени связаны с проблемами международной политики. Определенный прогресс заключается в том, что международное сообщество начало понимать концепцию устойчивого развития и использовать эти идеи на практике.

   Наиболее  важную роль в решении глобальных экологических проблем играют семь стран — «Большая семерка», с 1999 г. — «Большая восьмерка», включающая РФ. Встречи лидеров проходят ежегодно и практически всегда завершаются встречей министров окружающей среды. На встречах в дискуссиях доминируют политические и экономические аспекты экологии.

   Все семь стран вместе с Россией играют большую роль в эксплуатации ресурсов Земли и ее загрязнении. Это налагает на страны «Большой восьмерки» ответственность за катастрофическое разрушение природной среды и за глобальную экологическую безопасность.

    В заключение следует подчеркнуть: анализ реализации стратегии устойчивого развития (на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1997 г. в Нью-Йорке) показал, что реальные перспективы устойчивого развития в следующем столетии все еще не обеспечены. Не удалось решить главные вопросы:

    1) осуществить  практические меры по устранению  голода и нищеты;

   2) уменьшить разрыв уровней жизни в развитых и развивающихся странах;

   3) найти средства и пути для ослабления антропогенного давления на окружающую среду в глобальном масштабе.

   Другими словами, пока не удалось предотвратить  движение мира к глобальной экологической  катастрофе. К тому же многие политические деятели и ученые не видят экологической угрозы. Групповые и национальные интересы пока что преобладают над общечеловеческими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Концепция перехода  России к Стратегии устойчивого развития 

    Документы КОСР-2 призвали правительства всех стран принять национальные стратегии устойчивого развития. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» утверждена в 1996 г. (Указ Президента 1 апреля 1996 г. №440). Она принята для того, чтобы «ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры личного и общественного потребления.

    Необходимость устойчивого развития - объективная  реальность современной эпохи. Главная  идея Стратегии устойчивого развития — обеспечить гармоничное сочетание социально-экономических и экологических приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-экономическое развитие общества должно быть введено в экологически безопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.

    Согласно  Стратегии устойчивого развития, целевыми ориентирами, характеризующими степень приближения к модели, должны быть показатели качества жизни, уровня экономического развития и экологическое благополучие.

    Среди показателей качества жизни наиболее важными являются продолжительность жизни человека, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый величиной ВВП на душу населения, уровень занятости.

    Целевые ориентиры в экономической сфере  формируются исходя из того, что эффективной может считаться экономика, обеспечивающая удовлетворение потребностей в области питания, здравоохранения, жилища, образования и других жизненных потребностей, при одновременном уменьшении расходов сырья и энергии и сокращении отходов.

    Целевые ориентиры в сфере экологии включают показатели состояния природных сред, экосистем и охраняемых территорий, меры по снижению антропогенного воздействия и прогресс в этой деятельности.

    Переход к модели устойчивого развития требует экологической ориентации всех видов деятельности, учета экологических факторов при принятии решений. Степень экологизации экономики можно определить, рассчитав уровень потребления того или иного природного ресурса на единицу произведенной продукции, а также сравнив размер средств, направленных на природоохранные цели, с ВВП.

    Индикаторами  для оценки динамики процесса перехода могут быть:

  • уровни снижения антропогенной нагрузки на природную среду отдельных регионов, стран, континентов в целом;
  • масштабы реальных позитивных результатов решения проблемы сохранения и восстановления природных комплексов, отдельных видов природных ресурсов, улучшения среды обитания человека;
  • размеры уменьшения диспропорций между объемами совокупного национального богатства, приходящимися на долю различных социальных групп, слоев населения, регионов и т.п.
  • объемы возрастания совокупного национального богатства страны при соблюдении оптимальных пропорций между такими его элементами как окружающая среда, природные ресурсы, национальное имущество, квалификация работающих, духовные ценности.

    Критерий  оптимальности названных пропорций  будет зависеть от выбранной концептуальной схемы устойчивого развития. Схема перехода России на модель устойчивого развития будет основана на реализации следующих идей:

  • экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в структуре национального богатства удельного веса национального имущества, обеспечивающего поддержание необходимого экономического роста страны и решение наиболее острых социальных проблем;
  • сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ограничении роста природоемких элементов национального имущества и усилении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом состояния природно-ресурсного потенциала;
  • формирование ноосферы на основе реализации двух предыдущих концептуальных схем развития и обеспечение роста национального богатства преимущественно за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценностей.
 

    В основу концепции перехода России к модели устойчивого развития положен принцип динамично сбалансированного развития триады экономика—природа—общество. Конкретные действия будут определяться в каждом периоде перехода стартовыми условиями через показатели и параметры, характеризующие текущее состояние триады.

    Переход России к модели устойчивого развития требует оживления экономики и придания ей нового качества — ориентации на сохранение природно-ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей населения в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии. Необходимо стремиться предотвратить рост потребления ресурсов и создать условия для снижения ресурсоемкости народного хозяйства. Переход к устойчивому развитию предусматривает вывод страны из нынешнего кризиса, коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности и введения ее в пределы емкости экосистем с ориентацией на потребности будущих поколений.

    Предполагается, что переход России к устойчивому  развитию пройдет в три этапа. Первый займет 5-7 лет, в течение которых будут решены задачи стабилизации социально-экономического развития, создана нормативно-правовая база экологизации хозяйственной деятельности и оздоровления окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. На втором этапе (примерно 20 лет) должны быть реализованы основные элементы перехода к модели и на этой основе достигнут нормативный уровень состояния окружающей среды. В долгосрочной перспективе будет решаться проблема гармонизации развития общества и природы.

   Устойчивое  экологически безопасное развитие —  высокий приоритет Российской Федерации. Задачи России в контексте Концепции:

  • обеспечить стабилизацию экологической ситуации в процессе выхода страны из нынешнего кризиса;
  • добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
  • ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

   Несмотря на осознание необходимости принять срочные меры по улучшению экологической обстановки в России большинством ученых и специалистов, отношение общества к идее устойчивого развития весьма неоднозначно. 

   3.1 Специфика российской  концепции перехода

     к Стратегии устойчивого развития 

    Национальная  специфика российской концепции имеет ряд отличий и заключается в следующем:

    Во-первых, для нее характерна преемственность основных идей, выдвинутых в рамках мировой стратегии, обосновывающих необходимость сочетания экономических, социокультурных и экологических стереотипов в процессе принятия решений. Тем самым подтверждается решимость продвижения России в направлении общецивилизационного механизма, характерного для большинства стран мирового сообщества, в основе которого ориентация на оптимизацию, рационализацию и гармонизацию экономических, социальных, духовных и экологических процессов.

Информация о работе Устойчивое развитие