Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают:
- оценку современного состояния природной среды,
- прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия,
-
комплекс мер, необходимых для стабилизации
и улучшения природной среды.
Территориальное
и отраслевое прогнозирование
и планирование
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.
Территориальное прогнозирование и планирование разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.
Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются Государственная программа охраны и рационального использования земель, "Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 г.". Намечается разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, — "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.
На
крупных и средних предприятиях
(объединениях) самостоятельно разрабатываются
планы мероприятий по охране окружающей
среды в тесной увязке с бизнес-планами
производства. Определяются общая сумма
природоохранных затрат (в том числе объем
капитальных вложений), источники финансирования
(собственные природоохранные фонды, местные
бюджеты и др.), сроки начала и окончания
работ, объемы освоения средств поквартально,
ожидаемый природоохранный эффект.
Управление
природопользованием:
сущность, методы, функции
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Цель управления природопользованием − обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:
- административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующие организацию и управление в сфере природопользования. Административные акты имеют обязательную силу.
- экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования.
- социально-психологические — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
Управление
природопользованием
-
нормотворчество и
- учет природных объектов и ведение природных кадастров;
-
осуществление мониторинга
- экологический контроль, экспертиза и аудит;
-
эколого-экономическое
-
экономическое стимулирование
-
разрешение споров о праве
пользования природными ресурсами,
применение санкций за нарушение природоохранного
законодательства и др.
Система
регулирования (управления)
природопользованием
в Республике Беларусь
Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов с единым и обязательными для всех объектов управления экологическими нормами и требованиями.
Различают следующие их виды:
- стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние природных сред (предельно допустимые концентрации — ПДК);
- стандарты воздействия на окружающую среду (эмиссионные стандарты). Регламентируют уровень выбросов (сбросов) из конкретного точечного источника (предельно допустимые выбросы и сбросы — ПДВ, ПДС);
- технологические стандарты. Устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, производственным технологиям и т. д;
- стандарты качества продукции (товарные стандарты). Устанавливают содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.д.
Помимо стандартов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов (другие меры):
- запрет на производство продукции или использование первичных ресурсов;
- лимиты (квоты), вводимые с целью ограничения масштабов воздействия на окружающую среду;
- сертификаты, дающие право на временное или постоянное пользование компонентами природы или выбросы (сбросы) определенного количества вредных веществ;
-
разрешения и лицензии,
выдаваемые природопользователям с целью
их активизации в сфере, подлежащей лицензированию.
Главный принцип административного управления природопользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяйствования на природопользование: разрешения на за- готовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.
Ответственные работники Минприроды и его органов или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.
Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе
Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно приведет к стремлению производителей получать наибольшую прибыль, в том числе — за счет экономии на природоохранных издержках, в обход указаний директивных органов. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы стало экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование. Важный шаг в этом направлении — расширение сферы применения экономических методов управления, которые в широком смысле объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся:
- рентные платежи;
-
платежи за использование
-
компенсационные выплаты за
-
штрафы за нарушение
-
система налоговых льгот,
Посредством
экономических методов в
Следует, однако, заметить, что успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное природопользование посредством нормативно-правового механизма. Последний предполагает применение таких инструментов, как экологическое законодательство, прогнозирование и планирование природопользования и природоохранной деятельности, лицензирование природопользования, нормирование качества окружающей среды, лимитирование объемов выбросов загрязнений и др.
Административные методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены:
- экологический мониторинг;
-
учет и контроль за
-
экологическая экспертиза и
-
организация научно-
-
международное экологическое
Задача административных органов — оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания человека.
В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.
Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования