Основы экологии и экономика природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (for students).doc

— 490.00 Кб (Скачать)

       Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают:

       - оценку современного состояния природной среды,

       - прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия,

       - комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды.  
 

    Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование 

    Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.

    Территориальное прогнозирование и планирование разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

    Отраслевое  природоохранное  планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются Государственная программа охраны и рационального использования земель, "Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 г.". Намечается разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, — "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.

    На  крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально, ожидаемый природоохранный эффект. 
 

  Управление  природопользованием: сущность, методы, функции 

    Управление  природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. 

    Цель управления природопользованием − обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

    Механизм  управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

    Методы  управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:

    - административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующие организацию и управление в сфере природопользования. Административные акты имеют обязательную силу.

    - экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования.

    - социально-психологические — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

    Управление  природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:

    -  нормотворчество и законодательная  инициатива в области охраны  окружающей среды и природопользования;

    - учет природных объектов и  ведение природных кадастров;

    -  осуществление мониторинга окружающей  среды;

    -  экологический контроль, экспертиза  и аудит; 

    - эколого-экономическое прогнозирование  и планирование;

    -  экономическое стимулирование природоохранной  деятельности;

    - разрешение споров о праве  пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др. 
 

  Система регулирования (управления) природопользованием  в Республике Беларусь    

    Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов с единым и обязательными для всех объектов управления экологическими нормами и требованиями.

    Различают следующие их виды:

    - стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние природных сред (предельно допустимые концентрации — ПДК);

    - стандарты воздействия на окружающую среду (эмиссионные стандарты). Регламентируют уровень выбросов (сбросов) из конкретного точечного источника (предельно допустимые выбросы и сбросы — ПДВ, ПДС);

    - технологические  стандарты. Устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, производственным технологиям и т. д;

    - стандарты качества  продукции (товарные стандарты). Устанавливают содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.д.

    Помимо  стандартов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов (другие меры):

    - запрет на производство продукции или использование первичных ресурсов;

    - лимиты (квоты), вводимые с целью ограничения масштабов воздействия на окружающую среду;

    - сертификаты, дающие право на временное или постоянное пользование компонентами природы или выбросы (сбросы) определенного количества вредных веществ;

    - разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере, подлежащей лицензированию. 

       Главный принцип административного управления природопользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяйствования на природопользование: разрешения на за- готовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

       Ответственные работники Минприроды и его органов  или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.

      Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе

      Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно  приведет к стремлению производителей получать наибольшую прибыль, в том числе — за счет экономии на природоохранных издержках, в обход указаний директивных органов. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы стало экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование. Важный шаг в этом направлении — расширение сферы применения экономических методов управления, которые в широком смысле объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся:

       - рентные платежи;

       - платежи за использование природных  ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог);

       - компенсационные выплаты за изъятие  природного ресурса из целевого  использования или ухудшение  его качества в результате производственной деятельности;

       - штрафы за нарушение экологических  стандартов и лимитов природопользования;

       - система налоговых льгот, льготное  кредитование и субсидирование и др.

       Посредством экономических методов в экологической  сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка. Подробнее вопросы экономического стимулирования будут рассмотрены в отдельной теме.

       Следует, однако, заметить, что успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное природопользование посредством нормативно-правового механизма. Последний предполагает применение таких инструментов, как экологическое законодательство, прогнозирование и планирование природопользования и природоохранной деятельности, лицензирование природопользования, нормирование качества окружающей среды, лимитирование объемов выбросов загрязнений и др.

       Административные  методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены:

       -  экологический мониторинг;

       -  учет и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей;

       -  экологическая экспертиза и аудит;

       - организация научно-исследовательских  и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ;

       - международное экологическое сотрудничество  и т.п.

         Задача административных органов — оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания человека.

       В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.

Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования