Становление постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в.

Содержание

1 иррационализация философствования в постклассической философии.
2 критика философской классики
3 проблема бессознательного

Работа содержит 1 файл

фил ответ.docx

— 28.99 Кб (Скачать)

Введение

постклассическая философия позитивизм прагматизм

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра

 

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными  направлениями неклассической идеалистической  философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная  идея иррационализма заключается в  том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется  другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Начальный толчок развитию философии жизни дало осмысление идеи А. Шопенгауэра, изложенных в его знаменитом сочинении "Мир как воля и представление". В данной работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма Представления А Шопенгауэра о воле как основе мира, о мире как представлении о жизненной силе как детерминанте человеческого бытия оказали существенное влияние на становление философии жизни. Можно оказать, что для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но "действующий человек"

В рамках данного  направления была предпринята попытка  объяснить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентации. Такая установка определила круг проблем, наиболее значимых для философии жизни вопросы антропологии, культурологии философское осмысление жизни в творчества. Ведущими категориями данного направления являются "жизнь" и "воля", которые, фактически, заменяют собой категорию бытия. Жизнь трактуется как первичная реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий. При этом в данном философском направлении категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф Ницше), жизненного порыва (А. Бергсон), до ее понимания как потока переживаний (Г. Зиммель). В трактовке категории жизни проявляется одна из особенностей этого направления философии попытка сочетания философской рефлексии с конструктивными идеями естествознания.

Философия жизни  изначально была нацелена на критическое  переосмысление всей прошлой философии, исходя из примата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как  нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. Истина - лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей. При таком понимании гносеология и онтология обретали смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание - как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.

Жизнь в данном философском направлении трактуется как единственная цель воли. При  этом идея прогресса, как идея совершенствования  жизненных форм, отвергается, заменяясь  идеей воли к власти, понимаемой в том числе и как методологический принцип истолкования процессов  становления жизни.Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит  в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей  Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений  в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений  и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром  воли;

• точно  так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая  во всем мире всеобщая воля, воля предметов  и явлений вызывает внешние события  в мире, движение предметов, возникновение  явлений;

• воля присуща  не только живым организмам, но и  неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы — человеческой  судьбы, свободы, необходимости,  возможностей человека, счастья.  В целом взгляд философа на  данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе  вещей и явлений и подчиняется  всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего  мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Критика философской классики в творчестве С. Кьеркегора и

    Ф. Ницше.

Датский философ  Сёрен Къеркегор (1813-1855) его произведения "Страх и трепет", "Стадии жизненного пути" и др. Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание или существование, которые игнорировались прежней философией. Новое понимание философии связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, "человеческим" знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого "существования", его обреченности на смерть, страх, сомнения, и страдания.

К основам  человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях  критического выбора, в моменты выбора, риска, когда человек встречается  со своим "Я". Личностный выбор  определяет путь индивидуальной жизни  человека. Именно способность к свободному выбору, а значит и принятие ответственности  за него, является отличительной чертой человека как свободного существа.

В существовании  человека Кьеркегор выделяет следующие  стадии: эстетическую, этическую и  религиозную стадии. 1. Эстетическая стадия где человек стремится испытать все виды наслаждения: от непосредственно чувственного до интеллектуального. На этой стадии человек живет в основном чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования; 2. На этической стадии человек добровольно подчиняется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью. На этой стадии человек понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которому он обязан повиноваться.

3. Религиозная  стадия: на религиозном уровне  человек не подчиняется всеобщему  закону, а вступает в прямое общение с Богом Истинная вера не является прямым результатом усвоения религиозных догм и церковных предписаний. Она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору Вера является одновременно и высшим наслаждением, и мучением.

Философия жизни  Фридриха Ницше

Влияние Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900) в определенной степени присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях XX века. Однако в течение  всей своей жизни Ницше не создает  ни одной философской школы, так  как иронически утверждает, что для  его философии тесны рамки  всякой школы.

Поэтому Ницше  принципиально отказался от систематического изложения своей философии и  говорил о том, что всякое начинание  начинается с критики. Воспитанный  на почве западных традиций, Ницше  заявляет свой критицизм как требование "переоценки всех ценностей", чем  ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступают для него как  ценности упадка, как "ложь тысячелетий", как нигилистические ценности.

"Воля  к власти" - центральное понятие  философии жизни Фридриха Ницше.  Воля к власти - это "самая  внутренняя сущность человека. Воля  к власти является основной  характеристикой всего, что тянется  к жизни. Саму жизнь Ницше  постигает в образе "жизненного  потока" благодаря понятию становления,  которое выступает как основная  черта всего сущего. Становление  всегда требует усилия. Это усилие  есть неразрывное единство "сохранения  и возрастания" жизни. Именно  тяга к росту является условием  сохранения жизни. Жизнь в философии  Ницше не есть живая предпосылка,  но и не результат; она есть  становление. Именно единство "сохранения  и возрастания" как усилие  становления задает вектор жизненного  потока и составляет основную  тягу, основную черту жизни.

3.    Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе

     З. Фрейда

Теоретическими  источниками Фрейдовской концепции бессознательного являются существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о символике сновидений, о мифологии, о врожденном психическом наследии, о сексологии, о философии и психологии бессознательного и др.

Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний  психики путем расшифровки того, как они проявляются: в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических действиях, невротических симптомах и т.п.

Фрейд создал свою схему структуры психики. Он разделил ее на 3 основных пласта:

1) Самый  нижний пласт и самый мощный  так называемое "Оно" находится  за пределами сознания: там хранятся  прошлый опыт, разного рода биологические  импульсивные влечения и страсти,  неосознанные эмоции.

2) На  этом массивном фундаменте бессознательного  воздвигается сравнительно небольшой  этаж сознательного - того, с чем  человек актуально имеет дело  и чем постоянно оперирует.  Это его "Я".

Информация о работе Становление постклассической философии