Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций
Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.
Приоритет в методах принадлежит наблюдению и труду т.е. тем методам которые дают возможность сочетать полученные знания с практической деятельностью.
В процессе труда у детей отрабатываются правила выполнения работы и бережного отношения к растениям и животным, что надо делать, зачем, как и в какой последовательности.
По тому как ребенок трудится можно судить о тех нравственных качествах, которые у ребенка есть. По каким же показателям это можно сделать:
Понимание цели и назначения труда
Понимание путей достижения цели
Подчинение своих действий поставленной цели
Проявление бережного отношения, готовность делиться результатами своего труда
Активный интерес к природе, стремление больше узнать о ней
Наличие знаний, умений и желание применять знание в уходе за животными и растениями.
Для того что
бы определить наличие отношения
ребенка к природе можно
Методы
экологического образования
дошкольников.
Традиционная классификация
Непосредственные методы и опосредованный метод (Подьяков)
Непосредственные – ребенок напрямую общается с природой
Опосредованный – ребенок через чего-то познает природу.
Непосредственные:
Наблюдение, труд, опыты и эксперименты, игры с природным материалом
Опосредованный:
Рассматривание
картин, беседа, рассказ, чтение художественной
литературы, моделирование, дидактические
игры, игровые ситуации
Наглядные методы
Наблюдение – с помощью взрослого ребенок познает то, что его окружает, развивается мышление, сенсорика, развивается наблюдательность.
Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Это восприятие проводимое последовательно, планомерно с определенной целью. основной целью является познание окружающего мира отдельных предметов и явлений.
Само
определение понятия
Наблюдение как познавательная деятельность продукт длительного развития, это деятельность начинает формироваться уже с раннего возраста и проходит определенный путь развития. По мере развития наблюдения меняется соотношение сенсорных и интеллектуальных процессов, на ранних стадиях развития деятельности наблюдения, ведущее место занимают сенсорные процессы, т.е. разного рода восприятия.
В результате у маленького ребенка накапливаются образы предметов (представления). Это могут быть представления о внешнем виде, о свойствах, о качествах растений и животных. По мере развития наблюдения усиливается значение интеллектуальных процессов, таких как, память, мышление, воображение.
В итоге ребенок начинает замечать изменения которые происходят в предмете, устанавливать причины этих изменений, более того ребенок на основе ранее полученной информации может по отдельным частям, по отдельным признакам воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части. Исходя из взаимодействия сенсорных и интеллектуальных процессов при наблюдении, можно выделить разные виды наблюдения (деятельность). В основе классификации лежит взаимодействие сенсорных и интеллектуальных процессов.
Виды наблюдений.
1.Распознающее наблюдение
2.Длителньое наблюдение за изменением и развитием предметов и явлений.
3.Воссоздающее наблюдение
Для дошкольников основным является распознающее наблюдение, на его основе развиваются все остальные виды наблюдений.
По мере развития деятельности наблюдения, происходит изменение его структуры, становление и совершенствование отдельных компонентов, а именно цели задачи, способы решения, наличие планирования, мотивация и т.д.
На первых этапах деятельности наблюдения появляется в контексте другой чаще всего продуктивной деятельности (игра, изо деятельность), постепенно наблюдение обособляется в самостоятельную деятельность, основной мотив которой познать окружающую действительность. Первым у ребенка появляется распознающее наблюдение, основная задача этого наблюдения ответить на вопрос кто это? Что это? Каков предмет? Какого его свойство? Какое качество у этого предмета? Как этот предмет взаимодействует с окружающим?
Распознающее
наблюдение в его развитом виде требует
от ребенка устойчивого и
В соответствие с задаче наблюдения и характером объекта дети используют разного вида восприятия (зрительные, слуховые и т.д.) отсюда ясно чтобы распознать предмет его следует обследовать разными способами.
Основой распознающего наблюдения является - сенсорика но восприятие осуществляется и направляется мышлением. Сенсорные процессы на первом месте.
Постепенно ребенок учится воспринимать не только предмет в целом, но и замечать те изменения, которые происходят в предмете или явления. Появляется второй вид наблюдения – это длительное наблюдение за изменением и развитием предметов и явлений.
