Правовое регулирование экологического мониторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективное государственного управления в области экологии, это наличие полни объективной информации о состоянии и качестве природной среды степени воздействия на неё. Получение подобной информации составляет содержание самостоятельной функции государства экологический мониторинг. Мониторинг окружающей среды представляет собой деятельное по наблюдению за состоянием окружающей природной среды предупреждению о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Так* определение мониторинга окружающей среды дано в Законе! Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г., где положения о мониторинге окружающей среды выделены; в отдельную главу

Содержание

Введение
Правовое регулирование экологического мониторинга
Мониторинг земель.
Мониторинг лесных экосистем в Республики Казахстан
Мониторинг недр Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эколог..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

     Информация, получаемая  в рамках единой государственной  системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, является государственной собственностью и используется исполнительными органами для выработки принятия управленческих и хозяйственных решений и контроля за их использованием, а также для информации населения.

     Приказом Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Казахстан от 24 августа 1999 г. за  № 221 – П утверждены правила  ведения мониторинга программ, проектов и мероприятий, связанных с охраной и воздействием на окружающую среду.

     Настоящие  правила разработаны в целях  реализации экологического блока  долгосрочной стратегии развития  РК до 2030 г. на основе ведения  единого мониторинга программ, проектов и мероприятий, связанных с охраной и воздействием на окружающую среду.

     Мониторингу  подлежат программы, проекты и  мероприятия, разрабатываемые и  реализуемые в РК министерствами, ведомствами, местными исполнительными  органами, учреждениями, организациями,  предприятиями, независимо от  форм собственности и источников  финансирования.

      Целью мониторинга  программ, проектов и мероприятий  является обеспечение координации  действий министерств, ведомств, местных исполнительных органов, учреждений, организаций и предприятий для выполнения экологического блока долгосрочной стратегии развития РК до 2030 г. и оценка влияния проводимых природоохранных работ на состояние окружающей среды.

     Задачами мониторинга  программ, проектов и мероприятий  являются:

Координация работ, проводимых по программам, проектам и мероприятиям, контроль за их разработкой и реализацией; анализ и оценка влияния программ, проектов и мероприятий на состояние окружающей среды и подготовка рекомендаций по повышению их эффективности;

     Формирование  банка данных по мониторингу;

      Информационное  и методическое обеспечение участников мониторинга и общественности для их эффективного взаимодействия.

      Министерства, ведомства, местные исполнительные  органы, учреждения, организации и предприятия, осуществляющие разработку и реализацию программ, проектов и мероприятий, в соответствии с утвержденной формой государственной статистической отчетности « Отчет по инвестированию природоохранных мероприятий и проектов представляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в установленные сроки информацию о планируемых и реализуемых программ, проектах и мероприятиях.

     На основе  полученных данных Национальный  экологический центр устойчивого  развития Министерства природных  ресурсов и охраны и охраны  окружающей среды  РК:

Проводит анализ программ, проектов и мероприятий по критериям эффективности и соответствия целям и приоритетам экологического блока долгосрочной стратегии развития РК до 2030 г.;

Готовит рекомендации по повышению  эффективности программ, проектов и  мероприятий экологического блока  долгосрочной стратегии развития РК до 2030 г. и направляет их в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК для принятия практических решений ;

     Формирует  банк данных, включая целевые  базы, по действующим и планируемым программам, проектам и мероприятиям;

     Составляет  регулярное аналитические обзоры  программ, проектов и мероприятий;

     Обеспечивает  доступ общественности к информации  об эффективности и ходе и  выполнения программ, проектов и мероприятий.

     Министерство  природных ресурсов и охраны  окружающей среды РК:

Представляет информацию по мониторингу программ, проектов и мероприятий исполнителям экологического блока долгосрочной стратегии развития РК до 2030 г.;

     Использует  данные Национального экологического  центра по устойчивому развитию РК по мониторингу программ, проектов и мероприятий при формировании краткосрочных и среднесрочных планов действий по охране окружающей среды;

Принимает решения по корректировке  осуществляемых программ, проектов и мероприятий и обеспечивает контроль за их исполнением.

Постановлением Правительства  РК от 10 января 1996 г. утверждено Положение о статусе наблюдательной станции за состоянием природной среды.

     Наблюдательные  станции за состоянием природной  среды являются оперативно- производственными организациями  Главного управления по гидрометеорологии РК, осуществляющие гидрометеорологические  наблюдения и измерения уровня загрязнения воздуха, почвы, воды.

     Наблюдательные  станции подразделяются на основные  и специальные. 

Основные станции служат для систематического получения  информации о состоянии природной  среды с заданной полнотой, точностью  и разрешением во времени и  пространстве. Продолжительность их действия определяется степенью изученности режима отдельных территорий, водных объектов и т.п., а также необходимостью передачи информации прогностическим органам и организациям хозяйственной сферы деятельности.

     Наблюдательные  станции специального назначения  предназначены для изучения локальных особенностей гидрометеорологического режима, обеспечения данными крупных хозяйственных объектов, обоснования проектных решений и для других целей, а также для удовлетворения специфических запросов органов  службы прогнозов. Продолжительность действия специальных станций определяется поставленными задачами, после выполнения которых они могут быть закрыты.

Из состава основных станций  выделяются реперные климатические  станции , а также морские береговые и устьевые станции вековой сети гидрометеорологических наблюдений, которые предназначаются для получения непрерывных однородных гидрометеорологических данных, необходимых для установления вековых тенденций изменения климата и гидрологического режима. Реперные станции функционируют неограниченное время в неизменных условиях окружения.

     Перечень реперных  климатических, морских береговых и устьевых станций утверждения Казгидрометом.

Проведение систематических  наблюдений за состоянием почвы, подстилающей поверхности , сельскохозяйственных культур, атмосферы, вод суши и морей, за уровнем их загрязнения.

     Обеспечение  гидрометеорологической информацией  и данными об уровне загрязнения  природной среды органов исполнительной  власти и государственного управления.

Проведение следующих  видов наблюдений:

      Приземных  метеорологических; актинометрических и теплобалансовых ;

Гидрологических; аэрологических; морских гидрометеорологических;

Агрометеорологических за уровнем  загрязнения атмосферы, вод суши, морских вод, почвы и снежного покрова; метеорологических радиолокационных;

За атмосферным электричеством озонометрических; радиометрических;

Фонового мониторинга  природной среды; за селями; за снежными лавинами;

За стихийными гидрометеорологическими явлениями. Первичная обработка результатов наблюдений, составление при необходимости табличного материала, подготовка к машинной обработке результатов наблюдений.

     Передача оперативной  информации с данными наблюдений, о стихийных   гидрометеорологических явлениях.

     Участие представителей  наблюдательной станции в работе  комиссии по обследованию территорий  районов, подвергшихся воздействию  стихийных  гидрометеорологических явлений.

     В силу глобального  единства окружающей природной  среды и неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно взаимосвязан с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды и охватывает национальные и региональные системы мониторинга.

     ГОМОС обеспечивает  заинтересованные национальные  и международные организации  информацией о состоянии естественных  и антропогенных изменений окружающей среды, которая нужна для управления качеством этой среды.  ГСМОС имеет иные формы и виды мониторингов: климатический, загрязнений и возобновимых природных ресурсов. Если климатический мониторинг ГСМОС ведется практически аналогично национальному, то мониторинг загрязнений включает множество направлений. Такие как: определение загрязнения атмосферного воздуха, качества вод; выявление особа опасных загрязнителей и их переноса; остаточных пестицидов в биологических системах и др. Аналогичные направления и у мониторинга возобновимых ресурсов, охватывающего мониторинг состояния почвы, растительного мира, водных ресурсов и т.п.

      Между ГСМОС  и национальным мониторингом  Республики Казахстан существует  системная взаимосвязь, как и взаимосвязь ГСМОСа и национальных мониторингов других стран. Например, международный обмен информацией ГСМОСа по климатическому мониторингу проводится в рамках Всемирной службы погоды (ВСП), Всемирной метеорологической информации (ВМИ).

 

 

Мониторинг земель.

Правовое обеспечение  ведения мониторинга земель регулируется Земельным кодексом РК ст.ст. 159- 163 и Положению о мониторинге земель РК, утвержденного постановлением Правительства РК 30 сентября 1993 года.

     Согласно 159 ЗК  мониторинг земель представляет  собой систему базовых, оперативных,  периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

     Мониторинг  земель является составной частью  мониторинга за состоянием окружающей  природной среды и одновременно  базой для ведения мониторинга  других природных сред.

     В соответствии  с международными научно- техническими  программами Республики Казахстан  может принимать участие в  работах по глобальному мониторингу  земель.

      Объектом  мониторинга земель являются  все земли РК, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.

     Задачами мониторинга земель являются:

Своевременное выявление  изменений состояния земель, их оценка прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

Информационное обеспечение  ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами.

     Реализация  межгосударственных и международных  программ по мониторингу земель  осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключенными Республикой Казахстан с другими государствами.

     Порядок ведения  мониторинга земель и пользования  его данными определяется Правительством РК.

     Для получения  необходимой информации при ведении мониторинга земель применяются методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а также фондовые данные.

     Техническое  обеспечение мониторинга земель  осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в соответствующих территориальных органов по управлению земельными ресурсами.

     Полученные  результаты мониторинга земель  накапливаются в архивах и банках данных автоматизированной информационной системы.

     Граждане, предприятия  и учреждения, международные организации, иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.

      Мониторинг  земель включает:

Систематические наблюдения ( съемки, обследования, изыскания) за состоянием земель.

Выявление происходящих в  них изменений.

Оценка и анализ происходящих изменений земель. Выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Разработка прогноза качественного  состояния земель на определенный период времени.

    Организация банка  данных о земле.

Порядок ведения мониторинга  земель выделяет 4 вида процессов, которые оказывают влияние на состояние земель:

  1. Эволюционные процессы связанные с естественно историческими процессами развития;
  2. Циклические процессы, связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными временными периодами изменений природного характера;
  3. Антропогенные процессы, связанные с человеческой деятельностью.
  4. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и т.д.

Информация о работе Правовое регулирование экологического мониторинга