Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, реферат
Следующим этапом в развитии мировоззренческих представлений о связи человека и природы стала эпоха научной рациональности. В эпоху Возрождения и Нового времени произошла грандиозная смена древних представлений научной картиной мира. Примерно в XVI-XVII веках произошла вторая научная революция, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира. Эта картина мира тесно связана с классическим естествознанием, которое заложило фундамент всего последующего научного знания.
1.2. Становление классических
и постклассических
Следующим этапом в развитии
мировоззренческих
Одной из главных особенностей
рассматриваемой эпохи было то, что
человек в короткий срок, совершив
грандиозный научно-
Первым шагом в этом
направлении была эстетика и наука
Возрождения. Значимость научных открытий
Н. Кузанского, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Г.
Галилея и Н. Коперника позволяет
говорить о специфической
Натурфилософия Возрождения отходит от античного признания гармонии с природой. Если у Леонардо да Винчи обращение к природе органично и спасительно, он видит мир «как единое существо», то уже у Б. Телезио материя пассивна, приоритет отдается опытному изучению природы на основе ее законов. Согласно его взглядам, создатель и правитель реального мира, Бог определяет творческую активность природы и человека.
Однако эпоха Возрождения,
вбирающая в себя идеалы античности,
еще не встала на путь активного
преобразования природы. Пионером современного
естествознания и первым мыслителем,
выдвинувшим новые
Выдающийся представитель
философии Возрождения Н. Кузанский
стоял на позициях пантеизма, т.е. рассматривал
природу как тождественную Богу
сущность. Другими словами, по его
мнению, Бог и природа равны
друг другу, совечны. Положения Н. Кузанского
противоречат принципам аристотелевской
физики, основанной на различении высшего
- надлунного и низшего - подлунного
миров. Кузанский разрушает конечный
космос античной и средневековой
науки, в центре которого находится
неподвижная Земля. Тем самым
он подготавливает коперниканскую революцию
в астрономии, устранившую геоцентризм
аристотелевско-птолемеевской
Философское значение законов механики, открытых Г. Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером, было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось вместе с возникновением философии. Но эти первоначальные понятия не были свободны от значительных элементов антропоморфизма и мифологии, что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики Г. Галилеем и законов движения планет И. Кеплером дали строго математическую трактовку понятия этих законов и освободили понимание их от элементов антропоморфизма, поставив это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развития человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание. Уже пантеизм Дж. Бруно начинает прокладывать путь к материалистическому пониманию природы.
Если подавляющее большинство
мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших
значение опыта в познании природы,
имели в виду опыт как простое
наблюдение ее явлений, пассивное восприятие
их, то вклад Г. Галилея заключался
в том, что ученый, открывший ряд
фундаментальных законов
Исследуя природу, ученый,
по мнению Г. Галилея, должен пользоваться
двойным методом: резолютивным (аналитическим)
и композитивным (синтетическим). Под
композитивным методом Г. Галилей
подразумевает дедукцию. Но он понимает
ее не как простую силлогистику,
вполне приемлемую и для схоластики,
а как путь математического исчисления
фактов, интересующих ученого. Многие
мыслители этой эпохи, возрождая
античные традиции пифагореизма, мечтали
о таком исчислении, но только Галилей
поставил его на научную почву. Ученый
показал огромное значение количественного
анализа, точного определения
Воззрение Г. Галилея на материю
как на состоящую в своей основе
из бескачественных частиц вещества
принципиально отличается от воззрений
натурфилософов, приписывавших материи,
природе не только объективные качества,
но и одушевленность. Появляется представление
об окружающем мире как о грандиозном,
неживом и неразумном механизме.
Стройность, упорядоченность и гармония
мироздания объясняется тем же, чем
гармония и стройность любого механизма:
четкой подгонкой всех его частей
друг к другу, точными размерами,
грамотным устройством и
Таким образом, натурфилософия Возрождения от целостного восприятия мира эволюционировала к его опытно-аналитическому рассечению. Замкнула Возрождение Реформация, утвердившая протестантскую этику, ставшую нравственной основой западной потребительской цивилизации.
Продолжением этой эпохи
явился этап абсолютного доминирования
научно-рационального познания, направленного
на покорение природы. Эта мировоззренческая
парадигма преобладала в
Новое время можно назвать
эпохой торжества индивидуализма и
субъективности. Это было время невероятного
подъема человеческой свободы. Человечество
вступило в эту эпоху с идеей
создания Царства Божьего на земле.
Эта идея определила окончательный
поворот воли к практической стороне,
установила созидающую роль человека.
Появление представлений о
Классическая наука исходила из вещественно - объективной картины мира. Человек в ней может выступать или как своеобразное натуральное тело, или вообще оказывается необъясним с научной точки зрения, отсюда и дуалистичность «мира природы» и «мира человека» («мира свободы»), к которой неизбежно приходила ориентировавшаяся на классическую науку, но, тем не менее, не порывавшаяся с миром человека философия Р. Декарта и И. Канта (194; С.9).
Утверждение покорительского
отношения к природе не произошло
и в рамках деятельностно-теоретической
парадигмы, способствующей возникновению
умозрительного типа философствования,
который дал новое качественное
состояние коэволюционной идее, связанное
с появлением науки как самостоятельной
формы общественного сознания и
ее влиянием на дальнейшее развитие философской
мысли. Так, в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкон
провозгласил целью нашего общества
- познание причин и скрытых сил
всех вещей, расширение власти человека
над природой, покуда все не станет
для него возможным. Тем не менее,
идея Ф. Бэкона, развитая в дальнейшем
Р. Декартом, Т. Гоббсом и другими
мыслителями эпохи Нового времени,
понятая нами только как покорение
природы, сосуществовала с иными
воззрениями, вполне созвучными с идеей
коэволюции естественного и
В бэконовском стремлении
обратить взор науки к земле, к
познанию природных явлений, которые
нам открывают чувства и потому
на первых порах являются источником
всякого знания, чувствуется сильное
влияние протестантизма. Именно в
протестантизме, начиная с самих
его основателей, - Лютера и Кальвина
- акцент ставится на невозможность
с помощью разума постигнуть то,
что относится к сфере
Коэволюционные традиции
особенно ярко прослеживаются в воззрениях
представителя эпохи
Идея создания Царства божьего на земле пришла в Новое время из средневековья, но ее содержание существенно изменилось. Если в Средние века Царство Божие представлялось как церковь, да и то лишь в своей духовной составляющей, то Природа, сотворенная Богом, но отпавшая от него была лишена божественной благодати. Человек, как подобие божье, способен устранить этот недостаток. Христианское стремление быть подобным Богу даже обязывает его к этому. Совершенствование, улучшение природы повторяет акт божественного творения и позволяет человеку приблизиться к Богу. При этом совершенствование природы осуществляется из нее самой. Поскольку в ней есть и божественная сторона, и греховная, необходимо познать божественную, истинную часть и, утверждая ее, устранить греховную.
Переворот, который осуществил
И. Ньютон, предложив механистическую
картину мира, в течение почти
трех столетий сказывался на социоприродных
отношениях «Мир, бывший для человека
Средневековья Храмом, стал Фабрикой
- системой машин» (22; С.21). Таково следствие
интеграции науки с техникой. Они
разрушили упорядоченный и
При этом Ф. Бэкон вводит определенный
нравственный ограничитель на отношения
с природой: «Таким противоядием, примесь
которого сдерживает неумеренные претензии
знания и делает его в высшей степени
полезным, является благочестие» (29; С.5.).
Сюда также можно отнести указанную
Ф. Бэконом необходимость
В XVIII веке возникли и получили
дальнейшее развитие в XIX веке идеи «о
правах животных», нравственной основе
«сотрудничества с природой». Эта
традиция прослеживается в философии
И.Канта. «Дух разрушения, по его мнению,
противен долгу человека перед самим
собой, так как уничтожает или
ослабляет в человеке способность
наслаждаться прекрасным. Сочувствие
же животному способствует проявлению
полезных для моральности человека
задатков» (76; С.381-382.). Вообще же с именем
И. Канта связана революция