Сенсорная основа остается предмет перед ребенком, а изменения происходящие в предмете ребенок устанавливает по памяти или по графическому изображению. В этом виде наблюдений усиливается роль памяти, мышления (сравнения), усиливается роль речи. Уравниваются сенсорные и интеллектуальные процессы.
Воссоздающее наблюдение
Дети по имеющимся качествам в предмете выносят суждения о состоянии этого предмета или по какой-то части могут воссоздать картину целого, решение этой задачи требует от ребенка тонкого сенсорной анализа, умение соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся знания, определить картину происшедшего.
В этом виде наблюдения сенсорная основа сужается, усиливается роль мышления и самое главное воображения, которое в этом наблюдении приобретает важное значение.
Представить
особенности методики экологического
образования дошкольников с той точки
зрения что это на ваш взгляд самая перспективная,
самая необходимая, интересная.
Структура у деятельности : мотив, цель, действие, результат.
Деятельность наблюдения как и любая деятельность начинается с постановки и принятия цели и задач. На первых этапах развития деятельности наблюдения дети не способны к самостоятельной постановки задачи, она вносится взрослым и принимается детьми легче всего если связана с продуктивной деятельностью. Затем развивается умение принять познавательную задачу наблюдения в не связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение самостоятельно ставить задачу наблюдения. Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия. При конструировании требуется выделить прежде всего общий объем формы предмета, основные его части, установить их взаиморасположение, необходимо обратить внимание на цвет, величину предмета и т.д
Если же задачей наблюдения является ознакомление с новыми предметами то в этом случае выделяются его разнообразные свойства и качества. Задачи наблюдения определяют способ обследования. В одном случае наблюдение ограничивается зрительным восприятием, в другом случае необходимо проанализировать звуки, попробовать на вкус и т.д. Овладение разнообразными рациональными способами восприятия есть проявление развития наблюдения. Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен: может быть выражено рассказом в котором ребенок описывает свои впечатления полученные от наблюдения объекта. В продуктивной деятельности рисунок, поделка из природного материала. В выборе способа действие с предметом. Получение новых знаний, а внешним проявлением этих знаний служат ответы на вопросы, рассказы детей, суждения. Таки образом, наблюдение представляет собой сложную познавательную деятельность и не может появляться как побочный результат воспитательной работы. Наблюдению необходимо учить начиная с раннего возраста т.к. наблюдение способствует умственному развитию, именно в процессе наблюдения дети имеют возможность пройти всю школу мышления на наглядном уровне.
Необходимость
обучение наблюдению характером тех
знаний которые формируются в дошкольном
детстве, т.е. это представление или образы
ранее воспринимаемых предметов и явлений
не смотря на то что к старшему возрасту
значение наглядной действенного и образного
сохраняется. Развитие наблюдательности
способствует успешному обучению в школе
и решающую роль формированию умению наблюдать
принадлежит взрослому.
Методические рекомендации.
1.Формировать
у детей умение сначала
2.Научить
детей различным способам
3.Научить детей следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем самостоятельно планировать эту деятельность
4.Формировать
у детей умения отбирать
1.Составте логическую схему лекции, выделите основные смысловые блоки.
2.Покажите их взаимосвязь
3.Охарактеризуйте основные виды наблюдения, покажите что лежит в основе их отличия и приведите пример к каждому виду наблюдения.
4.Попробуйте
обосновать те методические
Разработать
методические рекомендации для воспитателей
особенности формирования нравственно
положительного отношения к природе
детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение как метод экологического образования дошкольника.
Наблюдение является ведущим методом познания природы и играет в жизни человека очень большое значение. Умение наблюдать дает возможность человеку ориентироваться в окружающем мире, более точно воспринимать объекты. Особенности психического развития ребенка дает возможность нам рассматривать наблюдение как один из ведущих методов. С помощью наблюдения мы можем формировать реалистические представления о природе у ребенка.
Реалистические представления:
Четкое знание фактического материала
Понимание связей и зависимостей существующих в природе
Понимание
последовательности происходящих в
изменении природы (особое внимание
уделяется в происхождении
Начиная с раннего возраста на прогулках предусмотрено последовательное ознакомление детей с фактическим природным материалом (дождь, снег, дерево).
Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"