Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:15, реферат
В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.
Введение 3
1 Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды. 4
2 Правовой режим государственных природных заповедников 11
3 Правовой режим национальных и природных парков 13
4 Правовой режим государственных природных заказников 16
5 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 17
6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 19
7 Правовой режим особо охраняемых природных объектов 20
Заключение 23
Библиографический список 25
Реферат
по дисциплине: “Экологическое право”
на тему:
“
Правовой режим особо
охраняемых природных
территорий и объектов
”
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, oxраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно- защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.); особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.
Общественная
потребность выделения данной категории
территорий и объектов для особой охраны
определяется рядом причин и интересов.
При ретроспективной оценке развития
правовых мер относительно выделения
территорий особой охраны в России можно
определить основные из них — экологические,
экономические, рекреационные, здравоохранительные,
научные, культурные.
Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название «заповедовать» («заповедный» - неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедовать как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. . В Древней Руси выделение таких территорий как особо охраняемых диктовалось военными соображениями.
Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» — преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.
В XVII в. по указу царя Алексея Михайловича, страстного любителя соколиной охоты, заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты лучшие кречеты. Объявлялись заповедными и места царской охоты, где не позволялось охотиться никому, кроме царя. Так, в Шацком уезде запрещалось охотиться на оленей, а в подмосковных местах в Соколиной роще и под селом Хвили (Фили) запрещалось бить зверей и птиц.
Заповедование служило не только защите личных интересов царя, но и явилось средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.
Петр I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.
Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Одновременно при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.
1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологически ресурсы.
На
государственные природные
2. Национальные парки. Они являются
природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями, территории (акватории)
которых включают в себя природные комплексы
и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность,
и предназначены для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных
целях и для регулируемого туризма. На
национальные парки возлагаются следующие
основные задачи:
• сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
• разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
• осуществление экологического мониторинга;
• восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
3.
Природные парки. Это природоохранные
рекреационные
учреждения, находящиеся в ведении субъектов
Российской Федерации, территории (акватории)
которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие
значительную экологическую и эстетическую
ценность, и предназначены для использования
в природоохранных, просветительских
и рекреационных целях. На природные парки
возлагаются следующие задачи:
4. Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
• комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
• биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены специфические, требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов