Основные этапы взаимоотношений человека и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Природа-часть объективной реальности(природа Земли),являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений. Вся история человечества – это история экономического роста и последовательного разрушения биосферы. Только в эпоху палеолита человек не нарушал естественные экосистемы, поскольку образ его жизни

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Общество и природа как элементы системы…………………………………...4
Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества……….5
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………......12

Работа содержит 1 файл

рефитат по теребикиной.docx

— 191.17 Кб (Скачать)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

Р034702.27.000.00

 Разраб.

Ушкова Н.А.

 Провер.

Теребикина С.В.

 Реценз.

 

 Н. Контр.

 

 Утверд.

 

Основные этапы  взаимоотношений человека и природы

Лит.

Листов

 

Р034702.27.000.00


 Содержание:

 Введение…………………………………………………………………………..3

 Общество и природа  как элементы системы…………………………………...4

 Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества……….5

 Заключение………………………………………………………………………10

 Список литературы…………………………………………………………......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

Р034702.27.000.00


Введение.

 Природа-часть объективной реальности(природа Земли),являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений. Вся история человечества – это история экономического роста и последовательного разрушения биосферы. Только в эпоху палеолита человек не нарушал естественные экосистемы, поскольку образ его жизни (собирательство, охота, рыболовство) был подобен образу существования родственных ему животных. Дальнейшее развитие цивилизации привело к созданию современной искусственной, техногенной среды обитания человека, истощению и загрязнению природной среды. ХХ век оказался эпохой особенно разительных экономических и экологических изменений. Подсчитано, что незатронутой человеческой деятельностью осталось около трети территории нашей планеты. За прошедшее столетие в экосистеме Земли возникла и в сотни раз выросла глобальная хозяйственная подсистем. В уходящем столетии ускоренными темпами шло последовательное расширение хозяйственной подсистемы за счет вытеснения природных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

Р034702.27.000.00


1. Основные этапы взаимодействия природы и общества.

 Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней так: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа – это условие и средства общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил человечества на три периода – дикость, варварство цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г. В. Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа- общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным(Ф. Энгельс назвал его дикостью). Второй период – техногенным, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный. Третий период – ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

Р034702.27.000.00


2. Общество и природа как элементы системы.

 Если принять во внимание происхождение слова «общество», становится необходимым для его подробной характеристики ввести в употребление понятие «системы» и рассмотреть общество с точки зрения системного подхода.

 Система (от греческого «systema»)- совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

 Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого является общество и природа.

 Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.

 Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:

 *оно возникло в результате  развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него(это произошло длительном и сложном процессе становления человека),

 *оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития(земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима  без использования различных природных источников сырья),


 *темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий.(Северные народы(эскимосы, эвенки, чукчи)- в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.) (Древние цивилизации Востока( древней Египет, цивилизация древнего Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

Р034702.27.000.00


Китая) возникают в долинах  рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы.)

 Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на  природу так как:

 *оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии( человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества),

 *в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития( последствия этого воздействия могут быть как разрушительными так и благотворными).

 Крым - раньше  более засушливый климат. Занималась в основном рыболовством, после присоединения Крыма к России (1783), привезли экзотические деревья, изменился климат( климат стал мягче).


 В Голландии очень мало было плодородной земли, землю постоянно затапливало. Голландцы создали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования. Было создано искусственное Рыбинское водохранилище, затопили села, деревни и пойменные луга. Сейчас там плохая экология и гниет все  то, что находится под водой – отрицательное воздействие на природу. Становится ли общество по мере своего развития более свободным, более независимым  от природы? Еще недавно ответ мог быть только положительным – человек рассматривался как существо , способное подчинить, покорить себе природу (  по принципу : «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у природы – наша задача») .Сегодня, очевидно, что общество не может быть от природы независимым. В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше, чем когда-либо. Имеется в виду то обстоятельство, что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой, созданное химическим, потребительским отношением к природе. Исчерпание природных ресурсов, их загрязнение Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

Р034702.27.000.00


ставит человеческим обществом  задачу выживания, сохранение рода человеческого. В этой связи нужно упомянуть, что ООН в 1992 году приняла концепцию  устойчивого развития, обязательную для всех государств и исходящую  из необходимости обеспечить такое  развитие общества, которое позволило бы сохранить природный мир и обеспечить выживание человечества.

 Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества

 Под природой понимают несоциальное. В царство природы не включатся лишь то, что существенно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество».

 Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто  используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа – это не что иное, как природа в ее символическом значении.

 Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя- это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем материи. По этой причине нам привычны высказывания «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В этом понятие материи используется ныне весьма редко.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8

Р034702.27.000.00


 Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

 Античная философия строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

 Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к  собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

 Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалом понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиции гилозоизма, считая Космос живым (гиле-жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно- эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), Экологическим (движение «зеленых») и другим основании.

 Есть четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9

Р034702.27.000.00


 Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуется так называемыми константами: постоянная Планка скорость света,  гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие человека некому было бы познавать природу. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

 Во-вторых, человек рождается «из природы». Но это указывает хотя бы процесс деторождения.

 В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т.п.

 В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.Чтобы обеспечить свое существование, человек как можно больше знать о природе.

 

 

Информация о работе Основные этапы взаимоотношений человека и природы