Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать проблему охраны и рациональной организации промысла охотничьих животных, морских зверей и промысловых рыб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-какова численность охотничьих животных на данный момент;
-какова численность морских биологических ресурсов на данный момент;
Введение
1.Значение животных в биосфере и жизни человека……………………………4
2.Воздействие человека на животных и причины их вымирани…………...........6
3.Биологические ресурсы РФ………………………………………………........11
4.Животный мир, как объект эколого-правового режима………………………..15
4.1 Особенности государственного управления эколого-правовым режимом ррррюохраны и использования животного мира………………………………15
4.2 Право пользования животным миром и его виды……………………16
4.3 Правовая охрана животного мира…………………………………......17
4.4 Плата за пользование объектами животного мира…………………...18
4.5 Сбор за пользование объектами водных биоресурсов…………….20
5.Численность основных видов охотничьих животных в РФ……..…………29
6. Эксплуатация рыбных ресурсов и морских зверей……………………….35
7. Оценка рыбных ресурсов России……………………………………………......38
8. Численность основных видов беспозвоночных, водорослей и морских млекопитающих в России…………………………………………………..49
9.Особо охраняемые природные территории России………………....53
10.Меры по сохранению биоразнообразия…………………………….56
Заключение
-
39 памятников природы
Основным
недостатком сети ООПТ России является
ее неравномерность и, особенно, малая
густота в наиболее плотно-населенной
малолесной зоне. В европейской России
нет федеральных ООПТ в 5 регионах (Ивановская,
Тульская, Волгоградская области, Ставропольский
край и г. Санкт-Петербург). На юге Западной
Сибири нет ни заповедников, ни национальных
парках в 5 областях – Курганская, Тюменская,
Омская, Томская, Новосибирская; в Восточной
Сибири аналогичная ситуация в Усть-ордынском
бурятском автономном округе. Таким образом,
6% субъектов России вообще не имеют федеральных
ООПТ, еще в 7% существуют только федеральные
заказники.[17]
10 Меры по сохранению биоразнообразия [18].
Основные тезисы сохранения биоразнообразия
1. Охрана биоты и экосистем должна вестись непосредственно в процессе их использования, с применением комплексного управления экосистемами (в соответствии с принципами Конвенции о биологическом разнообразии, принятыми на конференции в Малави) и рекомендаций по устойчивому использованию биоразнообразия (в соответствии с принципами той же Конвенции, принятыми на конференции в Аддис-Абебе).
Заинтересованность государства, общественности, местного населения и бизнеса в сохранении ресурсов биоразнообразия и природных экосистем должна быть основана прежде всего на понимании их экономической ценности и значения их экосистемных свойств: климаторегулирующих, средообразующих, рекреационных, биоресурсных и т. д. Такой (во многом утилитарный) подход позволяет надеяться на повсеместную поддержку охраны живой природы и на исключение (или хотя бы сокращение частоты и остроты) конфликтных ситуаций в процессе природопользования и организации особо охраняемых природных территорий.
В такой уникальной стране, как Россия, где представлены 8 природных зон и большая часть территории содержит малонарушенные и ненарушенные экосистемы, особенно важно сохранить современный баланс между трансформированными и нетрансформированными землями, а для некоторых регионов центра и юга России увеличить долю экосистем с близким к природному состоянием. Этому поможет прежде всего изменение режима их использования, выбор его альтернативных, не вызывающих трансформацию биоты и экосистем, форм (например, экологического туризма, промысловой рекреации, устойчивого лесопользования и т. д.). Одновременно можно говорить об увеличении нагрузок и повышении эффективности отдачи уже нарушенных и давно используемых в хозяйстве земель: аграрных, промышленных, селитебных, находящихся под лесоразработками и т. п.
2.
«Покровительственная» охрана
3.
Создание питомников для
4.
Территориальная охрана
5.
Экологическая реставрация
6. Весьма эффективным в деле сохранения биоразнообразия могло бы стать и более полное и рачительное использование уже имеющихся аграрных, лесных и промышленных земель, что позволило бы снизить нагрузки на природные экосистемы. Площади земель, включенных в аграрное и промышленное производство или отведенных под инфраструктуру и поселения, должны быть минимизированы, а их отведение — строго регламентировано. Следует обратить внимание на необоснованные расширения населенных пунктов в районах нового освоения, преимущественно на Севере и в Сибири, когда плановая площадь поселка через 10—15 лет освоения оказывается превышенной в несколько раз.
Низкая продуктивность пашни требует включения в оборот новых (часто целинных) земель, распашки пастбищного клина. Игнорирование и недостаточное внедрение технологий устойчивого лесопользования, неудержимый рост лесного браконьерства заставляют расширять лесосеки в транспортно доступных и приграничных районах даже за счет девственных лесов, выполняющих важную средообразующую, рекреационную и природоохранную функции. Минимизация нагрузок на природные экосистемы и максимальное использование необратимо нарушенных земель — реальное и эффективное направление стратегии экологизации хозяйства вообще и сохранения биоразнообразия в частности.
7.
