Правовое регулирование экологического мониторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективное государственного управления в области экологии, это наличие полни объективной информации о состоянии и качестве природной среды степени воздействия на неё. Получение подобной информации составляет содержание самостоятельной функции государства экологический мониторинг. Мониторинг окружающей среды представляет собой деятельное по наблюдению за состоянием окружающей природной среды предупреждению о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Так* определение мониторинга окружающей среды дано в Законе! Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г., где положения о мониторинге окружающей среды выделены; в отдельную главу

Содержание

Введение
Правовое регулирование экологического мониторинга
Мониторинг земель.
Мониторинг лесных экосистем в Республики Казахстан
Мониторинг недр Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эколог..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

Мониторинг лесов имеет  свою внешнюю форму выражения  в соответствующей документации, а именно в:

  1. тематических картах состояния лесного Фонда, его распределения лесовладельцам, площадям, породам, типам лесов и другие;
  2. текстовых и статистических материалах наличии, состоянии и оценки лесного фонда.

 

Мониторинг недр Республики Казахстан.

     Ведение мониторинга недр регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996г. а также Положением о государственном мониторинге недр Республики Казахстан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 1997г. №106.

    Государственный мониторинг недр - система наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр. И своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (ст. 56 Указа) рассмотрим, что же представляет собой мониторинг недр, отталкиваясь от таких положений, которые раскрывают объект мониторинга недр, его субъектов, цели и задачи, виды, содержание, систему и методы мониторинга недр.

    Объектом государственного мониторинга недр является недра Республики Казахстан и происходящие в них процессы. Если более детально подходить к определению объектов мониторинга, то к ним относятся природные и природно-техногенные системы, включая горнорудные районы, нефтегазоносные провинции, бассейны подземных вод, месторождения полезных ископаемых в том числе подземных вод, водоносные комплексы и горизонты, водоупорные толщи, геологические тела с протекающими в них геологическими процессами (карст, суффозия, эрозия и т. п.), геофизические, сейсмические, гравитационные и другие поля, участки недропользования и загрязнение недр, горные выработки и водозаборы и др.

    Государственный мониторинг недр осуществляет Комитет геологии и охраны недр Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан и его территориально® подразделения. Иные министерства, государственные комитеты и центральные исполнительные органы, юридические и физические лица, располагающие материалами о состоянии и использовании недр, обязаны передавать их в Комитет геологии и охраны недр.

    В системе Комитета геологии и охраны недр организуется служба государственного мониторинга недр. Она включает службу наблюдений и информационно-аналитические центры республиканского, территориального уровней.

    Служба государственного мониторинга недр наделена определенными правами и обязанностями, которые описаны в разделе 4 Положения о государственном мониторинге недр Республики Казахстан. В частности, служба государственного мониторинга недр имеет право требовать от государственных органов управления, юридических и физических лиц, чья деятельность связана с недропользованием или иным воздействием на недра информацию о состоянии недр и недропользования; осуществлять методическое руководство и контроль за ведением мониторинга недропользователями и иные права, а также такие обязанности, как ведение систематических наблюдений состоянием недр и недропользования, их обобщение, анализ и прогноз изменения.

    Целью государственного мониторинга недр является информационное обеспечение рационального использования государственного фонда недр, включая подземные воды, а также управление недропользованием и охраной недр.

Основными задачами государственного мониторинга недр является:

  • наблюдение за состоянием недр;
  • оценка состояния недр и недропользования;
  • составление прогнозов изменения состояния недр;
  • разработка рекомендаций по предотвращению, ослаблению или ликвидации негативных последствий изменения состояния недр;
  • предоставление информации о состоянии недр и недропользовании, факторах, оказывающих негативное воздействие на них, а также возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с изменением состояния недр;
  • контроль и оценка эффективности мероприятий по предотвращению вредного воздействия на недра, а также экологическому оздоровлению недр и их рациональному использованию. В зависимости от сферы территориального ведения, деятельности изучения государственный мониторинг недр подразделяется на следующие виды:

"1. Локальный мониторинг, который ведется в пределах отдельной природно-техногенной системы, включающей участки недропользования, разведки месторождений полезных ископаемых (карьеры, шахты, скважины, водозаборные сооружения, полигоны захоронения, водопонизительные установки и др.), участки загрязнения недр, урбанизированные территории, массивы и др.

     2.Региональный мониторинг, который ведется на территории отдельных природных систем с учетом геолого-структурных, гидрогеологических, инженерно-геологических и других особенностей, административных, экономических, экологических и других границ, комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние недр.

    3.Республиканский мониторинг, который ведется на всей территории Республики Казахстан, включая шельф, с выделением крупных регионов, имеющих общегосударственное значение."

Содержание государственного мониторинга недр составляют: систематические наблюдения за состоянием недр и их отдельных компонентов, за происходящими в них процессами; получение, обобщение, анализ данных и выявление протекающих в недрах изменений под воздействием природных и техногенных факторов;

прогноз изменения состояния  недр с целью выработки мероприятий  по их рациональному использованию  и охране, снижению отрицательного воздействия техногенных факторов, включая выбор рациональных способов обработки месторождений полезных ископаемых и определение предельно допустимых техногенных нагрузок на недра; обоснование средств защиты недр и инженерных сооружений.

