Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:02, реферат
Тем не менее тенденции, складывающиеся в мире, показывают совершенно определенное снижение темпов прироста потребления энергоресурсов.. Особенно резко снизились темпы в промышленно развитых странах. Средний ежегодный прирост энергопотребления в мире составил 1 %, а в США — 0,4 %, в странах Западной Европы и Японии — 0,25 %. Переломным в мировом изменении темпов прироста энергопотребления стал 1970 г., когда произошло резкое изменение цен на нефть, и многие страны приступили к реализации энергосберегающих программ.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения..........4
1.1. Теоретические аспекты энергоресурсосбережения......................................4
1.2. Правовые аспекты энергоресурсосбережения.............................................13
Глава 2. Роль реформы ЖКХ в повышении экономической эффективности энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере......................25
2.1. Формирование гражданских отношений в жилищной сфере................25
2.2. Повышение надежности оказываемых услуг и снижение их энергоемкости и удельного потребления......................................................26
2.3. Финансово-экономические и социальные условия реформы ЖКХ.......28
Глава 3. Сметная стоимость на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений в жилищно-коммунальной сфере...........................................33
Заключение......................................................................................................48
Список литературы.................................................................................
Тесные внутренние и внешние связи топливно-энергетического и коммунального комплексов с другими сферами экономики предопределили их ведущую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территории и решение экологических проблем. Особенно заметно проявилось это влияние в период реформирования экономики, когда институциональные и экономические условия функционирования энергетики и ЖКК привели к серьезным негативным последствиям во всех сферах жизнедеятельности. Связано это с тем, что увеличение цены энергоресурса (например, газа или электроэнергии) на 1 руб. увеличивает на 5 — 6 руб. цены на конечную продукцию за счет цепных производственных связей.
Следует отметить и обратное воздействие отраслей национальной экономики на функционирование теплоэнергетического и коммунального комплекса. Во-первых, спрос на энергоресурсы оказывает прямое воздействие на объем их предложения при отсутствии механизмов, нацеливающих потребителей на снижение издержек и экономию электроэнергии, тепла и воды. Во-вторых, увеличение внутреннего спроса на энергетические ресурсы может поставить под сомнение надежность энергоснабжения в условиях значительной доли морально и физического устаревшего оборудования в ТЭК и ЖКХ. Это существенно увеличивает их потребности повышения затрат на добычу первичных невозобновляемых ресурсов.
Негативные тенденции снижения
добычи возобновляемых ТЭР и повышения
затрат на их добычу и транспорт
проявляются также в
Таким образом, энергосбережение является существенным фактором сбалансированного развития энергетики и экономики на длительную перспективу, учитывающего интересы не только нынешнего, но и будущих поколений, Однако сегодня уже недостаточно рассматривать только взаимосвязи, возникающие при энергопотреблении внутри страны, приходится считаться и с нарастающим общемировым экологическим кризисом. По оценкам специалистов, взаимодействие энергоснабжающих и энергопотребляющих объектов с окружающей средой дает до 80 % всех видов ее загрязнения. При этом экологический компонент уже сейчас составляет 25 % затрат в системах обеспечения нефтепродуктами, около 40 % — на выработку электроэнергии на угольных ТЭС, котельных и АЭС, В основном совпадают точки зрения ученых и об определяющей роли энергетики в создании парникового эффекта и усилении тенденции к потеплению климата, что грозит не только природными бедствиями, но и воздействием на здоровье человека. Позитивные изменения, таким образом, могут быть достигнуты только за счет интенсификации энергосбережения, поскольку экономия одной тонны условного топлива уменьшает прирост в добыче или производстве ТЭР на 1,3 — 1,4 т у.т.
Объективный характер энергосбережения прежде всего обусловлен, с одной стороны, растущей потребностью в энергоресурсах, с другой — ограниченностью невозобновляемых ТЭР и глобальным экологическим кризисом. Таким образом, экономия топлива и энергии выступает одним из важнейших направлений преодоления противоречия между социальной заинтересованностью в ускорении экономического роста и усложняющимися условиями воспроизводства ТЭР. Для оценки результатов энергосбережения как экономической категории используют в основном технические и экономические критерии (табл. 1).
Оценка результатов энергосбережения
Наименование показателя |
Формула для расчета |
Условные обозначения |
Абсолютные показатели | ||
Годовая экономия топливно- энергетических ресурсов ДЭ, т у.т. |
ДЭ = э, - эв |
Э, — суммарное потребление в базовом году |
Потери энергоресурсов П, ту.т. |
п = пз - э |
Э — суммарное потребление П_, — объем производства (добычи) энергоресурсов |
Обобщающие показатели | ||
Энергоемкость продухции т у.т. / руб. |
ВВП |
Э — объем потребленной энергии; Venn — объем производственной продукции |
Удельное потребление |
ч |
— численность населения |
Частные показатели | ||
Энерговооруженность труда Эч, ту.т. / чел. |
Чп |
Э — объем потребленной энергии; Чп — среднегодовая численность занятых в производстве |
Коэффициент эластичности ВВП по энергии, КВВП |
Дввп к _ Ч ^ввп - ~Х аэп Ч |
Дввп — прирост ВВП по конечной энергии; Аузр — прирост потребления энергоресурсов на 1 жителя; Ч — численность населения |
Энергооснащенность основных фондов Эа |
э ° фп |
Э — объем потребленной энергии; Ф0 — суммарную величину основных фондов |
Коэффициент опережения использования энергоресурсов по отношению к ВВП |
'ввп |
/-гэр — индексы потребности в энергоресурсах; /тэр — индексы ВВП |
Коэффициент опережения электропотребления в использования трудовых ресурсов, А'ЭЛ |
Кэп = -~ 'п |
/э — темпы роста энерговооруженности; /п — темпы роста производительности труда |
Специальные, определяющие уровень теплозащиты зданий | ||
Требуемое сопротивление теплопередаче по санитарно- гигиеническим условиям |
аа х Д£" |
л — коэффициент, принимаемый в
зависимости от положения наружной
поверхности ограждающих tK — расчетная температура внутреннего и наружного воздуха, °С |
Расчетное сопротивление теплопередаче, R , (м2оС) / Вт |
1 5 1 ав Кт ан |
— соответственно толщина, м, и коэффициент теплопроводности материала утепляющего слоя ограждения, ВТ / (м°С); N — число однородных слоев в конструкции; п„ — коэффициент теплоотдачи наружной поверхности ограждающей конструкции для зимних условий, Вт / (м2 °С); R, — термическое сопротивление |
Как видно из табл. 1, они включают в себя следующие показатели:
Кроме того, многоплановость
1.2. Правовые аспекты энергоресурсосбережения
Нормативно-правовая база энергоресурсосбережения складывается из законодательных актов представительных органов власти, постановлений и распоряжений исполнительных органов власти, нормативных документов, правил, положений, регламентов, министерств и ведомств.
Впервые законодательно вопросы энергосбережения были отражены в статьях 539 — 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Сегодня основной пакет правоустанавливающих документов по энергоресурсосбережению в ЖКС состоит из Федерального закона «Об энергосбережении»; «Энергетической стратегии России до 2020 года», подзаконных актов Правительства РФ и ряда федеральных программ.
Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» квалифицируется как документ, регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Структурно закон включает 50 статей, устанавливающих организационные, экономические, финансовые, законодательные, информационные принципы и механизмы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
Законодательно установлено, что в ведении федеральных органов власти находятся общенациональные вопросы эффективного использования энергоресурсов; деятельность регионов в сфере энергосбережения не ограничена, они самостоятельно решают вопросы, обеспечивая реализацию полномочий Российской Федерации в этой сфере. Часть вопросов межрегионального характера относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. [11]
Смещение основной работы по снижению
энергопотребления в экономике
на территориальный уровень
ной необходимостью, поскольку именно на региональных рынках формируется структура потребителей и спрос на энергоресурсы. Это позволяет использовать рыночные механизмы в сбалансировании спроса и предложения энергетических ресурсов, а также учитывать местные особенности, экологические и экономические условия и интересы территорий. Благодаря этому на местах активизируется законодательная и административная деятельность по регулированию энергосбережения; разрабатываются и реализуются соответствующие законы, постановления, региональные программы энергоресурсосбережения, которые представляют собой комплекс законодательных, экономических, организационно-технических мер, обеспечивающих самый простой и дешевый путь избежать будущих затрат, в том числе по сохранению экологии региона.
Основными положениями «Энергетической ст
Целью данной стратегии является достижение более высокого уровня общественного развития при значительном сокращении затрат производства на основе использования меньшего количества энергии, чем в настоящее время. Стратегия энергосбережения — это не подстройка к энергетической политике, а новая концепция в экономической политике, которая учитывает издержки, связанные с катастрофическим уменьшением запасов минерального топлива, нарушением климата Земли и направлена как на снижение негативного воздействия на окружающую среду, так и на повышение энергоэффективности национальной, региональной и муниципальной экономики. В этом контексте региональные стратегии энергосбережения составляют интегральную часть экономической стратегии государства и обеспечивают как сохранность природной среды, так и устойчивое развитие общества. [8]
При разработке и реализации стратегии энергосбережения на местах руководствуются следующими принципами:
В развитие Закона «Об энергосбережении» и в целях реализации Федеральной целевой программы «Энергосбережение России» были приняты следующие документы.
Постановление Правительства Российской федерации «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России», в соответствии с которым предусмотрены, в частности:
«Правила проведения энергетических обследований организаций». Правила определили область их применения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энергоаудита), организацию энергетических обследований, виды энергетических обследований, методы проведения энергетических обследований, требования к обследуемым потребителям топливно-энергетических ресурсов, оформление результатов энергетических обследований, методы финансирования энергоаудита, права и ответственность обследуемых потребителей энергоресурсов.
«Положение об аккредитации организаций, осуществляющих энергетические обследования (энергоаудит) в органах Рос- технадзора».
В документе определены
Информация о работе Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения