Правовое регулирование экологического мониторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективное государственного управления в области экологии, это наличие полни объективной информации о состоянии и качестве природной среды степени воздействия на неё. Получение подобной информации составляет содержание самостоятельной функции государства экологический мониторинг. Мониторинг окружающей среды представляет собой деятельное по наблюдению за состоянием окружающей природной среды предупреждению о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Так* определение мониторинга окружающей среды дано в Законе! Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г., где положения о мониторинге окружающей среды выделены; в отдельную главу

Содержание

Введение
Правовое регулирование экологического мониторинга
Мониторинг земель.
Мониторинг лесных экосистем в Республики Казахстан
Мониторинг недр Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эколог..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

План:

  1. Введение
  2. Правовое регулирование экологического мониторинга
  3. Мониторинг земель.
  4. Мониторинг лесных экосистем в Республики Казахстан
  5. Мониторинг недр Республики Казахстан
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективное государственного управления в области экологии, это наличие полни объективной информации о состоянии и качестве природной среды степени воздействия на неё. Получение подобной информации составляет содержание самостоятельной функции государства экологический мониторинг. Мониторинг окружающей среды представляет собой деятельное по наблюдению за состоянием окружающей природной среды предупреждению о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Так* определение мониторинга окружающей среды дано в Законе! Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г., где положения о мониторинге окружающей среды выделены; в отдельную главу

(глава 6, ст. 24,25).

Организация работ по мониторингу  природной среды Республике Казахстан  начата с 1972 года, когда была создана  Государственная служба наблюдений за уровнем загрязнен природной  среды при Госкомгидромете. Содержание экологическое мониторинга в  то время включало в себя ряд направлений:

  1. мониторинг атмосферного воздуха и атмосферных осадков;
  2. мониторинг поверхностных вод;
  3. мониторинг загрязнение почв пестицидами;
  4. фоновый мониторинг;
  5. мониторинг радиоактивного загрязнения природной среды.

В настоящее время государственный  мониторинг окружаю! среды и природных  ресурсов включает в себя; согласно Закону "

( охране окружающей среды”:

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды и природа ресурсов, за источниками антропогенного воздействия на них (причем указанные наблюдения проводятся по определенной программе);
  2. оценку состояния окружающей среды, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия на них;
  3. прогноз изменения окружающей среды, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия на них.

Существующая практика управления в области экологии, учитывает  наличие субъектов негосударственной  формы собственности. Поэтому в  действующем законодательстве выделяются государственный экологический  мониторинг и производственный экологический  мониторинг.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется Министерством  экологии и природных ресурсов через  систему стационарных и передвижных  станций мониторинга. Производственный мониторинг является обязанностью юридических  лиц – природопользователей —  вести мониторинг окружающей среды, учет и отчетность о воздействии  осуществляемой ими хозяйственной  деятельности на окружающую среду. Средства слежения за окружающей средой, применяемые  ими методики должны соответствовать требованиям экологических государственных органов. Данные производственного и экологического мониторинга периодически направляются в Минэкоприродресурсов. Анализируя Закон “Об охране окружающей среды” можно заметить, что в нем присутствует деление на мониторинг окружающей среды и мониторинг природных ресурсов. Более того, специальным законодательством применительно к отдельным объектам окружающей среды устанавливаются положения по ведению мониторинга земель, недр и т.д.

 

Правовое регулирование  экологического мониторинга.

     Все государственные органы предоставляют безвозмездно центральному исполнительному органу в области охраны окружающей среды необходимую информацию по осуществлению государственного мониторинга окружающей среды по формам и сроки, установленные законодательствам.

     Юридические  лица – природопользователи обязаны  вести производственный мониторинг  окружающей среды, учет и отчетность  о воздействии осуществляемой  ими хозяйственной деятельности  на окружающую среду. Средства  измерения, используемые для производственного  мониторинга окружающей среды,  должны соответствовать требованиям  стандартизации и метрологии.

     Данные производственного  мониторинга и отчетность о воздействии на окружающую среду передаются центральному исполнительному органу Республики Казахстан в области охраны окружающей среды в сроки, установленные законодательство. В случае сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций предприятия – природопользователи обязаны оперативно сообщать о них центральному исполнительному органу в области охраны окружающей среды в сроки, установленные законодательством.

     Государственный  мониторинг окружающей среды осуществляется Министерством охраны окружающей среды РК через систему стационарных и передвижных станций мониторинга.

      Анализируя  закон « об охране окружающей  среды», можно заметить, что в нем присутствует деление на мониторинг окружающей среды и мониторинг природных ресурсов. Более того, специальным законодательством применительно к отельным объектам окружающей среды устанавливаются положения по ведению мониторинга земель, лесов, недр и т.д

     В настоящее  время в республики создана и действует Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 г. утверждены правила организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Правила определяют понятие, цели, задачи, функции Единой государственной системы мониторинга    окружающей среды и природных ресурсов ( ЕГСМ ОС и ПР), ее структуру, содержание и порядок осуществления мониторинга, источники финансирования.

     ЕГСМ ОС  ПР – многоцелевая информационная  система, включающая слежение  за состоянием окружающей среды  и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов РК.

     Целью ЕГСМ ОС и ПР является информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирования населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровья населения.

     Основными задачами ЕГСМ ОС и ПР являются: постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них; анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровья населения; сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

     Основными функциями ЕГСМ ОС и ПР являются:

- проведение наблюдений  инструментами, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;

- сбор и регистрация всей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;

- определение связи между  характеристиками воздействия на  природную среду, изменением  уровня загрязнения и его последствиями;

- организация обмена информацией  о состоянии окружающей среды,  природных ресурсов на региональном, республиканском, и международном  уровнях;

- обеспечение единой методической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, осуществляемого центральными  исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;

- обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

- обеспечение государственных  исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения  информацией, полученной в рамках  ЕГСМ ОС и ПР.

      Структура  ЕГСМ  ОС и ПР определяется  объектами мониторинга и ее территориальной сферой. В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:

Мониторинг атмосферного воздуха; поверхностных водных ресурсов; земельных ресурсов; животного и растительного мира.

    В пределах  системы выделяются следующие подсистемы:

Мониторинг качества окружающей природной среды; качества атмосферного воздуха; качества поверхностных водных ресурсов; качества земель; состояния недр; мониторинг воздействия :

 Мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха ( выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн); источников загрязнения водных ресурсов ( сброс сточных вод в поверхностные водоемы); источников загрязнения почвы ( производственными и хозяйственно – бытовыми отходами); мониторинг радиоактивного загрязнения ( радиоактивные выбросы и сбросы);

Мониторинг последствий:

      Санитарно- гигиенической мониторинг( влияние факторов среды обитания на здоровье населения);

      Специальные виды мониторинга: фановый мониторинг; мониторинг особо охраняемых природных территорий; озоновый мониторинг.

В зависимости от территориальной  сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровни ЕГСМ ОС и ПР.

     Республиканский  уровень охватывает всю территорию  республики с выделением в  её составе крупных регионов  и отдельных объектов имеющих общегосударственное значение. Функционирование ЕГСМ ОС и ПР на республиканском уровне решает задачи информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности.

     Республиканский  уровень организовывается исходя  из специфики физико- географических особенностей с учетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон, а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачи информационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местных представительных и исполнительных органов.

     Локальный  уровень организовывается с целью  детального изучения компонентов  окружающей среды на важных  социально- экономическом отношении  участках.

     Ведение единого  банка данных ЕГСМ ОС и ПР, включающего данные по всем  подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.

    Ведение сводного  банка данных, включающего данные  о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области окружающей среды.

     Содержание ЕГСМ ОС и ПР включает: сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производными программами мониторинга;

     Ведение кадастров  и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

     Комплексное  обобщение данных по экологическому  состоянию окружающей среды и  использованию природных и техногенных  процессов и явлений;

     Подготовку  и передачу регламентированных  исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

      Разработку  рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов; информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов;

     Руководство  и управление единой государственной  системой мониторинга окружающей среды и  природных ресурсов осуществляется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями, координирующими работу других государственных органов по осуществлению мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

     Финансирование  ведения ЕГСМ ОС и ПР осуществляется  за счет средств республиканского  и местных бюджетов по бюджетным  программам уполномоченных органов.

Информация о работе Правовое регулирование экологического мониторинга