Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Тем не менее тенденции, складывающиеся в мире, показывают совершенно определенное снижение темпов прироста потребления энергоресурсов.. Особенно резко снизились темпы в промышленно развитых странах. Средний ежегодный прирост энергопотребления в мире составил 1 %, а в США — 0,4 %, в странах Западной Европы и Японии — 0,25 %. Переломным в мировом изменении темпов прироста энергопотребления стал 1970 г., когда произошло резкое изменение цен на нефть, и многие страны приступили к реализации энергосберегающих программ.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения..........4
1.1. Теоретические аспекты энергоресурсосбережения......................................4
1.2. Правовые аспекты энергоресурсосбережения.............................................13
Глава 2. Роль реформы ЖКХ в повышении экономической эффективности энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере......................25
2.1. Формирование гражданских отношений в жилищной сфере................25
2.2. Повышение надежности оказываемых услуг и снижение их энергоемкости и удельного потребления......................................................26
2.3. Финансово-экономические и социальные условия реформы ЖКХ.......28
Глава 3. Сметная стоимость на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений в жилищно-коммунальной сфере...........................................33
Заключение......................................................................................................48
Список литературы.................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат райкова.docx

— 84.42 Кб (Скачать)

Важным регулятором энергосбережения являются стандартизация и нормирование энергетического оборудования, параметров внутренней среды помещений, теплозащиты зданий, энергоэффективности строительных материалов и т. д. Экономические и экологические результаты своевременной стандартизации энергетического оборудования могут быть значительными. Примеров этому достаточно; в частности, переход США с 1997 г. на высокоэффективные автомобильные двигатели позволил, по оценкам международных экспертов, сэкономить только на потребление топлива (бензина) к 2010 г. около 13 млрд долларов. [14]

Одним из условий, обеспечивающих реализацию требований российского законодательства и нормативно-правовых актов субъектов РФ по вопросам энергосбережения, является внесение необходимых изменений в действующие и разработка новых нормативно-технических документов, учитывающих современные требования по энергосбережению, На федеральном уровне такие нормативно-технические документы разрабатываются, в первую очередь, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организовывать и проводить государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов, а также другими федеральными органами исполнительной власти. К таким нормативно-техническим документам относятся ГОСТы, СНиПы, санитарные правила и нормы (СанПиН), своды правил (СП), инструкции, правила учета или пользования энергоресурсами и т. п. В соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ последние имеют право разрабатывать региональные нормативно-технические документы, например различные территориальные строительные нормы (ТСН), включающие в совокупности все аспекты теплотехнического и энергетического проектирования.

Нормативно-правовое воздействие  на внедрение мероприятий по энергосбережению осуществляется через технологии проектирования строительства (реконструкции), ремонта и эксплуатации объектов недвижимости, а также введение и исполнение обязательных и добровольных стандартов энергоэффективности, сертификация продукции, услуг и технологических процессов по критерию энергоэффективности. Так, роль стандартов энергоэффективности при производстве и оказании коммунальных услуг (тепло, электроэнергии, воды) и эксплуатации зданий, заключается в практическом закрытии потребительского рынка для неэффективного оборудования и технологий строительства жилых зданий, не удовлетворяющих определенным нормативным параметрам энергоэффективности. [1]

Добровольные стандартизация и  сертификация оборудования, материалов, технологий персонала и др., направленные на снижение энергоемкости продукции и услуг в национальной экономике, только «нащупывают» свое место в системе нормативно-правового регулирования. С введением в России механизмов саморегулирования профессиональной деятельности начинают использоваться, как и во многих странах, добровольные стандарты, в основе которых лежат соглашение между властями и производителями конкретной продукции и услуг относительно их энергоэффективности. Такое сотрудничество и переговоры во многих случаях дают лучшие результаты, чем система принуждения, т. к. путем заранее оговоренных процедур устанавливается соответствие производимой продукции (устройств, приборов), услуг, технологических процессов нормам, стандартам энергоэффективности.

Энергосбережение в ЖКС обусловлено  как «отраслевой» нормативно-правовой базой, в основе которой лежит «Концепция реформы ЖКХ», утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 1997 г., так и спецификой гражданско-правовых отношений между производителями, поставщиками и потребителями энергетических ресурсов в ЖКС. Конечный потребитель ЖКУ — население, объективно заинтересованное в снижении расходов по их оплате, реально может влиять лишь на величину коэффициента полезного использования тепла, воды, электроэнергии на стадии ее конечного потребления. [13]

У организаций коммунального комплекса  отсутствует, с одной стороны, заинтересованность в снижении своих затрат, а следовательно, в энергосбережении, с другой стороны — в стимулировании энергосбережения потребителями ЖКУ. Поэтому важна активная роль государственных институтов как в развитии конкурентных начал в ЖКС, так и при согласовании интересов производителей и потребителей услуг с интересами общества, в том числе и в вопросах энергосбережения.

Федеральные целевые программы  «Энергоэффективная экономика» и «Реформирование и модернизация ЖКК Российской Федерации» направлены: — на повышение качества и надежности, предоставляемых населению ЖКУ;

  • снижение бюджетных расходов на коммунально-бытовое обслуживание бюджетных организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоресурсов и воды;
  • реализацию комплекса финансово-экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на своевременное обеспечение ЖКС МО сезонными и текущими запасами топлива.

Предполагаемая экономия ТЭР в  ЖКС в ходе реализации этих программ должна достигнуть в 2006 — 2010 гг. около 38 млн т у.т. Кроме этого, программы  предусматривают разработку:

  • энергетических паспортов для существующих и вновь строящихся гражданских зданий и сооружений;
  • механизмов подключения к централизованным системам тепло-, электро-, газо- и водоснабжения объектов частного домовладения, построенных с нарушением действующих норм и правил в части эффективности использования энергоносителей;
  • социально обоснованных норм потребления населением тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, природного газа с учетом введения повышенной оплаты сверхнормативного их потребления для регионов с различными природно-климатическими условиями;
  • рациональных схем управления теплоснабжением с различной структурой выработки и потребления тепловой энергии для населенных пунктов;
  • рекомендаций для субъектов РФ по введению новой формы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения с дополнительной статьей «Энергосервисные услуги» с целью формирования финансовых средств для реализации энергосберегающих мероприятий в ЖКС без увеличения общей стоимости платежей;
  • порядка передачи объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в доверительное управление на основе государственно-частного партнерства;
  • механизмов ограничения трансфертов субъектам РФ в зависимости от выполнения ими предусмотренных концепцией реформы ЖКХ федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а также утвержденных региональных программ оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;
  • предложений по созданию совместно с Европейским и Мировым банками реконструкции и развития (ЕБРР, МБРР) при участии российских банков энергосервисных компании для реализации на основе лизинга услуг по энергосбережению в

системах энерго- и газоснабжения  городов и населенных пунктов России;

  • механизмов привлечения дополнительных заемных средств для модернизации объектов теплоснабжения в городах России. В рамках этих программ предусматривается решение вопросов, касающихся:
  • возможности установления фиксированной величины тарифа по оплате энергоресурсов на определенный период времени, достаточный для проведения операций реинвестирования средств в энергосберегающие проекты;
  • гарантий возврата кредитов (инвестиций);
  • взаимоотношений производителей, потребителей и поставщиков (перепродавцов) энергоносителей в процессе реализации мероприятий по экономии энергоресурсов;
  • льготного налогообложения организаций, занимающихся практическими вопросами организации финансирования и проведения конкретных энергосберегающих мероприятий;
  • установления дифференцированных (льготных) тарифов для предприятий, занимающихся энергосбережением;
  • коммерческого учета всех видов энергоносителей;
  • штрафных санкций за перерасход энергоносителей;
  • взаимодействия внебюджетного экологического фонда и внебюджетного целевого фонда энергосбережения;
  • подготовки и переподготовки кадров в области энергоресурсосбережения;
  • организации и функционировании регионального рынка энергоресурсов;
  • экспертной оценки вновь строящихся и реконструируемых объектов недвижимости на предмет эффективного использования энергетических ресурсов;
  • энергетической паспортизации предприятий топливно-энергетического комплекса, бюджетной сферы, промышленности и ЖКК;
  • формирования лимитов потребления энергетических ресурсов и воды и заданий по энергосбережению.

Исходя из того, что большинство  поставленных для решения в федеральных  программах вопросов относится к  компетенции региональных и муниципальных органов власти на местах, в развитие положений федеральных документов формируются собственная нормативно-правовая база энергосбережения, которая содержит:

  • региональный закон об энергосбережении;
  • региональную программу энергосбережения и другие документы.

Разработка и реализация программных  документов по энергосбережению на местах позволяет:

  • направить дополнительные финансовые ресурсы на повышение комфорта и уровня жизни населения; на развитие инфраструктуры за счет рационального производства и использования энергии; снизить энергоемкость валового регионального продукта и повысить конкурентоспособность продукции и услуг;
  • диверсифицировать региональную и муниципальную экономику;
  • уменьшить выбросы загрязняющих веществ и решить проблему защиты окружающей среды.

В этих условиях согласование действий при реализации программ энергоресурсосбережения федерального, регионального, муниципального уровня и программ предприятий и домовладений является важнейшим фактором успешной и эффективной их реализации.

Таким образом, нормативно-законодательное  регулирование является стержнем всей энергосберегающей политики, которая  ставит рамочные условия для всего  спектра факторов, влияющих на энергосбережение. Одним из таких факторов является заинтересованность потребителей ЖКУ и работников ресурсоснабжаю- щих предприятий в экономии энергоресурсов,

Программы энергосбережения сводятся, как правило, к вопросам замены оборудования и автоматизации технологических процессов. Но применение любых самых высокоэкономичных технических решений не дает достаточного эффекта, если новое оборудование или технологии будет эксплуатировать не заинтересованный в конечном экономическом и личном финансовом результате персонал.

Например, персоналу предприятий  теплоснабжения по программе энергосбережения необходимо уменьшить потери тепла в течение всего отопительного сезона - на 20 Гкал / час, и если хотя бы треть сэкономленных средств будет направлена на дополнительную оплату труда, то успех будет гарантированным. Таким образом, финансовая заинтересованность коллектива предприятия поможет достичь искомого результата.

Учет же того фактора, что  новое энергосберегающее оборудование является на порядок более сложным в эксплуатации, с одной стороны, предопределяет возможность его применения только при наличии квалифицированного персонала, а с другой, усиливает актуальность тезиса приведенного в примере.

 

Глава 2. Роль реформы  ЖКХ в повышении экономической  эффективности энергоресурсосбережения  в жилищной и коммунальной сфере

Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным  процессом, в котором гармонично сочетается принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений, а также проведение грамотно организованной информационно-пропагандистской кампании, которая обязана сделать население союзником и главным участником процессов преобразования в этой жизненно важной сфере национальной экономики. Важнейшим звеном реформирования ЖККявляется снижение издержек на производство и предоставление жилищно- коммунальных услуг, а экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

2.1. Формирование  гражданских отношений в жилищной  сфере

Договорные отношения (А). До 1996 г. охват домохозяйств юридически оформленными договорами, определяющими взаимоотношения сторон по условиям проживания в жилых помещениях, качеству и своевременности предоставления коммунальных услуг не превышал 0,4 %, в 2007 г. этот показатель в среднем составил 83 %. Такое же количество предприятий ЖКК заключили договора с муниципальными органами власти в части компенсации расходов за представленные населению льготы по оплате ЖКУ.

Субсидии по оплате ЖКУ нуждающиеся  граждане получают адресно, на свои счета  в отделениях банка.

Самоуправление в жилищной сфере (Б). В соответствии с законодательством с 1993 г. осуществлялось разделение функций управления и хозяйствования (заказчик —подрядчик) в жилищной сфере. К настоящему времени этот процесс завершен. В силу реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений теперь выбирают один из 3 способов управления своим домом (непосредственное управление; управления ТСЖ, ЖСК, ЖК; или управляющей организацией Конкурсы (В). Процесс заключения договоров подряда на обслуживание общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на конкурсной основе. На начало 2008 г. 69 %, жилищного фонда обслуживается подрядным способом или ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Формирование эффективного собственника жилья (Г). Б силу реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации по выбору способа управления многоквартирным домом этот элемент реформы оказался сопоставимым с элементом (В), по которому выполнение составило 69 % плюс 30 % жилья управляется владельцами индивидуальных домов-самостоятельно.

В области тепло-, газо-, электро-, водоснабжения  появились частные предприятия. По данным статистики, частных предприятий (ОАО, ООО) в коммунальной сфере насчитывается:

более 80 % в теплоснабжении;

97 % в электро- и газоснабжении;

47 % в водоснабжении и водоотведении.

Информация о работе Теоретические и правовые аспекты энергоресурсосбережения