Основы экологии и экономика природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (for students).doc

— 490.00 Кб (Скачать)

    В Республике Беларусь формируется  Национальная система мониторинга окружающей среды — НСМОС

    НСМОС решает следующие задачи:

    - регулярные наблюдения за состоянием  экосистем;

    - сбор, обработка и хранение информации;

    - оценка фактического состояния  экосистем;

    - формирование сети мониторинга;

    - составление прогнозов состояния  окружающей среды;

    - оповещение об экологически опасных явлениях;

    - подготовка информации для органов  управления и общественности. 
 

    Учет  и анализ природопользования и охраны окружающей среды 

    Для учета всех характеристик природных  ресурсов ведутся государственные кадастры. Кадастр – это форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

    Государственный кадастр — это систематизированный свод сведений показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

     Информация, содержащаяся в кадастрах лежит в основе рационального использования природных ресурсов, их охраны. На ее базе осуществляется оценка природных ресурсов, система мер по восстановлению природных ресурсов.

     Кадастры  могут содержать рекомендации по рациональному использованию ресурсов и мерам их охраны, разрабатываются по видам природных ресурсов и образуют экономико-правовую структуру.

     Система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие компоненты отраслевых кадастров:

     —  государственную регистрацию природопользователей;

     —  количественный учет природных ресурсов;

     —  экономическую оценку природных  ресурсов.

     Основными принципами формирования кадастровой  системы являются: обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

     Данные  кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений в области использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны. Ведутся кадастры по отдельным видам природных ресурсов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» от 20 апреля 1993 г. № 248.

     В Беларуси осуществляется ведение следующих  государственных кадастров: земельного, водного, недр, атмосферного воздуха, лесного, растительного мира, животного мира, климатического, торфяного фонда.

    Формирование  системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности.

    Кроме того, предприятиями заполняются  различные формы статистической отчетности, которые являются своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной  деятельности на отдельные элементы окружающей среды.   

  Основы  экологического нормирования 

    Одним из наиболее эффективных средств  рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия на окружающую среду.

    Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду.

    Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйства и сохранять окружающую среду.

    Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части:

    - технологическую;

    - научно-техническую;

    - медицинскую.

    В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.

    К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.

    Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования.

    Основой построения экологических нормативов (ЭН) являются предельно допустимые концентрации (ПДК).

    ПДК — максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема или массы, которая даже при ежедневном воздействии не вызывает патологических изменений или заболеваний человека, животных или растений.

    Если то или иное вредное вещество Q на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значение ПДК - это свидетельствует о чистоте природной среды:

    

    Однако  в воздушном бассейне или в  воздушной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые объединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле:

    

    где C1, C2 ... Сп - фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде;

    ПДК1, ПДК2 .... ПДКП - соответствующие величины ПДК этих веществ. 

    На  основе ПДК определяются стандарты  воздействия на окружающую среду — предельно допустимые выбросы (сбросы) — ПДВ (ПДС), соблюдения которых не приведут к превышению нормативов загрязняющих веществ в данном районе. 
 

    Экономическое стимулирование рационального  природопользования 

    На  современном этапе развития страны в ХМП все большую значимость приобретает его экономический  блок, охватывающий все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами негативной и позитивной мотивации, инвестирование природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.д.

    К методам негативной мотивации (мерам ответственности) относятся платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба.

    Методы  позитивной мотивации (меры заинтересованности) включают такие рычаги, как налоговые льготы, льготное кредитование и др.

    На  этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом  экономического блока становится ценовое, или налоговое регулирование. Его инструменты можно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение и кредитование), принудительные (платежи за загрязнение), компенсационные (возмещение ущерба, создание специальных фондов).

    Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, объединяющая платежи за ПР, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов. Помимо стимулирующей и фискальной функции экоплатежи позволяют:

    - обеспечить учет природного фактора  в составе производственных затрат  и результатов;

    - согласовать интересы предприятий  сферы природопользования и потребителей ПР;

    - обеспечить изъятие дифференциальных  доходов рентного происхождения;

    - компенсировать ущерб владельцу  ПР при изъятии их из сферы  традиционного использования или  ухудшения качества;

    - частично возместить ущерб реципиентам  от загрязнения и истощения  окружающей среды.

    Платность природопользования была закреплена законом «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Экологический налог состоит из платежей за пользование ПР и выбросов (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а сверх установленных лимитов изымаются из прибыли.

    За  превышение установленных объемов добычи ПР налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном.

    В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах. За превышение лимитов размещения отходов установлены нормативные санкции в 5-кратном размере от норматива, а за самовольное размещение или с нарушением экологических требований, а также за их сжигание — в 15-кратном. 

    Основные  источники и виды финансирования природоохранной  сферы 

    Одной из важнейших задач государства  в сфере охраны окружающей среды является создание и обеспечение функционирования такой системы финансирования экологических мероприятий, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их технических нагрузок на природу.

    Финансирование  экологической сферы должно строится по смешанному типу: помимо бюджетных расходов (которые неизбежны, т.к. остаются органы управления), необходим эффективный механизм финансирования природоохранной деятельности за счет предприятий-загрязнителей. 

    Реализовать этот механизм позволяют целевые фонды охраны природы. Создание бюджетных фондов охраны природы позволяет более полно учитывать местную специфику финансируемых объектов и необходимые пропорции в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.

    В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его  получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992, в ред. 2002), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:

    - средства республиканского и  местных бюджетов;

    - средства государственных целевых  бюджетных фондов охраны природы;

    - средства юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей;

    - средства граждан, в том числе  иностранных;

    - кредиты банков;

    - иностранные инвестиции.

Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования