Основы экологии и экономика природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (for students).doc

— 490.00 Кб (Скачать)

    Основными причинами ухудшения качества земельных ресурсов являются:

    1) Ускоренная эрозия почвы (от лат. erosio — разъедание). Под термином «эрозия почвы» понимают разрушение верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающей почвообразующей породы поверхностными водами и ветром. Под влиянием хозяйственной деятельности человека возникает ускоренная эрозия, которая часто приводит к полному разрушению почвы. Эрозия почвы может быть водной и ветровой.

    Водная  эрозия представляет собой смыв почвы талой или ливневой водой. Неровности микрорельефа способствуют образованию промоин. При больших уклонах поверхности и на длинных склонах в результате водной эрозии почвы возникают овраги. Наибольших размеров эрозия почвы достигает на распахиваемых землях, особенно на почвах легкого механического состава.

    Ветровая эрозия − интенсивное перемещение частиц почвы и подстилающих ее пород по земной поверхности, обусловленное ветром. Она наблюдается в любое время года и при любой силе ветра, но наиболее интенсивно проявляется весной при сильных ветрах, когда почва взрыхлена и не покрыта растительностью. Ветровая эрозия проявляется в виде пыльных (черных) бурь и местной (повседневной) эрозии.

    Эрозия  почвы приводит не только к разрушению почвенного покрова, но и к снижению урожайности сельскохозяйственных культур (от 5 до 60 %).

    (К  сведению: Вследствие эрозии почвы на земном шаре в XX столетии из сельскохозяйственного оборота выбыло несколько десятков миллионов гектаров пахотных земель, а несколько сотен миллионов гектаров нуждаются в проведении противоэрозионных мероприятий. Наибольших размеров эрозия почвы достигла в США, Канаде, странах Средиземноморья, Ближнего Востока, Южной Азии, в Китае и Австралии. В странах СНГ водной и ветровой эрозии почвы подвержено по имеющимся оценкам около 475 млн га сельскохозяйственных угодий, в том числе 177 млн га пашни. Площадь оврагов превысила 10 млн га, а их общая протяженность составила более 1 млн км.) 

     2) Аридизация (снижение увлажненности) территорий, проявляется в увеличении площади пустынь. Под угрозой распространения пустынь находится '/5 часть суши. По подсчетам специалистов ООН, за вторую половину XX века площадь Сахары разрослась на 650 тыс. км2, край ее ежегодно продвигается на 1,5—10 км, а Ливийской пустыни — до 13 км в год.

    3) Вторичное засоление  почв  — накопление в верхних горизонтах почвы вредных для растений солей. Засолению подвержено около 50% площади орошаемых земель мира.

    4) Загрязнение  — внесение химических загрязнителей в количествах и концентрациях, превышающих восстановительную способность почвенных экосистем.

    Основными источниками   загрязнения  являются:

    -  промышленность,  

    - сельское и жилищно-коммунальное хозяйства,

    -  транспорт. 

    Особенно  опасными загрязнителями являются тяжелые  металлы и радионуклиды, в первую очередь для человека и животных. 
 
 
 

    Учет  и оценка земель 

    Реализация  государственной политики в области  регулирования земельных проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр.

    Государственный земельный кадастр — свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

    Эта информация позволяет реализовать  земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений  и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.

    В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения всеобъемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, чаще всего строится на основе учета следующих показателей:

    -  продуктивности земель в денежном  выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;

    -  рентного дохода как разности  между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);

    -  цены земли, обусловленной размером  ежегодно получаемого дохода (с учетом его капитализации). 
 

    Охрана  и рациональное природопользование земельных ресурсов 

    Охрана земель в странах СНГ регулируется земельным кодексом той или иной страны и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

    Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

     Главные направления охраны и рационального  использования земельных ресурсов:

     - улучшение использования земельного фонда в рамках сельского хозяйства (рациональная агротехника, мелиорация, применение биологических средств защиты, рекультивация и др.);

     - ограничение влияния несельскохозяйственных  отраслей;

     - поиск и использование свободных земель, их оценка и учет (земельный кадастр);

     - рациональное использование земельного  фонда с точки зрения конечных  результатов сельскохозяйственного  производства;

     - правовая охрана земель (Кодекс  Республики Беларусь о земле  — раздел XI), регламентирующая обязанности землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (восстановление и повышение плодородия земель, защита их от эрозии, загрязнения, рекультивация и др.);

    Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.  Оно включает:

     - выделение бюджетных средств для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей;

     - освобождение от платы за землю  в период их освоения;

     - предоставление льготных кредитов;

     - поощрение за повышение плодородия  почв, производство экологически  чистой продукции;

     - платежи за пользование землей и штрафы за ее загрязнение и др.

    Повышение эффективности землепользования связано  с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства.  
 

    Система прогнозирования  и планирования рационального  природопользования  и природоохранной деятельности 

    Важное  место в хозяйственном механизме  природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления.

    В природе изменения происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития.

    В Республике Беларусь эколого-экономическое  прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих  нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь.

    Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998).

    На  верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом.

    - На 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития.

    - На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период.

    - Программа социально-экономического  развития на среднесрочную  перспективу формируется на 5-летний срок.

    - Прогноз социально-экономического  развития на краткосрочный  период разрабатывается ежегодно.

      Все названные документы имеют  разделы, отражающие пути решения  экологических проблем и рационального  природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз.

       Программы, планы конкретного  эколого-экономического ПиП.

       1. Цели и задачи устойчивого  развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Она обычно состоит из нескольких главных целевых блоков, это:

       -  природоохранное законодательство;

       -  нормативное обеспечение (стандарты  качества, экологические нормы);

       -  информационное обеспечение (экологический  мониторинг, кадастры);

       -  экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации;

       -  экологическая безопасность и  др.

       Выделяются  экологические аспекты отдельных  отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяйства.

       2. Государственная научно-техническая программа "Природопользование и охрана окружающей среды." (ГНТП "Природопользование"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

       3. Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решает ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия и ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

       В целях минимизации  последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической  реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.

Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования