Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций

Описание работы

Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

Работа содержит 1 файл

ТиМ экологического образования.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

-выдвигается  предположение или гипотеза

-проводится  определенные действия

-осуществляется  анализ результатов

-делаются  выводы и умозаключения 

Однако  в исследовании Подьякова определенно что детское экспериментирование имеет свои особенности.

Особенности:

-Детское  экспериментирование является «бескоростным». Оно направлено на выявление связей и отношений между предметами. Основной мотив: получение новых знаний, при этом ярко выражена установка на получение чего-то неожиданного в этом случае экспериментирование строится по типу поисковой деятельности.

-Экспериментирование  направленно на решение практической  задачи.

Н.Н. Подьяков определил что дети в процессе экспериментирования полученные сведения не делят на главные и не главные, для ребенка все является важным и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Получение любых сведений о свойствах предмета, об отношении этих свойств способствуют более глубокому анализу изучаемого предмета.

С другой стороны не главное для данного  случая может оказаться главным  в другом.

Возможности экспериментирования для развития ребенка

  1. Фрейдкин отмечает предоставив ребенку необходимый материал для экспериментирования поставив перед ним определенную задачу педагог создает условия для превращения действий с предметом в деятельность которая характеризуется определенными мотивами. Основной мотив это познание. Когда возникает у ребенка мотив выявить отношение, определить свойства этого предмета, определить взаимоотношения между предметом и собой, тогда действие с предметом будут направлены на решение определенной задачи и буду стимулироваться определенным мотивом. В этом случае внимание к объекту ребенка будет более устойчивым. По результатам анализа того или иного влияния природы ребенок строит свои выводы, таким образом осуществляется познание предметов окружающей действительности. Познать предмет это значит выявить характерные связи и отношения с другими предметами, чем больше отношений выделит ребенок тем больше новых признаков он выделит в предмете, а значит более полно познает предмет.
  2. В процессе экспериментирования ребенок выполняет различные преобразования и в процессе экспериментирования развиваются все формы мышления. Процесс экспериментирования связан с многократным опробованием познаваемого объекта. Это развивает действия ребенка который становится более целенаправленными для получения информации об этом объекте, т.е. это способствует развитию наглядно – действенного мышления. Выявление скрытых связей и отношений приводит к мыслительной деятельности в наглядно образно форме но и логическое осмысление этих отношений требует от ребенка мнение правильно сделать выводы что влияет на развитие логического мышления. Часто в процессе экспериментирования ребенок попадает в такие условия когда ему самостоятельно надо познать предмет, это развивает самостоятельность у ребенка и прежде всего развитие умственной самостоятельности. (Фрейдкин, Кларина, Земцова.) Умственную самостоятельность они рассматривали как способность к оперированию  заниями в различных ситуациях и умение самостоятельно применять знания при объяснении новых явлений .
  3. Экспериментирование дает возможность развивать творчество у ребенка.(Парамонова) Деятельность экспериментирования не задана ребенку взрослым, ребенок выстраивает ее самостоятельно по мере получения сведений об объекте. Получение новой часто неожиданной для ребенка информации приводит к изменению направления экспериментирования. Получение новых сведений выдвигает перед ребенком новые более сложные задачи, а достижение новых целей требует новых способов решений. Все это приводит к развитию поисковой деятельности, к умению ребенка оперировать новыми знаниями, в этом проявляется самодвижение, саморазвитие
  4. В ход экспериментирования у детей проявляется познавательная активность.
  5. В процессе экспериментирования развивается познавательное творчество. (В.В.Давыдов). Познавательное творчество связанно с развитием воображения. Одним из обязательных компонентов является выдвижение предположения которое требует высокого уровня развития воображения.
 
 

Содержание  знаний.

  1. В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с элементами физических явлений.(агригатное состояние воды), о физических объектах, таких как песок, глина, земля, метерологические явления (Мищак)
  2. О движении предметов, о магните, воздухе (Фрейдкин, Кларина)
  3. О различных материалах и их свойствах (Логинова)
  4. О тепловых явлениях (Земцова)
 

Содержание  знаний связанных с живой природой.

Условия роста и развития живых объектов

Понятие о дифференцированных потребностях живых организмов в питании

Изменение состояния живых организмов в  соответствии со сменой сезона (Залкинд, Николаева, Кондратьева) 

Экспериментирование с явлениями сезонов

Экспериментирование возможно включать в работу с детьми тогда, когда ребенок может определять причинно- следственные и последовательные связи, когда у него есть определенный запас конкретных представлений, т.е. экспериментирование возможно в старшем возрасте.

Однако  начиная с младшего возраста речь идет о формировании у детей поисковых действий которые содержат элемент предположения.

В младшем  и среднем возрасте можно производить  элементарные опыты.

Часто экспериментирование возникает  в стихийной деятельности.

При стихийном  эксперементировании увеливается количесто проб и ошибок но тут же создаются условия для анализа этих ошибок. При специально организованном экспериментировании важно ребенка ввести в проблемную ситуации, выразить эту проблемную ситуацию в задаче, вместе с ребенком или самостоятельно решить задачу и подвести ребенка к выводам и умозаключениям. Большие требования предъявляется к тому как вводить ребенка в проблемную ситуацию. Вопросы к детям, игровая ситуация, экологическая сказка. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"