Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, реферат
Следующим этапом в развитии мировоззренческих представлений о связи человека и природы стала эпоха научной рациональности. В эпоху Возрождения и Нового времени произошла грандиозная смена древних представлений научной картиной мира. Примерно в XVI-XVII веках произошла вторая научная революция, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира. Эта картина мира тесно связана с классическим естествознанием, которое заложило фундамент всего последующего научного знания.
Мировоззрение И. Канта, как
классического представителя
Однако такая позиция
не является единственной. В работе
«Идея всеобщей истории во всемерногражданском
плане» И. Кант склонен допустить
наличие общих законов природы,
согласно которым реализуется
Диалектическая философия Г. Гегеля, в основании которой лежала идея единства и борьбы противоположностей, явилась системной предпосылкой к рождению в будущем нового, коэволюционного представления о взаимодействии общества и природы. Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются физика и органика.
В физике Г. Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм и т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений, порождающий их духовную сущность (42).
Последняя часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Г. Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса, когда Дух выходит из природы. Это означает, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Г. Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение «абсолютной идеи».
В целом философия природы Г. Гегеля основывается на следующих основных принципах: единство теоретического и практического отношения к природе; требование рассматривать природу в ее целостности; синтетический (а не чисто аналитический как в естествознании) подход; подход к органической целостности как развивающейся; рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуальности; трактовка природы как одного из способов самопроявления (отражения) духа (133; С. 601-603).
Природу Гегель рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Гегель относился к природе как к пассивному материальному началу. Идея Г. Гегеля о том, что дух отчуждает себя в природе, когда абсолютная идея «решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы» (132; С.115), выражала духовное отчуждение общества от природы, разрыв единой природно-культурной целостности человека.
Именно третья часть философской
системы Г. Гегеля - философия духа
- посвящена рассмотрению «абсолютной
идеи» на заключительном этапе ее
развития, когда она, покидая природу,
«возвращается» к самой себе в
качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной
идеи», преодолевшей свое «отчуждение»,
снявшей свое отрицание (природу) и
развивающейся как самосознание
человечества на всем протяжении всемирной
истории. В природе, по Г. Гегелю, духовное
содержание находится в постоянном
конфликте с ограниченной и инертной
материальной формой. Философия духа
Г. Гегеля есть идеалистическое учение
о развитии индивидуального и
общественного сознания, об умственном
развитии человечества вообще. Поэтому
история человечества, сведенная
к истории его духовного
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
Рассматривая развитие индивидуального
сознания Г. Гегель приходит к заключению,
что в основе индивидуального
сознания лежит «объективный дух».
Это понятие охватывает, по Г. Гегелю,
правовые и нравственные отношения,
к которым немецкий идеалист относит
также семью, гражданское общество
и государство. Нравственность, таким
образом, идеалистически истолковывается
как внутреннее содержание и движущая
сила не только правовых, но также материальных
и политических отношений, различные
формы которой рассматриваются
как необходимые стадии развития
объективного нравственного духа. В
гегелевском понимании
Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. Искусство, религия и философия, по учению Г. Гегеля, - высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Г. Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия, по Гегелю, выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Г Гегеля и Бога и мир в целом.
Л. Фейербах считает, что отношение человека к природе опосредует отношение человека к человеку. «Я еще и сейчас нахожу в своем чувстве, ощущаю в своем сердце, как все охватывается природой, нахожу и сейчас в своем уме аргументы в пользу ее божественности и обожествления». (177; С.589-590).
Значение природы в жизни человека, отмечал Л. Фейербах, исключительно велико. Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек - часть природы, и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа - мать-кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Л Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей - это религия, обожествляющая природу, "естественная" религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения. По Л. Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.
В рамках диалектико-
Ценной здесь представляется
мысль о возможности
Развивая идею прогресса на Земле, которая утверждается в следующий период развития культуры, К. Маркс и Ф. Энгельс также развивают эволюционные воззрения. В «Немецкой идеологии» они пишут: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей, взаимнообуславливающих друг друга» (106; С.16.).
Для развития идеи социоприродной
целостности особое значение имеет
эволюционная теория Ч. Дарвина, которая,
обратив внимание на генетическое родство
всех живых форм, доказала значимость
как высших, так и низших видов
живых существ, как естественных
так и искусственно выведенных человеком,
показала их удивительную взаимоприспособленностъ.
Она позволила рассмотреть
В дальнейшем идея коэволюции
обосновывается в рамках деятельностно-практической
парадигмы, идеи целостности мира, взаимозависимости
и взаиморазвития его составных
частей. Большую роль в этом плане
сыграло организмическое
В период утверждения деятельностно-
А. Швейцер поднимает вопрос
о ценности любой жизни, не только
человеческой. «Добро есть то, что способствует
сохранению жизни, зло - то, что уничтожает
жизнь» (193; С.75.) - писал он. Его идея
«благоговения перед жизнью»
не отрицает право человека на высшее
место в иерархии живых существ,
признает его природопреобразовательскую
деятельность, но утверждает гуманное
отношение к естественному
Проникновение научной мысли в микромир и мегамир, начавшееся в начале ХХ века, стало главным признаком неклассической картины мира. Ньютоновское, классическое естествознание имело дело только с макромиром, который мы можем непосредственно наблюдать, и который поэтому является наиболее изученным, простым и понятным. Совсем другое дело обстоит с микро- и мегамирами, которые выходят за пределы нашего жизненного опыта и недоступны для наблюдения .
Идеи соразвития природного
и человеческого продолжают развиваться
и среди естествоиспытателей. Так,
физик Ч. Ламсден и энтомолог
Э. Уилсон создают социобиологическую
концепцию геннокультурной
М. Рьюз строит свое доказательство биологической природы морали в рамках концепции «эволюционной этики». «Мой эмпирический аргумент, - пишет он, - состоит в том, что этическое разумение человека - это непосредственная каузальная функция эволюции через естественный отбор, ...который мыслится сегодня ответственным за природу органических веществ». И далее: «Фактически успех в борьбе за существование зачастую достигается больше средствами сотрудничества и морали, чем агрессивностью... Вследствие эволюции люди от природы являются альтруистами. Они мыслят, намереваются и поступают в свете критериев добра и зла» (154; С. 36.). Сотрудничество, по его мнению, играет огромную роль в животном мире. «Совместные действия с другими организмами чаще приносят гораздо больше выгод, чем попытки воевать против всех и вся» (Там же С.37).
Таким образом, в классический
период представлений о