Автор: K***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть предмет и метод правового регулирования и подробно охарактеризовать данные понятия.
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие механизма правового регулирования и охарактеризовать основные элементы механизма правового регулирования.
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.
Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие, характеристика и структура механизма правового регулирования ………………………………………….…….
1.2 Пределы действия и эффективность механизма правового регулирования………………………………………………………………16
Глава 2 Средства правового регулирования............................22
2.1 Правовые средства: понятие, признаки и виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования..............28
3.1 Предмет правового регулирования……………………………………28
3.2 Метод и способы правового регулирования…………………………31
Заключение...…………………………………………………...........36
Список использованных источников и литературы ……...…..38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие,
характеристика и структура
1.2 Пределы
действия и эффективность механизма
правового регулирования……………………………………………
Глава 2 Средства
правового регулирования.......
2.1 Правовые
средства: понятие, признаки и
виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет
и метод правового
3.1 Предмет
правового регулирования…………………
3.2 Метод
и способы правового
Заключение...……………………………………………
Список использованных
источников и литературы
……...…..38
Введение
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К
средствам социального
В
системе социального
Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего знать, какие существуют средства и методы правового регулирования и понимать как их реализовывать для регулирования общественных отношений. Он должен понимать регулятивную роль законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из вышесказанного, можно определить Правовое регулирование как — целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.
Для
написания своей работы была проанализирована
масса источников, в том числе
Конституция и иные нормативные
акты, монографии, научные статьи, учебники,
под редакцией известных
Проанализировав многие источники можно сказать, что во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики, у каждого автора, какие-то вопросы освещаются наиболее полно, чем у других авторов, но в совокупности данные материалы дают ответ на каждый возникающий вопрос.
Цель
исследования – рассмотреть предмет
и метод правового
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.
Глава
1 Механизм правового регулирования
1.1 Понятие,
характеристика и структура
Как правило, понятие механизма правового регулирования формулируется с точки зрения представлений о нем как о совокупности правовых средств. В частности, по мнению В. Н. Хропанюка, «механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства»8. По сути такое же определение дает А. Ф. Черданцев, полагающий, что «механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование»9. Аналогичную позицию занимает Р. Т. Мухаев, рассматривающий «механизм правового регулирования как систему Юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование»10.
Перечисленные определения «замыкаются» на инструментальном аспекте проблемы, оставляя без внимания другие ее составляющие. Вместе с тем нельзя не согласиться с точкой зрения В. М. Сырых, совершенно справедливо отмечающего, что «изучение строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным»11. Более того, нельзя сводить структуру механизма правового регулирования к простой совокупности правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности. По мнению Р.А Ромашова, « наряду с инструментальной составляющей любой механизм включает субъектный состав, взаимосвязи и взаимодействия, обеспечивающие действенность механизма, а также отношения, возникающие в процессе практического воплощения правовых предписаний»12.
Таким образом, в рамках механизма правового регулирования условно могут быть выделены следующие структурные компоненты: инструментальный состав (совокупность правовых средств, методов и способов, при помощи которых правовое регулирование может осуществляться); формализованные процедуры (технологии), закрепляющие параметры регулятивной деятельности, а также получившие свое формально-юридическое закрепление результаты правового воздействия на соответствующие общественные отношения; субъектный состав (совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, вовлеченных в процесс правового регулирования); функциональная составляющая (взаимосвязи и взаимодействия, объединяющие статические элементы механизма правового регулирования, и правоотношения, характеризующие механизм в динамике его действия)13.
Инструментальная
составляющая
механизма правового регулирования включает
в себя:
-
нормы права, закрепляющие
-
интерпретационные акты, разъясняющие
смысл и содержание
-
акты применения права,
-
правовые акты, полученные в результате
согласительных процедур в
-
коллизионные нормы,
Субъектный состав механизма правового регулирования представляет собой совокупность правосубъектных лиц (субъектов), вовлеченных в регулятивные правоотношения. Правовой статус субъектов и порядок их взаимодействия друг с другом определяются типом и методом правового регулирования.
Для дозволительного типа правового регулирования характерно приоритетное значение диспозитивного метода, предполагающего координацию субъективных интересов, выработку и закрепление в рамках договора правил поведения, устраивающих всех субъектов. Использование дозволительного типа правового регулирования предполагает равный статус субъектов в отношении друг друга. К примеру, в сфере отношений, урегулированных нормами семейного права, субъектом выступают сами супруги, которые рассматриваются в качестве юридически равных сторон, регулирующих свои взаимоотношения посредством диспозитивных методов.
Для разрешительного
типа правового
регулирования характерно приоритетное
значение императивного метода, предполагающего
осуществление регулятивной деятельности
путем издания и внедрения в общественные
отношения властных предписаний, обеспечиваемых
государственным принуждением. При этом
отношения субъектов носят субординационный
характер, что позволяет говорить об их
неравенстве по отношению друг к другу.
Праву одного на издание соответствующих
властных указаний соответствует обязанность
другого эти указания выполнять. Однако
не следует рассматривать подобное «функциональное»
неравенство как нарушение принципа равенства
всех перед законом. Ведь и субъект, осуществляющий
правоприменительную деятельность, и
контрсубъект, в отношении которого осуществляется
данная деятельность, действуют в рамках,
четко очерченных правом, и в этом смысле
одинаково подвластны ему. Поэтому наделение
субъектов различным юридическим статусом
не означает того, что они становятся неравными
в формально-юридическом смысле. К примеру,
осуществление правового регулирования
в сфере предварительного следствия предполагает,
что в качестве субъектов, участвующих
в соответствующих правоотношениях, с
одной стороны выступает действующее
от имени государства должностное лицо,
обладающее полномочиями правоприменителя,
— следователь, а с другой — лицо, как
правило, принудительно вовлеченное в
сферу уголовного процесса, — подследственный.
При этом следователь, являясь представителем
государственной власти, может издавать
в отношении подследственного определенные
властные предписания, в том числе ущемляющие
(ограничивающие) правовой статус последнего.
Естественно, что подследственный не может
предпринимать в отношении следователя
аналогичных действий. Вместе с тем подобная
разница в полномочиях не означает нарушения
принципа формального равенства названных
субъектов перед законом, поскольку деятельность
как одного, так и другого регламентируется
законом, следовательно, и нарушение установленного
в данной области общественных отношений
правопорядка будет рассматриваться как
правонарушение независимо от того, кто
его совершил.
Функциональная
составляющая
механизма правового регулирования характеризует
этот феномен в динамике его действия.
данный элемент. в свою очередь, складывается
из системы взаимосвязей и взаимодействий,
посредством которых совокупность средств
и методов правового воздействия, а также
потенциальных субъектов, способных участвовать
в регулятивном процессе, преобразуется
в собственно механизм правового регулирования.
Кроме того, функциональная составляющая
включает в себя непосредственно регулятивные
правоотношения, в рамках которых субъекты
реализуют определенные их правовыми
статусами корреспондирующие права и
обязанности.