Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций
Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.
Ребенок учится выделять существенные признаки группировать предметы по существенным признакам, постепенно начинается появлятся к среднемоу возрасту обобщенные понятия. Накопление фактического материала позволяет перейти к установлению связей и зависимостей существующих в природе и к концу дошкольного возраста у ребенка должно сформироваться умение на основе видимого выявить существенные связи в окружающей природе. Реалистические представления о природе будут не полными если у ребенка не сформируется понимание последовательности и этапов развития природы. Как в неживой природе, так и в растительном и животном мире.
Существуют требования к организации наблюдения:
1.Четкое определение цели наблюдения
2.Выделение познавательной задачи. Как общей задачи, так и по этапной. Это обеспечивает осознанный характер процесса наблюдения и поддерживает интерес к наблюдению у ребенка.
3.Ведение
наблюдения по четкому плану
в определенной системе, с тем
чтобы логичное вычленение
4.Использование
различных способов
5.Отражени в речи увиденного. Речь способствует осознанию ребенком увиденного.
6.Отражение увиденного в продуктивной деятельности и в игре.
Прежде чем проводить наблюдение педагог должен предварительно познакомится с объектом наблюдения. Предметы и объекты за которыми ведется наблюдение должны быть в хорошем состоянии, в здоров состоянии.
Необходимо
создавать условия для
Включение
игровых приемов и приемов удерживающих
внимание детей, повышающих интерес к
процессу наблюдения.
Классификация метода наблюдения.
Основание для классификация является характер познавательных задач наблюдения. Выделяют следующие виды наблюдения:
- первичное наблюдение
- повторное наблюдение
- сравнительное наблюдение
2. Итоговое наблюдение
3. Длительное наблюдение
4. Наблюдение по инициативе
детей.
Цель : познакомить детей с предметом в целом, в младших группах ри первичном наблюдении обращают внимание на наиболее заметные особенности объекта. На его качества, действия.
В средних группах мы учимся выделять детали как во внешнем виде, так в проявлениях.
В старших группах две первые задачи остаются, но главное является необходимость выделить основные взаимосвязи существующие между предметом и окружающем миром.
Повторное
Закрепить имеющиеся знания о предмете расширить представление о нем и задачей может служить выделить большее число свойств и качеств предмета и познакомить с предметом в естественных условиях.
Сравнительное
Раскрывает Сеченов, он доказывает что благодаря физиологическими свойствам нервной ткани ребенок обладает всеми необходимыми средствами для различения в предмете частей, свойств, состояния, качества. Ребенок способен истолковывать обыденное явление в том направление которые у взрослого носит название познания, другими словами ребенок дошкольного возраста может анализировать предметы, сравнивать их, делать умозаключения.
В психологических
исследования таких автором как
Люблинской, Смирнова указывается что
сравнение сопровождается весь путь сознания,
оно зарождается и развивается уже восприятием.
В результате сравнения нескольких предметов
или явлений устанавливаются отличительные
признаки и общие свойства присущие данным
предметам и явлениям. Познание любого
предмета начинается с того, что мы его
отличаем от всех других предметов и устанавливаем
сходство с его родственными предметами.
Таким образом познание есть процесс в
котором установление установление, различие
и сходство находится в неразрывном единстве.
Нахождение общих черт в различных предметах
содействует формированию понятий, классификаций,
и тем самым служит первой ступенью в познании.
Сравнение всегда происходит под определенным
углом зрения и имеет конкретную цель,
а именно решить ту или иную познавательную
задачу. Золотова изучала вопрос использования
сравнения при ознакомлении с животными
и доказала что с помощью сравнения возможно
сформировать прочные и осознанные знания
у дошкольников о животных на уровне обобщения
и раскрыть связь животного со средой
обитания. При использовании сравнения
воспитатель должен учитывать что тем
младше ребенок ему легче установить различия
чем сходства. По этому в начале средней
группы мы учим детей сначала находить
различия, а потом переходим к сходству.
В зависимости от возраста увеличивается
количество сравниваемых объектов вводится
прием сравнения натурального объекта
с изображением на картинке и вводится
прием сравнения по представлению.
Цель: привести в систему имеющиеся
знания о природе, данный вид
наблюдений проводится тогда,
когда у ребенка есть
3.Длтелньое наблюдение за изменением и развитием природы.
Цель : изучит последовательность изменений в жизни растений и животных в сезонных явлениях природы, выявить причины этих изменений. Для длительного наблюдения важно выделить как общую задачу так и поэтапную.
Эпизодические итоговые и длительные наблюдения относятся к плановым наблюдениям.
4.Наблюдение
по инициативе детей. Возможно
там где хорошо организованна работа по
экологическому воспитанию и появляется
у тех детей у которых высок уровень познавательной
деятельности. Воспитатель должен тактично
включится в процесс наблюдения. Вместе
с ребенком уточнить задачу наблюдения,
определить последовательность наблюдения,
предложить зафиксировать результаты
наблюдения. Воспитатель должен продумать
способы привлечения других детей к процессу
наблюдения.
Особенности наблюдения.
1 и 2 младшая группа
1.Формирование
конкретных представлений об
отдельных предметах и
2.Формирование
элементарных навыков
3.Первое
наблюдение организуется за
Например: чем и что клюет птичка? Как тихо ходит кошка, как вы думаете почему?
Для маленького ребенка в конкретном вопросе заключается познавательная задача. В этом же возрасте планируется наблюдение за не живой природой, идет дождь, светит солнце и т.д.
Привлекая детей к наблюдению за живой природой необходимо продумать как сочетать это с игрой или элементами труда.
Проводится наблюдение за овощами и фруктами с учетом задействования максимального количества анализаторов.
Методические приемы.
Игровые приемы, имитационные игры.
Различные трудовые поручения.
В этом
возрасте наблюдения кратковременные,
проводится с небольшой подгруппой
детей (6-8 человек), возможно проведение
первичных и повторных
Средняя группа.
Задачи.
Формирование разносторонних и реалистических представлений.
Формирование умения наблюдать.
Формирования
умения обобщать результаты наблюдения
и с помощью взрослого делать
выводы.
Планируется первичные, повторные и вводится сравнительное наблюдение. Впервые появляются длительные наблюдения, за ростом и развитием растений. Особое место занимают наблюдения за сезонными изменениями в природе. В начале организуется наблюдение за единичными объектами. Например : особенность расцвечивания листьев конкретного дерева. Затем планируется наблюдение за группой объектов.
При наблюдении дети должны научится выделять признаки предметов, размер цвет, форму, части предмета. Характер поверхности и т.д.
Со среднего возраста стараемся научить детей следовать плану наблюдения, который мы предлагаем детям в виде вопросов и заданий.
Методические приемы.
Игровые приемы, трудовые поручения.
Обследовательские действия (особое внимание).
Вводится новый прием - сравнение. Дети сравнивают два предмета один из которых хорошо знаком с предметом, воспитатель сначала сам выделяет признаки, качества.
Уже в средней группе появляются наблюдения по инициативе детей. Воспитатель должен помочь ребенку понять суть наблюдаемого, очень интеллегентно и тонко включится в процесс самостоятельного наблюдения.
Нужно
стараться чтобы ребенок выразил результат
наблюдения в рисунке, в рассказе, в описании.
Старший возраст.
Цель : подводить детей к группировке, к классификации, к обобщению.
В процессе наблюдения дети должны выделить признаки характерные для целой группы предметов, затем признаки которые могут иметь значение для деятельности человека. В этом возрасте используются все виды наблюдений, но ведущими признаются обобщающие наблюдения и длительное наблюдения.
Методические приемы.
Прямая постановка познавательной задачи.
Поисковые вопросы направленные на выявление причинно – следственных связей. Эти вопросы направляют процесс восприятия предмета.
Использование
разнообразных приемов
С изображением на картине.
Сравнение по сходству.
Дети должны уметь делать отчет о наблюдении, он может быть выражен как в устной форме, так и в продуктивной деятельности.
Обязательным
в этом возрасте является фиксация
этих наблюдения в календарях.
Подготовительная группа.
Особенность организации наблюдения в этом возрасте это максимальная самостоятельность детей.
Цель: является систематизация имеющихся знаний, на основе понимания биоционологических связей.
В этом возрасте организуются все виды наблюдений.
Фиксируем
результаты наблюдения в календарях,
вопросы и задания для
Дети самостоятельно планируют наблюдения. В кратковременных наблюдениях вопросы и задания строятся так, чтобы дети смогли провести наблюдения, сравнение с имеющими у них представлениями. Например : чем отличается птица, от той которая прилета к нам на участок на прошлой недели.
Дети
максимально используют обследовательские
действия.
Рассматривание картин, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов.
Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"