Снизить нагрузки на природные
экосистемы позволяет и такое
экологически ориентированное
8. Говоря о путях сохранения биоразнообразия, нельзя забывать о необходимости всемерно развивать фундаментальные и прикладные биологические, экологические и географические исследования. Правильный выбор приоритетов в охране природных экосистем, научная экспертиза принимаемых природоохранных и других затрагивающих природу решений — важные факторы экологического благополучия страны.
В принятой в 2001 г. Национальной стратегии сохранения биоразнообразия предпринята попытка с научных позиций расставить акценты и приоритеты действий, перечислить стратегические направления работ на перспективу, выделить регионы, где биоразнообразию угрожает наибольшая опасность, и предложить комплекс профилактических мероприятий. А одним из результатов долгосрочного проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в России» стал вывод о том, что главные средства на охрану природы следует адресовать, прежде всего, давно освоенным регионам — на развитие экосе-тей, создание новых ООПТ, экологическую реставрацию нарушенных земель, создание питомников дикой флоры и фауны, «экологизацию» промышленности и сельского хозяйства и т. д.
Ощутимый эффект для сохранения биоразнообразия в нашей стране на современном этапе могли бы дать и борьба с бедностью, повышение экологической культуры, экологическое образование и воспитание, формирование в СМИ позитивного образа природоохранной деятельности, гордости за нашу систему ООПТ — одну из лучших в мире.
9. Не секрет, что сохранение биоразнообразия — задача глобальная. Ни одна страна не способна решить ее самостоятельно, тем более Россия, природные экосистемы которой реально влияют на состояние биосферы всей планеты. У России более 60 тыс. км морских и сухопутных границ, ее территорию пересекают важнейшие миграционные пути перелетных птиц, а большинство омывающих ее морей (Азовское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Каспийское, Черное, Японское и другие) имеют международный статус. Поэтому серьезные усилия по сохранению биоразнообразия России должны предприниматься и предпринимаются не только национальными, но и международными организациями. Такие международные соглашения, как «Конвенция о биологическом разнообразии» (КБР), Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС) и некоторые другие, имеют огромное значение для сохранения биоразнообразия в нашей стране.
Составляемые МСОП списки редких и находящихся под угрозой видов уже давно учитывают при формировании национальных стратегий сохранения редких видов. Выполнение конвенции СИТЕС предполагает контроль торговли и международных перевозок около 14 тыс. видов редких растений и животных, что затрудняет их нелегальный оборот и браконьерство. ГЭФ в рамках КБР финансирует в разных странах сотни проектов по сохранению биоразнообразия, природных экосистем, распространению экосистемного подхода и устойчивому использованию биоресурсов, а также деятельность многих экологических НПО в этой сфере. Рамсарская конвенция охраняет сотни водно-болотных угодий, имеющих международное значение (в России их 35), где размещены крупнейшие в мире участки гнездования, зимовок и остановок на пути миграций водоплавающих птиц. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» создает по всему миру сеть биосферных резерватов (в России их уже более 30), ставших действенным инструментом сохранения биоразнообразия и мониторинга его состояния в стране. Среди глобальных и региональных механизмов реализации КБР можно отметить, например, Глобальную стратегию охраны растений с ее сетью ключевых ботанических территорий, Панъевропейскую стратегию сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, Бернскую конвенцию об охране дикой фауны, флоры и природных сред обитания, Боннскую конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных, Международную конвенцию по охране птиц и другие международные соглашения, помогающие сберечь живую природу в стране и мире.
Важное значение имеет и приграничное сотрудничество в данной области: создание трансграничных ООПТ, охрана миграционных путей птиц и копытных, взаимные обязательства по сохранению редких видов (тигр, леопард, дзерен, сайгак, осетровые и т. п.), биоты пограничных рек, озер и морей.
Выводы для России
С 1999 г. в стране заметно сократилось финансирование охраны природы из федеральных источников, а с 2001 г. резко снизилась и международная финансовая поддержка сохранения биоразнообразия. В то же время налицо рост поддержки этой сферы в регионах (в последние годы образованы тысячи новых региональных и местных ООПТ, изданы региональные Красные книги, на местах растут инвестиции в экологически ориентированный бизнес).
За 10 лет доля федерального бюджета в средствах, выделяемых на охрану природы, снизилась более чем втрое (так, в бюджете 2005 г. на эти цели выделено только 0,15%). Между тем платежи за пользование природными ресурсами в доходах бюджета выросли за 10 лет (1996-2005 гг.) более чем в 4 раза — с 2% до более 10%. Платежи за загрязнение окружающей среды после десятилетия исправных выплат практически перестали поступать в доход государства с 2002 г., ибо Федеральный экологический фонд, где они накапливались, был закрыт в 2001 г. В итоге «грязный» подъем экономики начала XXI века в России характеризовался высокими темпами роста ВВП (до 7—8% в год), но до сих пор оценивается, по существу, без учета экологических издержек и истощения ресурсов. К великому сожалению, наши достижения в добыче нефти и газа не повлияли на рост государственных инвестиций в охрану природы.