Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Содержание

Введение 3
1 Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды 5
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповеднико 14
2.2 Правовой режим национальных и природных парков 17
2.3 Правовой режим государственных природных заказников 20
2.4 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 22
2.5 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 24
2.6 Правовой режим особо охраняемых природных объектов 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат ковшов 2.docx

— 45.80 Кб (Скачать)
  • охранение природной среды, природных ландшафтов;
  • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

     4.  Государственные природные заказники  — территории (акватории), имеющие  особое значение для сохранения  или восстановления природных  комплексов и их компонентов  и поддержания экологического  баланса. Государственные природные  заказники могут иметь различный  профиль, в том числе быть:

     • комплексными (ландшафтными),  предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

     • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

     • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

     • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими),  предназначенными для  сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

     • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

     5. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

     6.  Дендрологические парки и ботанические  сады являются природоохранными  учреждениями, в задачи которых  входит создание специальных  коллекций растений в целях  сохранения разнообразия и обогащения  растительного мира, а также осуществление  научной, учебной и просветительской  деятельности.

     7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств [6].

     8. Хотя в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, по существу, они являются таковыми. В Законе об охране окружающей среды этот вид включен в главу «Природные объекты, находящиеся под особой охраной». Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

     9. К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

     Развитие  системы особо охраняемых природных  территорий в России теснейшим образом  связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов [4].

     С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством  установлены специфические требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает  изъятие земель природно-заповедного  фонда, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены  природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение и находящиеся  под особой охраной, не подлежат приватизации.

     Система особо охраняемых природных территорий в России находится в постоянном развитии. В 2001 г. в природно-заповедный фонд России входило 100 государственных  природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га, в том числе 27,1 млн. га сухопутной территории с внутренними водоемами (1,57% территории РФ), и 35 национальных парков общей площадью 6,99 млн. га (0,4%). В Российской Федерации образовано более 1670 заказников, 1350 памятников природы. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации [1].

     Регулируется  режим особо охраняемых природных  территорий Федеральными законами «Об  охране окружающей среды», «Об особо  охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Земельным кодексом РФ, другими нормативными правовыми  актами.

     Однако  задачи, которые ставятся перед особо  охраняемыми природными территориями, на современном этапе не вполне решаются. Как констатирует Правительство  РФ, научные отделы заповедников и  национальных парков испытывают острый недостаток современных технических  средств, научных приборов, компьютерного  оборудования, что негативно отражается на результатах их работы. Практически  не функционируют станции фонового мониторинга, не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

     По  оценкам специалистов, в заповедных территориях сложилось парадоксальное и одновременно критическое положение. С одной стороны, число заповедников и национальных парков возросло с 1990 г. более чем в 1,5 раза, а их площадь  — в 2 раза. В то же время, по данным официальной отчетности этих организаций, фактические затраты на их содержание в расчете на сопоставимые цены сократились  за тот же период по самым осторожным оценкам минимум в 2,5—3 раза. Таким  образом, расходы на 1 га охраняемой территории уменьшились в 5—6 раз [4].

     Недостаток  финансовых средств не позволяет  оснастить инспекторские службы государственных природных заповедников и национальных парков современными средствами связи, приборами наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, организовать на постоянной основе единую федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов.

     Ограничение объемов централизованных капитальных  вложений приводит к старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и других объектов инфраструктуры. В автономных поселках и на центральных  усадьбах государственных природных  заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия. Дефицит  финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных  исследований в северных и таежных заповедниках и национальных парках России. Серьезной проблемой для государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует значительных финансовых затрат [1].

     Дальнейшее  развитие сети государственных природных  заповедников и национальных парков невозможно без скоординированных  действий со стороны федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации (Подпрограмма «Поддержка особо охраняемых природных территорий» Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002— 2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. II). Ст. 4973). 

 

2. Правовой  режим особо охраняемых природных  территорий и объектов

2.1 Правовой  режим государственных природных  заповедников 
 

     Высший  статус и соответственно наиболее строгий  правовой режим охраны имеют государственные  природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически  заповедники - первая форма особо  охраняемых природных территорий.

     Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Закона об особо охраняемые природных  территориях принимает Правительство  РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к  объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает  решение по представлению государственных  органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке  производится расширение территории государственного природного заповедника [5].

     Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса  заповедника, законодательство предусматривает  широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к  его территории участках земли и  водного пространства создаются  охранные зоны с ограниченным режимом  природопользования. Решение об образовании  охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом  исполнительной власти субъекта РФ.

     Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных  заповедников полностью изымаются  из хозяйственного использования (ст. 6 вышеназванного Закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

     В принципе запрещено нахождение в  заповеднике лиц, не имеющих к  нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками  данных заповедников, или должностных  лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся  эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов  или дирекций государственных природных  заповедников.

     На  территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на [5]: .

     •  сохранение в естественном состоянии  природных комплексов,  восстановление и предотвращение изменений природных  комплексов и их компонентов в  результате антропогенного воздействия;

     •  поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

     •   предотвращение условий, способных  вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

     •  осуществление экологического мониторинга;

     •  выполнение научно-исследовательских  задач;

     •  ведение эколого-просветительской работы;

     •  осуществление контрольно-надзорных  функций (ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях).

     Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях  в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается  всякое вмешательство человека в  природные процессы. Размеры таких  участков определяются исходя из необходимости  сохранения всего природного комплекса  в естественном состоянии.

     Однако  на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

     Особую  разновидность государственных  природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования [6]. 

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов