Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Содержание

Введение 3
1 Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды 5
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповеднико 14
2.2 Правовой режим национальных и природных парков 17
2.3 Правовой режим государственных природных заказников 20
2.4 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 22
2.5 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 24
2.6 Правовой режим особо охраняемых природных объектов 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат ковшов 2.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

 

2.2 Правовой  режим национальных и природных  парков 

     Национальные  парки в России, в отличие от США, — относительно новый вид  особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей  стране лишь в последние 20 лет. Первые национальные природные парки в  России — «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) — были созданы  лишь в 1983 г. В США национальные парки  начали создаваться в XIX в.

     С учетом специфики данного вида особо  охраняемой территории и задач, которые  на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны [5]:

     •  заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

     •  особо охраняемая, в пределах которой  обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается  строго регулируемое посещение;

     •   познавательного туризма, предназначенная  для организации экологического просвещения и ознакомления с  достопримечательными объектами национального  парка;

     •  рекреационная, предназначенная для  отдыха;

     •  охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

     •  обслуживания посетителей, предназначенная  для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского  сервиса, культурного, бытового и информационного  обслуживания посетителей;

     •   хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная  деятельность, необходимая для обеспечения  функционирования национального парка.

     На  территории национального парка  запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

     Одновременно  в национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного  населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

     С учетом того, что национальные парки  создаются в целях туризма  и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение  регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные  объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации  в государственных органах, в  ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению  регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям  деятельности национальных парков и  не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного  наследия [3].

     Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

     В отличие от национальных парков, которые  являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо  охраняемыми территориями регионального  значения. Решение об их образовании  принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных  органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано  с изъятием земельных участков или  водных пространств, используемых для  общегосударственных нужд, то соответствующее  решение принимается органом  исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

     В зависимости от экологической и  рекреационной ценности природных  участков парка на его территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования. Исходя из этого, на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные  и иные функциональные зоны, включая  зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов [6].

     Важнейшими  элементами обеспечения правового  режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. 
 
 

2.3 Правовой режим  государственных природных заказников     

     Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального  значения. Государственные природные  заказники федерального значения учреждаются  решением Правительства РФ на основании  представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

     При этом государственные природные  заказники федерального значения находятся  в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных  органов РФ. Они финансируются  за счет средств федерального бюджета  и других не запрещенных законом  источников. Подчиненность и порядок  финансирования дирекций государственных  природных заказников регионального  значения определяются соответствующими государственными органами субъектов  РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

     Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон  не предусматривает, а устанавливает  лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам [5].

     На  территории государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни [5].

     Под угрозой применения установленных  законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность  за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных  заповедников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных  участков, расположенных в границах заказников.

 

2.4 Правовой  режим памятников природы, дендрологических  парков и ботанических садов 

     Территории, занятые природными объектами и  комплексами, объявленными памятниками  природы, могут быть особо охраняемыми  природными территориями федерального или регионального значения. Они  учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

     Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей  этих участков. В случае необходимости  изъятия земельных участков или  водных пространств, используемых для  общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством России [3].

     На  территории, на которой находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или  может влечь нарушение сохранности  памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных  участков, на которых находятся памятники  природы, законом возложена обязанность  по обеспечению режима их особой охраны.

     Дендрологические  парки и ботанические сады могут  быть федерального или регионального значения. Они образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти РФ или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

     На  территории дендрологических парков и  ботанических садов запрещается  всякая деятельность, не связанная  с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности  флористических объектов.

     Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены  на различные функциональные зоны, в том числе [5]:

     • экспозиционную, посещение которой  разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или  ботанических садов;

     •  научно-экспериментальную, доступ в  которую имеют только научные  сотрудники дендрологических парков или  ботанических садов, а также специалисты  других научно-исследовательских учреждений; 

     •  административную. 

 

2.5 Правовой  режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 

     Курорты и лечебно-оздоровительные местности  могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной  местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом  исполнительной власти субъекта РФ или  органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

     Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

     Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний  населения, на территориях лечебно-оздоровительных  местностей и курортов служит организация  округов санитарной или горно-санитарной охраны.

     Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов регионального  и местного значения — исполнительными  органами государственной власти субъектов  РФ [2].

     В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов