Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций

Описание работы

Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

Работа содержит 1 файл

ТиМ экологического образования.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

Ребенок учится выделять существенные признаки группировать предметы по существенным признакам, постепенно начинается появлятся к среднемоу возрасту обобщенные понятия. Накопление фактического материала позволяет перейти к установлению связей и зависимостей существующих в природе и к концу дошкольного возраста у ребенка должно сформироваться умение на основе видимого выявить существенные связи в окружающей природе. Реалистические представления о природе будут не полными если у ребенка не сформируется понимание последовательности и этапов развития природы. Как в неживой природе, так и в растительном и животном мире.

Существуют  требования к организации  наблюдения:

1.Четкое  определение цели наблюдения

2.Выделение  познавательной задачи. Как общей  задачи, так и по этапной. Это обеспечивает осознанный характер процесса наблюдения и поддерживает интерес к наблюдению у ребенка.

3.Ведение  наблюдения по четкому плану  в определенной системе, с тем  чтобы логичное вычленение материала  сочеталось с опытом детей,  т.е. сначала выделяются характерные  признаки предмета, затем эти  признаки увязываются с жизненными  проявлениями особенностями поведения  и т.д.

4.Использование  различных способов обследования  предмета.

5.Отражени  в речи увиденного. Речь способствует осознанию ребенком увиденного.

6.Отражение  увиденного в продуктивной деятельности и в игре.

Прежде  чем проводить наблюдение педагог  должен предварительно познакомится с объектом наблюдения. Предметы и объекты за которыми ведется наблюдение должны быть в хорошем состоянии, в здоров состоянии.

Необходимо  создавать условия для наблюдения. Дети должны иметь возможность подойти  к объекту, объект должен хорошо освещен.

Включение игровых приемов и приемов удерживающих внимание детей, повышающих интерес к процессу наблюдения. 

Классификация метода наблюдения.

Основание для классификация является характер познавательных задач наблюдения. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Эпизодическое наблюдение

    - первичное  наблюдение

    - повторное  наблюдение

    - сравнительное  наблюдение

    2.   Итоговое наблюдение

    3.   Длительное наблюдение

    4.   Наблюдение по инициативе  детей. 

  1. первичное

    Цель : познакомить детей с предметом в целом, в младших группах ри первичном наблюдении обращают внимание на наиболее заметные особенности объекта. На его качества, действия.

    В средних  группах мы учимся выделять детали как во внешнем виде, так в проявлениях.

    В старших  группах две первые задачи остаются, но главное является необходимость выделить основные взаимосвязи существующие между предметом и окружающем миром.

    Повторное

    Закрепить имеющиеся знания о предмете расширить  представление о нем и задачей может служить выделить большее число свойств и качеств предмета и познакомить с предметом в естественных условиях.

    Сравнительное

    Раскрывает  Сеченов, он доказывает что благодаря физиологическими свойствам нервной ткани ребенок обладает всеми необходимыми средствами для различения в предмете частей, свойств, состояния, качества. Ребенок способен истолковывать обыденное явление в том направление которые у взрослого носит название познания, другими словами ребенок дошкольного возраста может анализировать предметы, сравнивать их, делать умозаключения.

    В психологических  исследования таких автором как  Люблинской, Смирнова указывается что сравнение сопровождается весь путь сознания, оно зарождается и развивается уже восприятием. В результате сравнения нескольких предметов или явлений устанавливаются отличительные признаки и общие свойства присущие данным предметам и явлениям. Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство с его родственными предметами. Таким образом познание есть процесс в котором установление установление, различие и сходство находится в неразрывном единстве. Нахождение общих черт в различных предметах содействует формированию понятий, классификаций, и тем самым служит первой ступенью в познании. Сравнение всегда происходит под определенным углом зрения и имеет конкретную цель, а именно решить ту или иную познавательную задачу. Золотова изучала вопрос использования сравнения при ознакомлении с животными и доказала что с помощью сравнения возможно сформировать прочные и осознанные знания у дошкольников о животных на уровне обобщения и раскрыть связь животного со средой обитания. При использовании сравнения воспитатель должен учитывать что тем младше ребенок ему легче установить различия чем сходства. По этому в начале средней группы мы учим детей сначала находить различия, а потом переходим к сходству. В зависимости от возраста увеличивается количество сравниваемых объектов вводится прием сравнения натурального объекта с изображением на картинке и вводится прием сравнения по представлению.  

  1. Итоговые  наблюдения, обобщающие.

     Цель: привести в систему имеющиеся  знания о природе, данный вид  наблюдений проводится тогда,  когда у ребенка есть определенный  запас знаний, те. В старших и  подготовительных группах. Должны  выделить все существующие свойства  предмета, определить их взаимосвязь,  взаимодействие предмета с окружающей  средой и обосновать это взаимодействие. В таких наблюдения большую  роль играют вопросы к детям  и различные задания которые активизируют дошкольников. Эпизодические и итоговые наблюдения относятся к кратковременным наблюдениям. 

3.Длтелньое  наблюдение за изменением и  развитием  природы.

Цель : изучит последовательность изменений в жизни растений и животных в сезонных явлениях природы, выявить причины этих изменений. Для длительного наблюдения важно выделить как общую задачу так и поэтапную.

Эпизодические итоговые и длительные наблюдения относятся  к плановым наблюдениям.

4.Наблюдение  по инициативе детей. Возможно там где хорошо организованна работа по экологическому воспитанию и появляется у тех детей у которых высок уровень познавательной деятельности. Воспитатель должен тактично включится в процесс наблюдения. Вместе с ребенком уточнить задачу наблюдения, определить последовательность наблюдения, предложить зафиксировать результаты наблюдения. Воспитатель должен продумать способы привлечения других детей к процессу наблюдения. 

Особенности наблюдения.

1 и 2 младшая группа

1.Формирование  конкретных представлений об  отдельных предметах и явлениях  природы.

2.Формирование  элементарных навыков наблюдения (длительное и устойчивое внимание), умение отвечать на поставленные  вопросы, выделять наиболее яркие  признаки в объекте.

3.Первое  наблюдение организуется за животными  т.к. именно животные влияют  на эмоциональную сферу ребенка,  в процессе наблюдения мы обращаем  внимание не только на внешний  вид животного, но и на их  поведение, привлекаем детей к  кормлению животного и учим  называть действия словами. При  повторных наблюдениях необходимо  добиваться того, чтобы дети выделяли те свойства в объекте которые им уже известны, для этого воспитатель задает конкретные вопросы, которые должны совпадать с действиями животного.

Например: чем и что клюет птичка? Как  тихо ходит кошка, как вы думаете  почему?

Для маленького ребенка в конкретном вопросе  заключается познавательная задача. В этом же возрасте планируется наблюдение за не живой природой, идет дождь, светит солнце и т.д.

Привлекая детей к наблюдению за живой природой необходимо продумать как сочетать это с игрой или элементами труда.

Проводится  наблюдение за овощами и фруктами с учетом задействования максимального  количества анализаторов.

Методические  приемы.

Игровые приемы, имитационные игры.

Различные трудовые поручения.

В этом возрасте наблюдения кратковременные, проводится с небольшой подгруппой детей (6-8 человек), возможно проведение первичных и повторных наблюдений. 

Средняя группа.

Задачи.

Формирование  разносторонних и реалистических представлений.

Формирование  умения наблюдать.

Формирования  умения обобщать результаты наблюдения и с помощью взрослого делать выводы. 

Планируется первичные, повторные и вводится сравнительное наблюдение. Впервые появляются длительные наблюдения, за ростом и развитием растений. Особое место занимают наблюдения за сезонными изменениями в природе. В начале организуется наблюдение за единичными объектами. Например : особенность расцвечивания листьев конкретного дерева. Затем планируется наблюдение за группой объектов.

При наблюдении дети должны научится выделять признаки предметов, размер цвет, форму, части предмета. Характер поверхности и т.д.

Со среднего возраста стараемся научить детей  следовать плану наблюдения, который  мы предлагаем детям в виде вопросов и заданий.

Методические  приемы.

Игровые приемы, трудовые поручения.

Обследовательские действия (особое внимание).

Вводится  новый прием - сравнение. Дети сравнивают два предмета один из которых хорошо знаком с предметом, воспитатель сначала сам выделяет признаки, качества.

Уже в  средней группе появляются наблюдения по инициативе детей. Воспитатель должен помочь ребенку понять суть наблюдаемого, очень интеллегентно и тонко включится в процесс самостоятельного наблюдения.

Нужно стараться чтобы ребенок выразил результат наблюдения в рисунке, в рассказе, в описании. 

Старший возраст.

Цель : подводить детей к группировке, к классификации, к обобщению.

В процессе наблюдения дети должны выделить признаки характерные для целой группы предметов, затем признаки которые могут иметь значение для деятельности человека. В этом возрасте используются все виды наблюдений, но ведущими признаются обобщающие наблюдения и длительное наблюдения.

Методические  приемы.

Прямая постановка познавательной задачи.

Поисковые вопросы направленные на выявление причинно – следственных связей. Эти вопросы направляют процесс восприятия предмета.

Использование разнообразных приемов сравнения. Сравнение наблюдаемого объекта  друг с другом.

С изображением на картине.

Сравнение по сходству.

Дети  должны уметь делать отчет о наблюдении, он может быть выражен как в  устной форме, так и в продуктивной деятельности.

Обязательным  в этом возрасте является фиксация этих наблюдения в календарях. 

Подготовительная  группа.

Особенность организации наблюдения в этом возрасте это максимальная самостоятельность  детей.

Цель: является систематизация имеющихся знаний, на основе понимания биоционологических связей.

В этом возрасте организуются все виды наблюдений.

Фиксируем результаты наблюдения в календарях, вопросы и задания для длительного  наблюдения даются детям в начале работы, в процессе длительного наблюдения воспитатель лишь эпизодически возвращается к заданиям.

Дети  самостоятельно планируют наблюдения. В кратковременных наблюдениях  вопросы и задания строятся так, чтобы дети смогли провести наблюдения, сравнение с имеющими у них представлениями. Например : чем отличается птица, от той которая прилета к нам на участок на прошлой недели.

Дети  максимально используют обследовательские  действия.  

Рассматривание  картин, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов.

Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"