Теория и методика дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

цель работы:
Выяснить, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Изучить литературу относительно взаимосвязи задач речевого развития;
Изучить литературу, описывающую средства по развитию связной речи;
Провести обзор литературы;
Выявить особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….…..3
часть 1. Взаимосвязь задач речевого развития дошкольников
1.1. Воспитание звуковой культуры речи…………………..………………..........5
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве……………….……………………………………………………….………6
1.3. Задачи и содержание обучения связной речи…………………………………9
1.4.Влияние словарной работы на развитие связной речи....................................12
1.5 Методика развитие связной речи……………………………..……………….14
часть 2. Особенности развития связной речи у детей младших дошкольников
2.1 Развитие связной речи у младших дошкольников………..………………....21
Заключение………..………………………...…………………………….……….24Список использованных источников …………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

развитие связной речи у детей младшего дошкошльного возраста.docx

— 48.59 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Амурской области

 ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

 

Курсовая работа по программе: «Теория и методика дошкольного образования»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Боталова Александра Викторовна,

воспитатель Архаринского

детского  сада

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск, 2013

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….…..3

часть 1. Взаимосвязь задач речевого развития дошкольников

1.1. Воспитание звуковой культуры речи…………………..………………..........5

1.2. Особенности развития связной  речи в дошкольном детстве……………….……………………………………………………….………6

1.3. Задачи и содержание обучения  связной речи…………………………………9

1.4.Влияние словарной работы на развитие связной речи....................................12

1.5 Методика развитие связной речи……………………………..……………….14

часть 2. Особенности  развития связной речи  у детей младших дошкольников

2.1  Развитие связной речи  у младших дошкольников………..………………....21

Заключение………..………………………...…………………………….……….24Список использованных источников …………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На сегодняшний  день невозможно представить себе современного образованного человека без соответствующей  речевой культуры. Родной язык является ключом к познанию окружающей действительности, к образованности, подлинному развитию ума; язык является и важнейшим средством  воспитания всесторонне развитой личности. Естественно, что умение  грамотно и эмоционально выражать свои мысли  необходимо  прививать ребенку  с раннего детства.

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка (умственного, речевого, эмоционального). Психологи связывают развитие речи с изучением процессов внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления.  Исследователи отмечают, что на конкретном высказывании отражаются и такие  факторы, как настроение, эмоциональное  состояние, интерес к высказываемому. И, конечно, связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным  богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Поэтому развитие связной речи  - одно из главных направлений речевого воспитания детей дошкольного возраста.

Состояние научной разработанности  проблемы исследования.

Овладение связной  устной речью составляет важнейшее  условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа  связной речи, ее механизмы и особенности  развития у детей раскрываются в  трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи  отмечают сложную организацию связной  речи и указывают на необходимость  специального речевого воспитания.

Обучение  связной речи детей в отечественной  методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным

Актуальность данной работы заключается в том, что родители и педагоги, которые  уделяют должное внимание  развитию связной речи,  решают сразу несколько задач: во-первых,  влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят дошкольника к школьному обучению.

 В настоящей  работе выдвигается  гипотеза:

Развитие  связной речи находится в тесной взаимосвязи с   развитием мышления. 

 Исходя из этого предположения, ставится цель работы:

 Выяснить, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

В связи с  этим выдвигаются следующие задачи:

  • Изучить литературу относительно взаимосвязи задач речевого развития;
  • Изучить литературу, описывающую средства по развитию связной речи;
  • Провести обзор литературы;
  • Выявить особенности развития связной речи у  детей младшего дошкольного возраста;

Объект исследования -  процесс развития связной речи у детей.

Предмет исследования – взаимосвязь развития связной речи и развития мышления.

Работа состоит  из двух частей. В первой части описывается  взаимосвязь  задач речевого развития дошкольников.

Вторая  часть имеет практическую направленность, посвящена изучению методов и  приемов развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Глава 1 Взаимосвязь задач речевого развития дошкольников

 

1.1. Воспитание звуковой  культуры речи.

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления, как  элементы языковой системы, которая  служит для воплощения слов и предложений  в материальную звуковую форму.  Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза – связаны между  собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт – группа слогов, объединенная единым ударом, фраза состоит из нескольких тактов, объединенных  интонацией. Такие единицы обладают самостоятельной  протяженностью и их называют линейными. 

Различают и просодические единицы, которые  выступают одновременно с линейными (ударение и все элементы интонации: мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды ударения, - фразовое, логическое, эмоциональное). От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателя, поэтому над звуковой стороной речи необходима специальная работа.

По мнению Ладыженской Т.А., такие навыки умение выделять голосом главное, интонационно оформлять высказывание, соответствие содержания и эмоциональных средств  его передачи необходимо развивать, причем не изолированно, а в связи  с обучением определенным композиционным формам устного высказывания. В качестве интонационного средства эмоционально – смысловой выразительности  текста ею рассматривается основной тон высказывания, который связан с жанровой принадлежностью, с его  целью, с настроением говорящего.

Воспитывая  у детей внимание к интонационной  стороне речи, взрослый развивает  его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что  в дальнейшем оказывает влияние  на развитие музыкального слуха.

Важными смысловыми средствами звучащего слова  является логическое ударение, паузы, с помощью которых акцентируется  внимание на основной мысли высказывания, темп речи, который определяется замыслом высказывания и условиями общения.

Г.А. Туманова связывала ознакомление детей со звуковой стороной слова с развитием  диалогической и монологической речи. По мнению Тумановой, работы со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в  явлениях языка и речи, а это  заставляет его думать над словом.

Среди общих  характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал  такой показатель, как темп. Именно он имеет самое непосредственное отношение к развитию связной  речи.

А.И. Максаков проследил возможность дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности. Был сделан вывод  о том, что темп речи взрослых имеет  немаловажное значение для точного  и правильного восприятия и понимания  речи детьми младшего дошкольного возраста.

 

1.2 Особенности развития  связной речи в дошкольном  детстве

 

Развитие  связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и  связано с усложнением детской  деятельности и формами общения  с окружающими людьми.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения с взрослым у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние).

Во время  общения с взрослым ребенок получает возможность сосредоточиваться на лице говорящего, на показываемом предмете, начинает отвечать улыбкой, движением, постепенно приобретает потребность общаться с окружающими взрослыми. С трехмесячного возраста ребенок начинает повторять слышимые звуки человеческого голоса: гукает (произносит короткие сочетания согласных в гласных — агы, кхы, гы), гулит (произносит нараспев гласные — а-а-а... э-э-э...). Во втором полугодии появляется лепет (произнесение изолированных и повторяющихся слогов, сначала с твердыми согласными: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да, потом с мягкими согласными: дя-дя-дя, тя-тя-тя).

Важно отметить, что лепет уже контролируется слухом ребенка. Задача взрослого —  добиться от ребенка умения повторять  предложенный звук, слог. Подражание в  дальнейшем станет важным средством  овладения речью. Для произвольного  произнесения звуков по подражанию необходимо развить слуховую сосредоточенность, умение владеть артикуляционным  аппаратом и слуховой контроль. Практика воспитания детей раннего возраста располагаем рядом приемов для  развития всех этих качеств. Так, например, в группе создаются моменты абсолютной тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому источнику  звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном инструменте). Чтобы  вызвать речевое подражание, следует  находиться в поле зрения малыша, учить  ребенка произвольно произносить  сначала те звуки, которые имеются  в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Во время занятий  в манеже с одним ребенком у  остальных присутствующих появляется ценная способность подражать и  его речи, и речи взрослых. Это  существенно помогает развивать  речь детей, находящихся в коллективе.

К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные  слоги-слова. К году ребенок первой группы раннего возраста должен уметь  выговаривать около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др.). На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.

Ребенок очень  рано осваивает слово вместе с  присущим ему значением. Но понятия, которые обозначаются данным словом и представляют собой обобщенные образы, будут усваиваться и углубляться  постепенно, с развитием ребенка, помогая ему быстро и успешно  ориентироваться в окружающих условиях.

Вначале отдельное слово имеет  для ребенка смысл целого предложения. Этот период захватывает и первую половину второго года жизни. Приблизительно к 1 году 10 месяцам закрепляется умение пользоваться двухсловными фразами, а  позднее — трех- в четырехсловными. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения его  с окружающими взрослыми.

Речь ребенка  раннего возраста ситуативна по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна. Такая речь, помимо слов, содержит звукоподражания, жесты, мимику и понятна только в  конкретной ситуации.

Ситуативность речи сохраняется и в младшем  дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется  задачами и характером общения ребенка  с окружающими. Складывающаяся функция  сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требуют более  развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. А. М. Леушина отмечала, что «содержание  контекстной речи раскрывается в  самом контексте речи и благодаря  этому становится понятным для слушателя  из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи».

У младших  дошкольников совершенствуется понимание  речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Более сложное  и разнообразное общение ребенка  со взрослыми в сверстниками создает  благоприятные условия для развития речи обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом  за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут  выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается  глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые  предложения, используя разные слова  и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической  речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще  ситуативна, преобладает экспрессивное  изложение. Малыши допускают много  ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

Информация о работе Теория и методика дошкольного образования