Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Тем не менее тенденции, складывающиеся в мире, показывают совершенно определенное снижение темпов прироста потребления энергоресурсов.. Особенно резко снизились темпы в промышленно развитых странах. Средний ежегодный прирост энергопотребления в мире составил 1 %, а в США — 0,4 %, в странах Западной Европы и Японии — 0,25 %. Переломным в мировом изменении темпов прироста энергопотребления стал 1970 г., когда произошло резкое изменение цен на нефть, и многие страны приступили к реализации энергосберегающих программ.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения..........4
1.1. Теоретические аспекты энергоресурсосбережения......................................4
1.2. Правовые аспекты энергоресурсосбережения.............................................13
Глава 2. Роль реформы ЖКХ в повышении экономической эффективности энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере......................25
2.1. Формирование гражданских отношений в жилищной сфере................25
2.2. Повышение надежности оказываемых услуг и снижение их энергоемкости и удельного потребления......................................................26
2.3. Финансово-экономические и социальные условия реформы ЖКХ.......28
Глава 3. Сметная стоимость на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений в жилищно-коммунальной сфере...........................................33
Заключение......................................................................................................48
Список литературы.................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат райкова.docx

— 84.42 Кб (Скачать)

Предприятий совместной формы собственности  с участием иностранного капитала насчитывается  около 4 %; тепловых сетей и теплоисточников, принадлежащих частным предпринимателям, — 13 %. Более 70 % отпускаемого тепла и 89 % электроэнергии приходится на частные предприятия различных форм собственности.

2.2. Повышение надежности  оказываемых услуг и снижение  их амргоемкости и удельного  потребления

Повышение теплотехнических характеристик, ограждающих конструкций зданий (стен, окон, кровли и т. д.) (Д) осуществляется в соответствии с новыми требованиями строительных норм и правил (СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника») при строительстве и реконструкции (капитальном ремонте) жилья, которые устанавливают три уровня теплозащиты зданий в зависимости от нормируемых значений термического сопротивления наружных стен. На первом этапе до 2000 г, термическое сопротивление при проведении строительных работ повышалось в 1,5—1,7 раза, по сравнению с исходными показателями, а с 2000 г. осуществляется повышение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий до 2,5 — 3,5 раз по сравнению с ранее установленными за счет применения различных типов слоистых конструкций с эффективным теплоизолирующим слоем. Реализация новых требований СНиП приближает требования к теплозащите строящихся и реконструируемых зданий к нормам европейских стран. [8]

Модернизация генерирующего, электротехнического оборудования и сетевого хозяйства в ЖКС (Е) обеспечивает рациональное использование энергоресурсов, а следовательно, снижает затраты на производство услуг и обеспечивает качество и надежность их предоставления. В результате, проводимых мероприятий уже около 30 % коммунальных объектов соответствует современным требованиям по энергоресурсопотреблению, применяемым технологиям, материалам.

Установка приборов учета и регулирования (Ж) потребления энергоресурсов в жилых и общественных зданиях и в жилых помещениях достигла 65 % (электросчетчиками охвачено 100 % потребителей). Это позволяет собственникам и нанимателям жилья получить реальную картину потребления воды, тепла, электроэнергии, газа и влиять на объемы их потребления, а, следовательно, и на величину платы за коммунальные услуги. Именно эффективные собственники, объединившись в ТСЖ, ЖСК, и др. специализированные потребительские кооперативы (СПК), заинтересованы в снижении энергопотребления, именно они устанавливают договорные отношения, базирующиеся на фактических объемах потребления энергоресурсов. Увеличить количество установленных приборов учета в многоквартирных домах, в значительной мере удалось за счет новых форм управления жильем. Этому способствуют органы технического надзора, экспертизы, архитектуры и градостроительства, которые уделяют повышенное внимание вопросам энергосбережения, на основе соблюдения требований новых нормативных документов в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды, тепла и электроэнергии.

