Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

«Экологическое право» - самостоятельная учебная дисциплина, предусмотренная Государственным образовательным стандартом России, изучаемая в юридических образовательных учреждениях по специальности «Юриспруденция».
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблем.

Содержание

Введение 2 стр.
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий 3-9 стр.

3. Список используемой литературы 10 стр.

Работа содержит 1 файл

Экологич право (контр).doc

— 81.50 Кб (Скачать)

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                            2 стр.                     

2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий            3-9 стр.

 

3. Список используемой литературы                                                  10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

 

«Экологическое право» - самостоятельная учебная дисциплина, предусмотренная Государственным  образовательным стандартом России, изучаемая в юридических образовательных учреждениях по специальности «Юриспруденция».

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощение  ее природных ресурсов находятся  в прямой зависимости от состояния  экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивает риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Экология - это наука  о связях, о взаимообусловленности  и взаимопроникновении всех элементов подсистемы.

Экология - наука о  нашем общем и единственном биосферном доме

Земле.

В науке экологического права, состояние которой определяет содержание и объем соответствующей  дисциплины, в настоящее время  ряд вопросов остается не решенным, либо относится к числу спорных. К таким вопросам можно отнести  нижеследующее:

1. собственно понятие  экологического права (какие понятия  наиболее точно отражают суть  данного феномена, и какие из  них следует использовать);

2. предмет экологического  права (входят ли в него, например, экологическая безопасность, природопользование  и т.п.);

З. система экологического права (какие новые виды правового регулирования, например, клонирования, круговорота вещей и продуктов, охраны экологического равновесия в военных конфликтах либо от актов терроризма, в какой последовательности и в каком объеме эти вопросы должны изучаться будущими специалистами в области юриспруденции).

Фактически эти вопросы  определяют основу практической деятельности различных субъектов, вовлеченных во взаимодействие с окружающей средой. Понимание экологического права и его предмета в конкретной стране, зависит определение экологической политики и ее приоритетных направлений. Следовательно, понимание предмета экологического права отражается на выборе правовых средств и методов решения конкретных задач, а иногда и лиц, принимающих решения (например, о ввозе опасных радиоактивных отходов в страну и т.п.).

 

 

 

 

 

1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

 

Особо охраняемые природные  территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них  природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1) государственные природные  заповедники, в том числе

биосферные

2) национальные парки

3) природные парки

4) государственные природные  заказники

5) памятники природы

6) дендрологические парки и ботанические сады

7) лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

Данный перечень не является исчерпывающим. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные  территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные  территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные  территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению МПР РФ (его территориального органа) по согласованию с органами местного самоуправления.

Особо охраняемые природные  территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Территории государственных  природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных при родных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других, особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного

самоуправления могут  осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального  и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Государственные природные  заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Заповедники представляют собой самую строгую, и потому самую эффективную форму сохранения эталонных участков природы, охраны генетического разнообразия растений и животных. На территории заповедников все природные объекты полностью изымаются из хозяйственного использования и оборота и предоставляются в бесплатное, бессрочное пользование государственным природным заповедникам.

На территории государственного при родного заповедника запрещается  любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных при родных заповедников.

На территориях заповедников разрешается ведение деятельности, направленной на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление экологического мониторинга; выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются  в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей, на территориях национальных парков могут быть выделены различные, функциональные зоны, в том числе:

1) заповедная зона - территория, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

2) особо охраняемая  зона - территория, в пределах которой  обеспечиваются условия для сохранения  природных комплексов и объектов  и на территории, которой допускается  строго регулируемое посещение;

З) зона познавательного туризма - территория, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

4) рекреационная зона - это территория, предназначенная для отдыха;

5) охраны историко-культурных объектов - территория, в пределах

которой обеспечиваются условия для их сохранения;

6) зона обслуживания посетителей - территория, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

7) зона хозяйственного назначения - территория, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова

и геологических обнажений;

З) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического

режима;

4) предоставление на  территориях национальных парков

садоводческих и дачных участков;

5) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

6) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

7) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий