Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Тем не менее тенденции, складывающиеся в мире, показывают совершенно определенное снижение темпов прироста потребления энергоресурсов.. Особенно резко снизились темпы в промышленно развитых странах. Средний ежегодный прирост энергопотребления в мире составил 1 %, а в США — 0,4 %, в странах Западной Европы и Японии — 0,25 %. Переломным в мировом изменении темпов прироста энергопотребления стал 1970 г., когда произошло резкое изменение цен на нефть, и многие страны приступили к реализации энергосберегающих программ.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения..........4
1.1. Теоретические аспекты энергоресурсосбережения......................................4
1.2. Правовые аспекты энергоресурсосбережения.............................................13
Глава 2. Роль реформы ЖКХ в повышении экономической эффективности энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере......................25
2.1. Формирование гражданских отношений в жилищной сфере................25
2.2. Повышение надежности оказываемых услуг и снижение их энергоемкости и удельного потребления......................................................26
2.3. Финансово-экономические и социальные условия реформы ЖКХ.......28
Глава 3. Сметная стоимость на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений в жилищно-коммунальной сфере...........................................33
Заключение......................................................................................................48
Список литературы.................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат райкова.docx

— 84.42 Кб (Скачать)

Тесные внутренние и внешние  связи топливно-энергетического и коммунального комплексов с другими сферами экономики предопределили их ведущую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территории и решение экологических проблем. Особенно заметно проявилось это влияние в период реформирования экономики, когда институциональные и экономические условия функционирования энергетики и ЖКК привели к серьезным негативным последствиям во всех сферах жизнедеятельности. Связано это с тем, что увеличение цены энергоресурса (например, газа или электроэнергии) на 1 руб. увеличивает на 5 — 6 руб. цены на конечную продукцию за счет цепных производственных связей.

Следует отметить и обратное воздействие  отраслей национальной экономики на функционирование теплоэнергетического и коммунального комплекса. Во-первых, спрос на энергоресурсы оказывает прямое воздействие на объем их предложения при отсутствии механизмов, нацеливающих потребителей на снижение издержек и экономию электроэнергии, тепла и воды. Во-вторых, увеличение внутреннего спроса на энергетические ресурсы может поставить под сомнение надежность энергоснабжения в условиях значительной доли морально и физического устаревшего оборудования в ТЭК и ЖКХ. Это существенно увеличивает их потребности повышения затрат на добычу первичных невозобновляемых ресурсов.

Негативные тенденции снижения добычи возобновляемых ТЭР и повышения  затрат на их добычу и транспорт  проявляются также в необходимости  разработки месторождений, расположенных в более удаленных районах страны со сложными природно-климатическими условиями. Поэтому для обеспечения потребностей в энергоресурсах требуется освоение все более капиталоемких способов их получения, новых технологий преобразования, транспортирования и использования. [1]

 

Таким образом, энергосбережение является существенным фактором сбалансированного  развития энергетики и экономики  на длительную перспективу, учитывающего интересы не только нынешнего, но и  будущих поколений, Однако сегодня  уже недостаточно рассматривать только взаимосвязи, возникающие при энергопотреблении внутри страны, приходится считаться и с нарастающим общемировым экологическим кризисом. По оценкам специалистов, взаимодействие энергоснабжающих и энергопотребляющих объектов с окружающей средой дает до 80 % всех видов ее загрязнения. При этом экологический компонент уже сейчас составляет 25 % затрат в системах обеспечения нефтепродуктами, около 40 % — на выработку электроэнергии на угольных ТЭС, котельных и АЭС, В основном совпадают точки зрения ученых и об определяющей роли энергетики в создании парникового эффекта и усилении тенденции к потеплению климата, что грозит не только природными бедствиями, но и воздействием на здоровье человека. Позитивные изменения, таким образом, могут быть достигнуты только за счет интенсификации энергосбережения, поскольку экономия одной тонны условного топлива уменьшает прирост в добыче или производстве ТЭР на 1,3 — 1,4 т у.т.

Объективный характер энергосбережения прежде всего обусловлен, с одной стороны, растущей потребностью в энергоресурсах, с другой — ограниченностью невозобновляемых ТЭР и глобальным экологическим кризисом. Таким образом, экономия топлива и энергии выступает одним из важнейших направлений преодоления противоречия между социальной заинтересованностью в ускорении экономического роста и усложняющимися условиями воспроизводства ТЭР. Для оценки результатов энергосбережения как экономической категории используют в основном технические и экономические критерии (табл. 1).

Оценка результатов  энергосбережения

Наименование показателя

Формула для расчета

Условные обозначения

Абсолютные показатели

Годовая экономия топливно-

 энергетических ресурсов ДЭ, т у.т.

ДЭ = э, - эв

Э, — суммарное потребление энергии  втекущем году; Эв — объем потребленной энергии

в базовом году

Потери

энергоресурсов П, ту.т.

п = пз - э

Э — суммарное потребление энергии;

П_, — объем производства (добычи) энергоресурсов

Обобщающие показатели

Энергоемкость продухции т у.т. / руб.

ВВП

Э — объем потребленной

энергии;

Venn — объем

производственной продукции

Удельное потребление энергторесурсов  на душу населения Уэ, т у.т. / чел.

ч

  1. —■ объем потребленной энергии;

— численность населения

Частные показатели

Энерговооруженность труда Эч, ту.т. / чел.

Чп

Э — объем потребленной энергии;

Чп — среднегодовая численность занятых в производстве

Коэффициент эластичности ВВП по энергии, КВВП

Дввп

к _ Ч ^ввп -

аэп

Ч

Дввп — прирост ВВП по конечной энергии; Аузр — прирост потребления энергоресурсов на 1 жителя; Ч — численность населения

Энергооснащенность основных фондов Эа

э

° фп

Э — объем потребленной энергии;

Ф0 — суммарную величину основных фондов

Коэффициент опережения использования  энергоресурсов по отношению к ВВП

'ввп

/-гэр — индексы потребности в

энергоресурсах;

/тэр — индексы ВВП

Коэффициент опережения электропотребления в использования трудовых ресурсов, А'ЭЛ

Кэп = -~ 'п

/э — темпы роста энерговооруженности; /п — темпы роста производительности труда

Специальные, определяющие уровень теплозащиты зданий

 

Требуемое

сопротивление

теплопередаче

по санитарно-

гигиеническим

условиям

аа х Д£"

л — коэффициент, принимаемый в  зависимости от положения наружной поверхности ограждающих конструкций  по отношению к наружному воздуху; Д Г — нормативный температурный  перепад, °С; аа — коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности ограждения, Вт / (м2 °С);

tK — расчетная температура внутреннего и наружного воздуха, °С

Расчетное сопротивление теплопередаче, R , (мС) / Вт

1 5 1

ав Кт ан

— соответственно толщина, м, и коэффициент  теплопроводности материала утепляющего  слоя ограждения, ВТ / (м°С);

N — число однородных слоев  в конструкции;

п„ — коэффициент теплоотдачи  наружной поверхности ограждающей  конструкции для зимних условий, Вт / (м2 °С); R, — термическое сопротивление



 

Как видно из табл. 1, они включают в себя следующие показатели:


  • абсолютные, учитывающие затраты на производство энергии и на энергосберегающие мероприятия;
  • структурные, определяющие долю затрат энергоресурсов в натуральном или в стоимостном выражении от полных затрат;
  • относительные, показывающие расход энергоресурсов на единицу параметра или технологические потери ресурса;
  • удельные, представляющие отношение абсолютного расхода энергоресурса на единицу полезного эффекта;
  • специальные показатели, характеризующие особенности энергосбережения в конкретных отраслях экономики (например в ЖКС).

Кроме того, многоплановость энергосбережения обусловливает необходимость применения не единичных показателей, а их совокупности, позволяющей отражать степень сбережения энергоресурсов в той или иной сфере деятельности. [7]

1.2. Правовые аспекты  энергоресурсосбережения

Нормативно-правовая база энергоресурсосбережения  складывается из законодательных актов представительных органов власти, постановлений и распоряжений исполнительных органов власти, нормативных документов, правил, положений, регламентов, министерств и ведомств.

Впервые законодательно вопросы энергосбережения были отражены в статьях 539 — 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Сегодня основной пакет правоустанавливающих документов по энергоресурсосбережению в ЖКС состоит из Федерального закона «Об энергосбережении»; «Энергетической стратегии России до 2020 года», подзаконных актов Правительства РФ и ряда федеральных программ.

Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» квалифицируется как документ, регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Структурно  закон включает 50 статей, устанавливающих организационные, экономические, финансовые, законодательные, информационные принципы и механизмы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  • при разработке стандартов, сертификации оборудования и метрологическом контроле предусматривается ограничение выпуска энергорасточительного оборудования, материалов и изделий;
  • определено правовое поле системы государственного надзора за эффективностью использования энергоресурсов через обязательное энергетическое обследование предприятий и организаций;
  • введена обязательность учета добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых энергетических ресурсов. В развитие этих требований введены в действие подзаконные акты, устанавливающие правила учета электрической и тепловой энергии, газа, воды;
  • намечены организационно-технические и финансовые механизмы энергосбережения с участием органов исполнительной власти;
  • введены инструменты стимулирования развития энергоэффективной малой (автономной) энергетики, использующей, в том числе, и возобновляемые источники энергии;
  • предусматривается освобождение потребителей, реализующих энергосберегающие мероприятия, от платы за недоиспользование договорных объемов энергоресурсов;
  • введено требование обязательного обучения персонала, основанного на энергосбережении и предоставлении физическим и юридическим лицам необходимой информации по вопросам энергосбережения;
  • предусматривается широкое участие субъектов РФ в законотворческом процессе по проблемам повышения эффективности использования энергоресурсов.