Первоочередной задачей на данном этапе реформы ЖКК является оснащение приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системой АО-энерго, «ведомственными» источниками тепло-, водоснабжения и муниципальными тепло- и водоснабжающими организациями. Как следствие, отказ от расчетов по нормативам и переход к оплате по договорам на поставку тепла и воды по приборам учета дает значительную экономию в оплате ЖКУ населением и выявлят реальные объемы производства и потребителя энергоресурсов в ЖКС. [9]

2.3. Финансово-экономические  и социальные условия реформы  ЖКХ

 Снижение расходов на производство ЖКУ (3) — многофакторная задача, которая предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на жилищно-коммунальные услуги. За период 1993 — 2006 гг. (за исключением 1998 — 1999 гг.) индекс цен (тарифов) на ЖКУ превышал индекс потребительских цен(ИПЦ). Повышение тарифов, выходящее за рамки сложившейся динамики, произошло в первом квартале 2005 г. Стоимость полного набора ЖКУ (содержание и ремонт жилых помещений, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и сетевое газоснабжение), рассчитанного по ЭОТ для предприятий коммунального комплекса (поданным Федеральной службы государственной статистики), увеличилась в среднем на 18,1 % по сравнению с концом 2004 г. Данный рост является наибольшим за последние годы; в начале 2003 г. величина экономически обоснованных расходов по оказанию ЖКУ увеличилась всего на 11,14 %, а в 2004 г. — на 7,6 %. Указанная тенденция говорит о том, что стоимость ЖКУ постепенно доводится до уровня экономически обоснованных расходов на их производство и оказание, а темпы роста стоимости в краткосрочной перспективе стремятся к темпам роста ИПЦ. Однако, несмотря на постепенное, стабильное в течение последних лет снижение темпов роста стоимости ЖКУ, все же отмечается значительное расхождение между этим показателем и установленным федеральным стандартом предельной стоимости ЖКУ. Например, в конце 2004 г. разрыв между ними составил 30,9 % (34,56 руб. / 26,4 руб.).

Таким образом, общая динамика увеличения стоимости ЖКУ была почти в 2 раза ниже уровня инфляции. В сумме снижение издержек при производстве услуг ЖКК за эти годы оценивается величиной 36 %. Рассматривая рост цен и тарифов на ЖКУ, необходимо остановиться на причинах, оказавших на него наибольшее влияние, по каждой жилищно-коммунальной услуге.

  • Содержание и ремонт ЖФ. Основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на изменение стоимости этой услуги, являются:
  • рост затрат на оплату труда — 21%;
  • расходов на материалы и электрическую энергию — 7 %.
  • Водоснабжение и водоотведение. По данной группе затрат можно выделить два фактора, оказывающих наибольшее влияние:
  • затраты на оплату труда, составляющие в структуре тарифов около 30 %, увеличились в среднем на 24 — 25 %;
  • увеличение затрат на электрическую энергию — 8 % (в том числе связанных с ликвидацией перекрестного субсидирования).
  • Производство, передача и распределение тепловой энергии (услуги отопления и горячего водоснабжения). Для услуг данного вида характерна иная тенденция изменения расходов. Наибольшее изменение характерно для затрат, связанных с приобретением ресурсов: воды, электрической и тепловой энергии. Совокупный рост тарифов по этим показателям составил 18,3 %.

Таким образом, наблюдается несбалансированность в действиях между регулирующими органами разных уровней управления. С одной стороны, тарифы на продукцию естественных монополий (в первую очередь в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии) повышаются достаточно высокими темпами, а рост тарифов на ЖКУ ограничивается с учетом их политической и социальной значимости. Результатом проведения такой политики в сфере регулирования цен и тарифов является сокращение расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования, на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, что отражается на увеличении аварийности и качестве ЖКУ. [1]

Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания (И) невозможно без обновления основных фондов, которое требует значительных финансовых средств. Программа «Реформирования и модернизации ЖКХ РФ», определила необходимый объем инвестиций (из различных источников финансирования):

  • на развитие коммунальной инфраструктуры в размере 600,0 млрд руб.;

на ликвидацию ветхого и аварийного жилья в размере 160,0 млрд рубИз  федерального бюджета на эти цели в период 2007 — 2011 гг. будет направлено 264 млрд руб.

Благодаря действиям правительства  Российской Федерации и местных  органов власти сегодня инвестору  понятна ситуация как с оплатой  эксплуатационных (операционных) расходов предприятий ЖКС, так и с софинансированием  воспроизводства объектов недвижимости в жилищной и коммунальной сферах.

Оплата ЖКУ населением (К) складывается из средств населения (в декабре 2007 г. фактическое возмещение затрат на предоставление ЖКУ населением составило уже 74,3 %) и социальной помощи государства (см. рис. 1.10). Ранее средства бюджета направлялись в виде дотаций предприятиям ЖКК. Теперь эта «двухканальная» система финансирования предприятий ЖКС уходит в прошлое.

Средства социальной поддержки  нуждающимся гражданам по оплате ЖКУ (льготы и субсидии) перечисляются  из бюджета на персонифицированные  счета граждан, благодаря чему и  оплата ЖКУ гражданами поставщикам  услуг производится в полном объеме.

Таким образом, программой «Реформирование  и модернизация ЖКХ РФ» определены не только механизм ее реализации, но и система индикаторов оценки социально-экономической эффективности программы. В частности, для повышения результативности проводимых в ЖКС преобразований предусмотрено снижение затрат предприятий ЖКК на поставку коммунальных услуг. Для этого на местах:

  • разрабатывается комплекс мероприятий по внедрению контроля и учета потребления топливно-экономических ресурсов;
  • формируются энергетические паспорта на жилые дома и предприятия коммунального комплекса;
  • осуществляется установка приборов учета и регулирования ресурсов на каждое здание;
  • обеспечивается контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых ЖКУ и формированием экономически обоснованных тарифов.

Как отмечалось ранее, основой осуществления  этого процесса является энергоресурсосбережение, направленное на сокращение затрат по содержанию и эксплуатации объектов недвижимости в ЖКС и смягчение  для населения процесса реформирования системы оплаты ЖКУ при переходе ЖКК МО на режим безубыточного функционирования. Основными методами достижения указанных целей являются:

переход к эффективным энергосберегающим  архитектурно- планировочным решениям и инженерному оборудованию при  реконструкции жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

  • внедрение приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов учета;
  • создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергосбережения;
  • совершенствование системы тарифного регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.

Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления  в ходе осуществления жилищно-коммунальной реформы состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и стимулирования энергоресурсосбережения: технических; экономических; нормативных; институциональных; экологических; информационных и других.

 

Глава 3. Сметная стоимость на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений в жилищно-коммунальной сфере

          Документом, определяющим порядок осуществления реконструкции, капитального ремонта зданий социально-культурного и коммунального назначения является ВСН 58-88р, утвержденный приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312. Порядок осуществления капитального ремонта промышленных зданий и сооружений изложен в «Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» (МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 № 279.

          Основным методическим документом, определяющим общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, содержащим конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ является «Методика  определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), утвержденная с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

           В «Методике», в разделе 3 «Общие положения по определению стоимости строительства» даны характеристики таких понятий, как «реконструкция» и «капитальный ремонт зданий и сооружений».

           Реконструкция зданий и сооружений – комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, направленных на изменение основных технико-экономических показателей (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.).

            При реконструкции, исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм, могут выполняться надстройки, пристройки, встройки, повышение уровня инженерного оборудования, включая строительство наружных сетей, а также осуществляться мероприятия, улучшающие архитектурную выразительность зданий и благоустройство территории.

            Под реконструкцией понимают также и изменение назначения здания (например, переустройство административного здания под поликлинику).

            Наиболее полное определение понятия термина «капитальный ремонт» дано в «Сборнике сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» (ГСНр 81-05-01-2001), где в п. 1.3. указано, что капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Капитальный ремонт подразделяется на:

- комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений;

- выборочный капитальный ремонт;

- капитальный ремонт наружных  инженерных коммуникаций и объектов  благоустройства.

К комплексному капитальному ремонту зданий относятся работы, охватывающие всё здание в целом  или отдельные его секции, при  котором устраняется их физический и моральный износ (включая: инженерное оборудование, наружные сети и благоустройство  территории, относящийся к ремонтируемому объекту).

К выборочному капитальному ремонту зданий и сооружений относятся  работы по ремонту отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или  оборудования при котором устраняется  их физический износ.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, тепло-газоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту  дорожек, проездов и тротуаров и  т.д.

          Классификация капитального ремонта, приведена  в соответствии с «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (МДС 13-1.99), введённой в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79.

Информация о работе Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения