Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.
В Республике Беларусь формируется Национальная система мониторинга окружающей среды — НСМОС
НСМОС решает следующие задачи:
-
регулярные наблюдения за
-
сбор, обработка и хранение
- оценка фактического состояния экосистем;
- формирование сети мониторинга;
-
составление прогнозов
- оповещение об экологически опасных явлениях;
-
подготовка информации для
Учет
и анализ природопользования
и охраны окружающей
среды
Для учета всех характеристик природных ресурсов ведутся государственные кадастры. Кадастр – это форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Государственный кадастр — это систематизированный свод сведений показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Информация, содержащаяся в кадастрах лежит в основе рационального использования природных ресурсов, их охраны. На ее базе осуществляется оценка природных ресурсов, система мер по восстановлению природных ресурсов.
Кадастры могут содержать рекомендации по рациональному использованию ресурсов и мерам их охраны, разрабатываются по видам природных ресурсов и образуют экономико-правовую структуру.
Система
природно-ресурсных кадастров
—
государственную регистрацию
— количественный учет природных ресурсов;
— экономическую оценку природных ресурсов.
Основными принципами формирования кадастровой системы являются: обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Данные кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений в области использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны. Ведутся кадастры по отдельным видам природных ресурсов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» от 20 апреля 1993 г. № 248.
В Беларуси осуществляется ведение следующих государственных кадастров: земельного, водного, недр, атмосферного воздуха, лесного, растительного мира, животного мира, климатического, торфяного фонда.
Формирование системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности.
Кроме
того, предприятиями заполняются
различные формы статистической
отчетности, которые являются своего
рода статистическим мониторингом, обеспечивающим
сбор сведений о наиболее острых проблемах,
связанных с воздействием антропогенной
деятельности на отдельные элементы окружающей
среды.
Основы
экологического нормирования
Одним
из наиболее эффективных средств
рационального
Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду.
Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйства и сохранять окружающую среду.
Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части:
- технологическую;
- научно-техническую;
- медицинскую.
В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.
К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.
Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования.
Основой построения экологических нормативов (ЭН) являются предельно допустимые концентрации (ПДК).
ПДК — максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема или массы, которая даже при ежедневном воздействии не вызывает патологических изменений или заболеваний человека, животных или растений.
Если то или иное вредное вещество Q на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значение ПДК - это свидетельствует о чистоте природной среды:
Однако в воздушном бассейне или в воздушной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые объединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле:
где C1, C2 ... Сп - фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде;
ПДК1,
ПДК2 .... ПДКП - соответствующие
величины ПДК этих веществ.
На
основе ПДК определяются стандарты
воздействия на окружающую среду —
предельно допустимые выбросы (сбросы)
— ПДВ (ПДС), соблюдения которых не приведут
к превышению нормативов загрязняющих
веществ в данном районе.
Экономическое
стимулирование рационального
природопользования
На современном этапе развития страны в ХМП все большую значимость приобретает его экономический блок, охватывающий все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами негативной и позитивной мотивации, инвестирование природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.д.
К методам негативной мотивации (мерам ответственности) относятся платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба.
Методы позитивной мотивации (меры заинтересованности) включают такие рычаги, как налоговые льготы, льготное кредитование и др.
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического блока становится ценовое, или налоговое регулирование. Его инструменты можно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение и кредитование), принудительные (платежи за загрязнение), компенсационные (возмещение ущерба, создание специальных фондов).
Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, объединяющая платежи за ПР, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов. Помимо стимулирующей и фискальной функции экоплатежи позволяют:
-
обеспечить учет природного
-
согласовать интересы
-
обеспечить изъятие
-
компенсировать ущерб
-
частично возместить ущерб
Платность природопользования была закреплена законом «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Экологический налог состоит из платежей за пользование ПР и выбросов (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а сверх установленных лимитов изымаются из прибыли.
За превышение установленных объемов добычи ПР налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном.
В
соответствии с
законом «Об отходах производства и потребления»
предусмотрены платежи за размещение
отходов в санкционированных местах.
За превышение лимитов размещения
отходов установлены нормативные санкции
в 5-кратном размере от норматива, а за
самовольное размещение или с нарушением
экологических требований, а также за
их сжигание — в 15-кратном.
Основные
источники и виды
финансирования природоохранной
сферы
Одной из важнейших задач государства в сфере охраны окружающей среды является создание и обеспечение функционирования такой системы финансирования экологических мероприятий, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их технических нагрузок на природу.
Финансирование экологической сферы должно строится по смешанному типу: помимо бюджетных расходов (которые неизбежны, т.к. остаются органы управления), необходим эффективный механизм финансирования природоохранной деятельности за счет предприятий-загрязнителей.
Реализовать этот механизм позволяют целевые фонды охраны природы. Создание бюджетных фондов охраны природы позволяет более полно учитывать местную специфику финансируемых объектов и необходимые пропорции в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992, в ред. 2002), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
- средства республиканского и местных бюджетов;
-
средства государственных
- средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- средства граждан, в том числе иностранных;
- кредиты банков;
- иностранные инвестиции.
Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования