Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.
Основными причинами ухудшения качества земельных ресурсов являются:
1) Ускоренная эрозия почвы (от лат. erosio — разъедание). Под термином «эрозия почвы» понимают разрушение верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающей почвообразующей породы поверхностными водами и ветром. Под влиянием хозяйственной деятельности человека возникает ускоренная эрозия, которая часто приводит к полному разрушению почвы. Эрозия почвы может быть водной и ветровой.
Водная эрозия представляет собой смыв почвы талой или ливневой водой. Неровности микрорельефа способствуют образованию промоин. При больших уклонах поверхности и на длинных склонах в результате водной эрозии почвы возникают овраги. Наибольших размеров эрозия почвы достигает на распахиваемых землях, особенно на почвах легкого механического состава.
Ветровая эрозия − интенсивное перемещение частиц почвы и подстилающих ее пород по земной поверхности, обусловленное ветром. Она наблюдается в любое время года и при любой силе ветра, но наиболее интенсивно проявляется весной при сильных ветрах, когда почва взрыхлена и не покрыта растительностью. Ветровая эрозия проявляется в виде пыльных (черных) бурь и местной (повседневной) эрозии.
Эрозия почвы приводит не только к разрушению почвенного покрова, но и к снижению урожайности сельскохозяйственных культур (от 5 до 60 %).
(К
сведению: Вследствие эрозии почвы на
земном шаре в XX столетии из сельскохозяйственного
оборота выбыло несколько десятков миллионов
гектаров пахотных земель, а несколько
сотен миллионов гектаров нуждаются в
проведении противоэрозионных мероприятий.
Наибольших размеров эрозия почвы достигла
в США, Канаде, странах Средиземноморья,
Ближнего Востока, Южной Азии, в Китае
и Австралии. В странах СНГ водной и ветровой
эрозии почвы подвержено по имеющимся
оценкам около 475 млн га сельскохозяйственных
угодий, в том числе 177 млн га пашни. Площадь
оврагов превысила 10 млн га, а их общая
протяженность составила более 1 млн км.)
2) Аридизация (снижение увлажненности) территорий, проявляется в увеличении площади пустынь. Под угрозой распространения пустынь находится '/5 часть суши. По подсчетам специалистов ООН, за вторую половину XX века площадь Сахары разрослась на 650 тыс. км2, край ее ежегодно продвигается на 1,5—10 км, а Ливийской пустыни — до 13 км в год.
3) Вторичное засоление почв — накопление в верхних горизонтах почвы вредных для растений солей. Засолению подвержено около 50% площади орошаемых земель мира.
4) Загрязнение — внесение химических загрязнителей в количествах и концентрациях, превышающих восстановительную способность почвенных экосистем.
Основными источниками загрязнения являются:
- промышленность,
- сельское и жилищно-коммунальное хозяйства,
- транспорт.
Особенно
опасными загрязнителями являются тяжелые
металлы и радионуклиды, в первую
очередь для человека и животных.
Учет
и оценка земель
Реализация государственной политики в области регулирования земельных проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр.
Государственный земельный кадастр — свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Эта
информация позволяет реализовать
земельное законодательство, обеспечить
регулирование земельных
В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения всеобъемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, чаще всего строится на основе учета следующих показателей:
-
продуктивности земель в
- рентного дохода как разности между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);
-
цены земли, обусловленной
Охрана
и рациональное природопользование
земельных ресурсов
Охрана земель в странах СНГ регулируется земельным кодексом той или иной страны и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.
Система
рационального использования
Главные направления охраны и рационального использования земельных ресурсов:
- улучшение использования земельного фонда в рамках сельского хозяйства (рациональная агротехника, мелиорация, применение биологических средств защиты, рекультивация и др.);
-
ограничение влияния
-
поиск и использование
-
рациональное использование
- правовая охрана земель (Кодекс Республики Беларусь о земле — раздел XI), регламентирующая обязанности землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (восстановление и повышение плодородия земель, защита их от эрозии, загрязнения, рекультивация и др.);
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности. Оно включает:
- выделение бюджетных средств для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей;
-
освобождение от платы за
-
предоставление льготных
-
поощрение за повышение
- платежи за пользование землей и штрафы за ее загрязнение и др.
Повышение
эффективности землепользования связано
с оптимальным распределением земель
по сферам и отраслям народного хозяйства.
Система
прогнозирования
и планирования рационального
природопользования
и природоохранной деятельности
Важное
место в хозяйственном
В природе изменения происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития.
В Республике Беларусь эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь.
Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998).
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом.
-
На 15-летний период
- На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период.
-
Программа социально-
-
Прогноз социально-
Все названные документы имеют
разделы, отражающие пути
Программы, планы конкретного эколого-экономического ПиП.
1. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Она обычно состоит из нескольких главных целевых блоков, это:
-
природоохранное
-
нормативное обеспечение (
-
информационное обеспечение (
-
экономическое регулирование
- экологическая безопасность и др.
Выделяются
экологические аспекты
2. Государственная научно-техническая программа "Природопользование и охрана окружающей среды." (ГНТП "Природопользование"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.
3. Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решает ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия и ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.
Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования