Охрана и рациональная организация промысла охотничьих животных, морских зверей и промысловых рыб

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать проблему охраны и рациональной организации промысла охотничьих животных, морских зверей и промысловых рыб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-какова численность охотничьих животных на данный момент;
-какова численность морских биологических ресурсов на данный момент;

Содержание

Введение
1.Значение животных в биосфере и жизни человека……………………………4
2.Воздействие человека на животных и причины их вымирани…………...........6
3.Биологические ресурсы РФ………………………………………………........11
4.Животный мир, как объект эколого-правового режима………………………..15
4.1 Особенности государственного управления эколого-правовым режимом ррррюохраны и использования животного мира………………………………15
4.2 Право пользования животным миром и его виды……………………16
4.3 Правовая охрана животного мира…………………………………......17
4.4 Плата за пользование объектами животного мира…………………...18
4.5 Сбор за пользование объектами водных биоресурсов…………….20
5.Численность основных видов охотничьих животных в РФ……..…………29
6. Эксплуатация рыбных ресурсов и морских зверей……………………….35
7. Оценка рыбных ресурсов России……………………………………………......38
8. Численность основных видов беспозвоночных, водорослей и морских млекопитающих в России…………………………………………………..49
9.Особо охраняемые природные территории России………………....53
10.Меры по сохранению биоразнообразия…………………………….56
Заключение

Работа содержит 1 файл

Kursach.doc

— 783.00 Кб (Скачать)

     Так, Постановлением от 12.08.2008 N 604 утверждены Правила распределения квот добычи ВБР (Правила по квотам) для России в районах действия международных договоров нашей страны в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

     Постановлением  от 12.08.2008 N 605 утверждены Правила по квотам для промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

     Постановлением  от 15.08.2008 N 611 утверждены Правила по квотам для прибрежного рыболовства.

     В соответствии с Постановлением N 604 квоты вылова ВБР для нашей  страны в указанных выше районах  действия международных договоров  распределяются между конкретными  заявителями путем закрепления  за ними на 10 лет долей от этих квот.

     Доля  заявителя определяется на основании данных рыбохозяйственного реестра об объеме выловленных заявителем ВБР за 4 года, предшествующих расчетному году. При этом доля рассчитывается как отношение объема выловленных им ВБР каждого вида в районах действия международных договоров за 4 года, предшествующие расчетному году, к сумме объемов выловленных ВБР в соответствующих районах действия указанных договоров всеми допущенными заявителями за 4 года, предшествующие расчетному году.

     промысла  ВБР и состояние сырьевой базы водных биоресурсов тесно взаимосвязаны. Сегодня технические возможности промысла позволяют переловить любой устойчивый промысловый запас. Поэтому охрана ВБР от истощения и регулирование промысла - важнейшая задача при управлении сохранением и рациональным использованием ВБР.

     В качестве примера совершенствования  деятельности в этом вопросе можно  привести Постановление Правительства  Российской Федерации от 25.08.2008 N 645 "Об утверждении Правил организации  искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения" (Постановление N 645), принятое на основании ст. 45 Закона о рыболовстве.

     Договоры  о воспроизводстве ВБР заключаются  в соответствии с Федеральным  законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ), за исключением отдельных случаев, специально оговоренных Постановлением N 645.

     Особую  значимость для экономики страны работ по искусственному воспроизводству ВБР подтверждает и наличие определенных налоговых льгот в этой сфере деятельности. Напомним, что в соответствии со ст. 333.3 гл. 25.1 НК РФ ставки сбора за пользование объектами ВБР устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в том числе в целях их воспроизводства, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти.

     Определение ущерба ВБР и меры ответственности  за нарушения правил их добычи. В  соответствии со ст. 13 Закона о рыболовстве прекращается право на вылов ВБР при наличии нарушений правил рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам. В свою очередь, ст. 53 Закона о рыболовстве к компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка определения крупного размера вреда ВБР. В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 625 "Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным".

     Этим  нормативным актом установлено, что размер ущерба определяется как  разница между объемом фактически добытых водных биоресурсов и  квотой добычи, указанной в разрешении на их добычу. Здесь же установлены  конкретные размеры ущерба (в тоннах либо единицах голов) в отношении отдельных ВБР.

     При анализе этих показателей видно, что чем ниже порог цифрового  значения ущерба по тому или иному  виду ВБР, тем более ценным является этот вид биоресурса. Например, в  Дальневосточном рыбохозяйственном  бассейне наименьший показатель объема незаконного вылова (т.е. размер ущерба) установлен для трепанга - 0,05 тонны. Таким образом, это самый ценный вид ВБР в указанном бассейне.

     В других рыбохозяйственных бассейнах  к особо ценным видам ВБР отнесены, в частности, голец, форель (по 0,3 тонны), а также камбала-калкан, угорь, кумжа и судак (по 0,5 тонны).

     В свою очередь, наибольшее цифровое значение ущерба в указанном выше бассейне установлено для минтая и сельди (по 150 тонн), а также трески (80 тонн), что говорит о существенно меньшей ценности этих видов ВБР по сравнению с упомянутыми выше.

     Кроме того, к рыбопромысловым организациям, допустившим ущерб ВБР, могут  быть применены меры ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Так, например, ст. 7.11 КоАП предусмотрено, что пользование ВБР без разрешения (если таковое обязательно) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А в соответствии со ст. 8.37 КоАП нарушение правил рыболовства и иных правил вылова ВБР внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ влечет наложение соответствующего административного штрафа с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

     Однако, как отмечают эксперты, несмотря на неоднократные ужесточения санкций  за незаконный промысел, масштабы браконьерского лова практически не снижаются. В этой ситуации необходимо принятие новых мер по изменению сложившейся системы контроля за использованием водных биоресурсов. Это было отмечено специальной рабочей группой, созданной Государственным советом Российской Федерации. В связи с этим предлагалось, в частности, внести изменения в гл. 25.1 части второй НК РФ в части взимания сбора за пользование водными биоресурсами по факту изъятия (т.е. без "привязки" к выданным разрешениям). Это позволит расценивать сокрытие улова, искажение и непредставление данных о вылове как уклонение от уплаты установленных законодательством налогов и сборов. За данные деяния российским законодательством предусмотрены более суровые наказания, чем за нарушения правил промысла. 

       Существуют квоты добычи (вылова) водных биоресурсов: 

     Общие допустимые уловы водных биоресурсов  во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских  водах Российской Федерации, в территориальном  море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства применительно к следующим видам квот:

     1) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (промышленные квоты);

     2) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления прибрежного  рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (прибрежные квоты);

     3) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

     4) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления рыболовства  в учебных и культурно-просветительских  целях;

     5) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

     6) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для организации любительского  и спортивного рыболовства;

     7) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

     8) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для Российской Федерации в  районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

     9) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации для  иностранных государств, устанавливаемые  в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

     10) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов  для осуществления промышленного  рыболовства во внутренних водах  Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (промышленные квоты пресноводных водных объектов) [13].

 

     

     7 Оценка рыбных ресурсов России

     Оценка  рыбных ресурсов должна начинаться прежде всего с оценки инвентаризации общего числа видов рыб в России и  создания базы данных. К сожалению, на сегодня нет полного списка видов рыб России. Предположительно из 22500 видов мировой фауны в водах России (200-мильная зона) обитает 2900 видов рыб или 12,8% от мировой фауны (Решетников, 2003). В процентом отношении рыб в России значительно больше, чем земноводных (29 видов из 4100 или 0,8%), пресмыкающихся (2,4%), птиц (9,3%) и млекопитающих (9,3%). В 2003 г вышел из печати «Атлас пресноводных рыб России» (второе издание), в котором чисто пресноводных рыб насчитывается 293 вида.

     Прежде  всего отметим, что оценка рыбных биоресурсов по биомассе приводится только по статистике промысловых уловов, которые опубликованы в открытой печати. Так называемый неучтенный лов, величина которого не попадает в  официальную статистику (браконьерский лов, продажа рыбы рыбаками, лицензионный лов и т.п.), если и дается, то только на основании экспертных оценок, где это возможно.

     В конце 1980-х годов промысловый  лов рыбы в рамках бывшего СССР достиг максимальной величины 9-10 млн. т в год. После распада СССР и спада рыболовства в середине 1990-х годов эта величина упала до 4-5 млн. т., и лишь в последние годы намечается слабая тенденция подъема. Отметим, что значительную часть улова приходилась на воды Мирового океана, когда мы покупали лицензии на вылов рыбы и проводили промысел рыбы в самых различных точках Земного шара от Антарктиды до Северной Атлантики и Берингова пролива.

     В 2004 гг. проведен анализ основных морских биоресурсов в пределах вод России В табл. 10 приводятся экспертные оценки биомассы отдельных видов рыб и величины их вылова; в ней нет данных по сиговых и лососевым рыбам, а также видов, лимит которых устанавливает ИКЕС [21].

     Баренцево море и сопредельные моря. Вылов  некоторых видов рыб (сельдь, треска, пикша, мойва) ведется многими странами, поэтому доля России и каждой страны регулируется Международной Рабочей группой ИКЕС по арктическому рыболовству (AFWG) и Консультативным комитетом по управлению рыболовством (ACEM). Биологические ресурсы зубаток, камбалы-ерша, сайды, черного палтуса и морских окуней также регулируется на международном уровне, но их лов в пределах российской экономической зоны (РЭЗ) ведется как прилов при траловом лове трески, поэтому вылов этих видов фигурирует в нашей статистике. Величина вылова остальных видов рыб устанавливается на основании состоянии запасов данного вида и определяется как величина общего допустимого улова (ОДУ), который проходит экспертную оценку. Данные 2009 года по улову в морях Дальневосточного бассейна приведены в таблице 11, данные по Охотскому морю приведены в таблице 12, по Японскому морю в таблице 13, по Чукотскому морю в таблице 14, общие данные по Баренцеву, Карскому, Белому, Балтийскому, Серному, Азовскому и Каспийскому морям приведены в таблице 15 [21]. 

Таблица 10. Средние величины вылова рыбы в Баренцевом море и сопредельных районах

Виды  или группы рыб Биомасса, тыс. т. Вылов, тыс. т.т.
Сайда (Pollachius virens) 600-900 5 – 8
Черный  палтус (Reinhardtius hip.) 50 - 80 6 – 8
Морские окуни (Sebastes 3 вида) 100 - 200 4 – 6
Мор.камбала (Pleuronectes platessa) 30 - 70 3 – 5
Камбала-ёрш (Hippoglossoides рlat.) 100 5 - 6
Зубатки (Anarhichas 3 вида) 45 -80 8 – 28
Сайка (Boreogadus saida) 200 - 1200 15 – 70
Пинагор (Cyclopterus lumpus) 8 – 12 0,01- 2,00
Песчанка (Ammodytes hexapterus) 14 - 140 0 – 2

Информация о работе Охрана и рациональная организация промысла охотничьих животных, морских зверей и промысловых рыб