    Состояние недр и протекающих в них процессов характеризующихся по комплексу количественных и качественных показателей (уровень, температура, химический и газовый состав подземных вод, гранулометрический состав, пористость, плотность, водопроницаемость и др.) В целом состав показателей, частота и объем наблюдений определяются методическими указаниями и рекомендациями и устанавливаются в процессе проектирования государственного мониторинга недр.

    Так как государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений, то можно отметить и существование определенных подсистем мониторинга недр. Система мониторинга недр включает в себя следующие подструктуры:

  1. Государственный мониторинг загрязнения горных пород, включая зону аэрации.
  2. Государственный мониторинг месторождения твердых полезных ископаемых, нефти и газа.
  3. Государственный мониторинг подземных вод.
  4. Государственный мониторинг опасных геологических процессов, включая экзогенные и эндогенные.
  5. Государственный мониторинг полигонов захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра, подземные сооружений.
  6. Государственный мониторинг недропользования.

    В системе государственного мониторинга недр создается государственный информационный банк данных о состоянии недр и недропользования.

    Для ведения мониторинга недр создается наблюдательная сеть, которая включает государственную сеть наблюдений, ведомственные и частные сети, а также сети местных исполнительных органов.

В Положении о государственном  мониторинге недр раскрываются некоторые  особенности каждого вида наблюдательных сетей, а именно:

1. Определяются следующие  виды государственной наблюдательной  сети:

• фоновая, предназначенная  для изучения естественного состояния  недр, включая подземные воды и  опасные геологические процессы, как эталона при оценке техногенных  изменений;

• региональная, предназначенная  для изучения региональных особенностей состоянием недр, в том числе подземных  вод и опасных геологических  процессов, их природных аномалий и негативных проявлений под влиянием техногенеза;

• локальная, предназначенная  для детального изучения техногенных  изменений состояния недр на важных и социально-экономическом отношении  участках с наиболее сложными гидрогеологическими, инженерно-геологическими и горнотехническими  условиями при комплексном воздействии  на них техногенных факторов.

2. Ведомственная наблюдательная  сеть включает пункты наблюдений, предназначенные для изучения  состояния недр, включая подземные  воды и опасные геологические  процессы, при решении задач данного  ведомства.

3.Частная наблюдательная  сеть создается в соответствии .с лицензионными и контрактными  условиями на недропользование (природопользование) в пределах выделенного недропользователю  (природопользователю) земельного, геологического и горного отводов  и предназначена для оперативного  выявления и изучения техногенкых  изменений состояния недр, в том  числе подземных вод, и развития  опасных геологических процессов.

4. Сеть наблюдений местных  исполнительных органов создается  в пределах городских и других  территорий для выявления, изучения  изменений состояния недр под  воздействием застройки, подземных  коммуникаций и других инженерных  сооружений.

    Для ведения государственного мониторинга недр используется дистанционные аэрокосмические (аэрогеологические и др.), наземные стационарные и передвижные средства и методы наблюдений, данные съемочных (геологических, гидрогеологических, а инженерно-геологических, геоэкологических и др.), радиогидролито-химических, гамма-спектрометрических и других специальных геоэкологических исследований, разведочных работ, а также фондовые геологические материалы, результаты наблюдений на ведомственных, к частных и иных сетях наблюдений. Картографической базой государственного мониторинга недр являются топографические, геологические и гидрогеологические, инженерно-геологические, геоэкологические и иные специальные карты.

 

Заключение

    Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

    История развития законодательства об охране природы имеет давнюю историю, однако система норм, обеспечивающих защиту природы, были сформированы только к концу XIX.

В соответствии с Конституцией РК, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РК. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможно без его участия. Сегодня экологический мониторинг является важнейшей гарантией реализации данного конституционного права.

    Впервые термин экологический мониторинг в современном его понимании, появился в государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РК в 1995 г.». Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие понятие, задачи, основные функции и виды экологического мониторинга. В 2010 году утверждена структура проекта Основ государственной экологической политики Респубдики Казахстан до 2030 г. Проект Указа Президента РК «Об основах экологической политики Республики Казахстан на период до 2030 года» разрабатывается Минприроды Казахстана во исполнение поручений Президента РК по итогам заседания президиума Государственного совета РК по экологии 27 мая 2010 г. Основные разделы документа будут отражать стратегические цели и принципы государственной экологической политики, ее направления и задачи, мониторинг, пути и средства реализации. Поскольку данная программа еще не разработана и не принята окончательно, сложно на данном этапе сформировать однозначное отношение к данной программе.

Формирование законодательства, регламентирующего экологический  мониторинг, регионального уровня является важной составляющей государственной  экологической политики. Именно поэтому  основное внимание в работе уделено  регламентации экологического мониторинга  на уровне субъектов РК, а именно, на примере.

Информация о работе Правовое регулирование экологического мониторинга