Законодательно установлено, что  в ведении федеральных органов власти находятся общенациональные вопросы эффективного использования энергоресурсов; деятельность регионов в сфере энергосбережения не ограничена, они самостоятельно решают вопросы, обеспечивая реализацию полномочий Российской Федерации в этой сфере. Часть вопросов межрегионального характера относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. [11]

Смещение основной работы по снижению энергопотребления в экономике  на территориальный уровень обусловлено  объектив- 39

ной необходимостью, поскольку именно на региональных рынках формируется  структура потребителей и спрос  на энергоресурсы. Это позволяет  использовать рыночные механизмы в  сбалансировании спроса и предложения энергетических ресурсов, а также учитывать местные особенности, экологические и экономические условия и интересы территорий. Благодаря этому на местах активизируется законодательная и административная деятельность по регулированию энергосбережения; разрабатываются и реализуются соответствующие законы, постановления, региональные программы энергоресурсосбережения, которые представляют собой комплекс законодательных, экономических, организационно-технических мер, обеспечивающих самый простой и дешевый путь избежать будущих затрат, в том числе по сохранению экологии региона.

Основными положениями «Энергетической стратегии России до 2020 года» предусматривается, что динамика повышения энергетической эффективности производства в России, наряду со структурной перестройкой экономики в целом и электроэнергетики в частности, будет определять проведение целенаправленной энергосберегающей политики, опирающейся на располагаемый потенциал организационно-технических и технологических мероприятий во всех сферах национальной экономики. В соответствии с этим под стратегией энергосбережения следует понимать минимизацию проблем и ограничений, связанных с производством энергоресурсов и их потреблением при выполнении следующих условий:

  • обеспечение поддержания необходимого уровня энергетического обслуживания и объемов предоставляемых услуг, в том числе жилищно-коммунальных, характеризующих качество жизни населения;
  • сохранение и охраны окружающей среды.

Целью данной стратегии является достижение более высокого уровня общественного  развития при значительном сокращении затрат производства на основе использования меньшего количества энергии, чем в настоящее время. Стратегия энергосбережения — это не подстройка к энергетической политике, а новая концепция в экономической политике, которая учитывает издержки, связанные с катастрофическим уменьшением запасов минерального топлива, нарушением климата Земли и направлена как на снижение негативного воздействия на окружающую среду, так и на повышение энергоэффективности национальной, региональной и муниципальной экономики. В этом контексте региональные стратегии энергосбережения составляют интегральную часть экономической стратегии государства и обеспечивают как сохранность природной среды, так и устойчивое развитие общества. [8]

При разработке и реализации стратегии  энергосбережения на местах руководствуются  следующими принципами:

  • осознанием существования тесной взаимосвязи развития экономики и состоянием окружающей среды на региональном уровне и в национальном масштабе;
  • обязательным вовлечением всех слоев общества в процесс решения проблем энергосбережения;
  • использованием экономического потенциала территории при реализации средне- и крупномасштабных мероприятий энергоресурсосбережения. ,

В развитие Закона «Об энергосбережении»  и в целях реализации Федеральной целевой программы «Энергосбережение России» были приняты следующие документы.

Постановление Правительства Российской федерации «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России», в соответствии с которым предусмотрены, в частности:

  • разработка федеральными органами исполнительной власти программ энергосбережения;
  • сохранение при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базового уровня объема финансирования потребления энергоресурса на период, превышающий на 1 год срок окупаемости затрат на энергосбережение;
  • установление заданий по энергосбережению организациям и предприятиям бюджетной сферы;
  • осуществление мероприятий по пропаганде в средствах массовой информации методов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в производственной и социальной сферах.

«Правила проведения энергетических обследований организаций». Правила определили область их применения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энергоаудита), организацию энергетических обследований, виды энергетических обследований, методы проведения энергетических обследований, требования к обследуемым потребителям топливно-энергетических ресурсов, оформление результатов энергетических обследований, методы финансирования энергоаудита, права и ответственность обследуемых потребителей энергоресурсов.

«Положение об аккредитации организаций, осуществляющих энергетические обследования (энергоаудит) в органах Рос- технадзора».

 В документе определены критерии  аккредитации, порядок ее проведения  и требования к аккредитуемым.  Установлены также порядок контроля за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих энергетические обследования (энергоаудит), установлены случаи, в которых у такой организации может быть приостановлено или отменено действие свидетельства об аккредитации.

Информация о работе Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения