Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций

Описание работы

Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

Работа содержит 1 файл

ТиМ экологического образования.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

Задачи.

Уточнить  и конкретизировать знания детей  о природе.

Познакомить с новыми объектами природы, с  трудом людей сельско-хозяйственных профессий и формировать у детей эстетический вкус.

Картины дают возможность подробно рассмотреть  явление природы, длительное время  сосредоточнить на них свое внимание, понять те стороны жизни природы которые не доступны для детского восприятия. В дошкольных учреждениях используются картины двух типов:

Дидактическая картина

Художественная  картина.

Дидактическая картина.

В детских  сад используют сюжетную и предметную дидактическую картину.

Дидактическую картину используют как наглядное  пособие.

Серии картин:

Веретенникова, картины называются дикие и домашние животные.

Николаева, Мешкова, из жизни диких зверей.

Картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знание у  детей не достаточно, а умение рассматривать  картины не сформировано.

В экологическом  образовании рассматривать картину  лучше начинать с сюжетной, так как именно по сюжетной картине ребенок может больше высказаться. Предметные и сюжетные используются почти во всех группах. В младших группах для уточнения и конкретизации знаний полученных путем непосредственного восприятия.

В средних  группах для уточнения и расширения представлений, для того чтобы вывести  ребенка за пределы личного опыта.

В старших  и подготовительных для расширения кругозора, для формирования природоведческих понятий. Для установления причинно следственных связей. 

Художественная  картина.

Основная  задача при рассматривании художественной картины, формирование эстетического  вкуса и формирование умения воспринимать картину. Формируется умение понимать замысел художника. Картина показывается такие стороны природы которые не всегда можно наблюдать.

Рассматривание  картин развивает художественных вкус ребенка. творческие способности, образность речи.

При выборе картины для рассматривания необходимо учитывать следующее:

Картины должны быть простые по композиции, без лишних деталей.

Понятными по содержанию, не многоплановыми.

В своем  умении рассматривать картину ребенок, в начале перечисляет те предметы которые изображены на картине. Дает им краткую элементарную характеристику. Рассказы и высказывания о картине часто лишены индивидуального отношения. Затем. Ребенок под влиянием обучения начинает более полно и точно описывать картину, дает характеристику которые использует художник. Организуя рассматривание картин педагог учит детей понимать замысел художника, понимать настроение переданное художником, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник, для передачи своего замысла. Учит своими словами передавать впечатление полученные от восприятия карты. Для того чтобы решить эти задачи педагог использует следующие приемы:

1.Вопросы заставляющие по новому взглянуть на картину, увидеть в ней главное, интересное. С точки зрения замысла художника.

2. Сравнение  изображения на картине с наблюдаемом ранее в природе. Введение в воображаемую ситуацию.

Поясняющие  слово педагога , оно помогает разобраться в содержание картины, нужно помнить чтобы все было дозировано.

3.Восприятие картины сочетается с музыкой и с поэтическим словом.

4.Рассматривание  картины можно организовать после  прогулки или экскурсии.  

Примерная последовательность занятий с использованием картины.

1.Рассматривание  картины с заключительным рассказом  воспитателя.

2.Составление  описательного рассказа о картине.

3.Сравнение  разных по настроению пейзажей  и составление описательных рассказов  по ним.

4.Составение  небольших описательных рассказов  по пейзажным картинам.

В подготовительной группе мы предлагаем детям рассматривать  натюрморт, пейзажные картины. 
 

Непрерывная интеграция 
 
 
 

Практические  методы экологического образования дошкольников.

К группе практических методов относятся:

Организация труда в природе

Моделирование

Эксперементирование

Элементарные  опыты 

Организация труда в природе.

Специфика труда в природе.

Непосредственное  общение с природой, реализация практических действий, доступный детям производительный труд конечная цель которого близка и понятна детям.

Результаты  труда отдалены во времени и по этому требуют от детей длительного  физического и умственного усилия в повседневной кропотливой работы. Труд имеет для детей большое значение, так как ребенок в процессе труда получает знания о природе, у него расширяются представления о жизни растений и животных о людях преобразующих природу.

Деятельность  в природе способствует развитию мыслительных операций. Способствует развитию любознательности, наблюдательности и пытливости.

Труд  в природе способствует нравственному  развитию, так как у ребенка  проявляется нравственно - осознанное отношение к природе.

Результаты  труда доставляют детям радостное  совместное удовольствие. Способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Ребенок понимает красоту хорошо ухоженного растения и животного. У ребенка  формируются эстетические чувства.

Труд  в природе способствует развитию движений, стимулирует действия органов  чувств, развивает мелкую моторику. 

Задачи  организации труда  в природе.

1.Формирование  положительного отношения к труду,  как к собственной деятельности, так и к результатам чужого  труда.

2.Формирование  у детей трудовых умений и  навыков и ознакомление с доступными  видами труда.

3.Развитие  трудовой деятельности у детей. (понимание целей труда, выбор действий направленных на достижение результата и результат труда.) Формирование элементарных навыков планирования трудовой деятельности, формирование умения использовать оборудование, предметы труда и содержать их в должном порядке.

Гигиенические требования к организации  труда.

1.Работа  предлагаемая детям должна быть  посильна, она расчитывается для каждой возрастной группы и дифференцируется внутри каждой группы в соответствие с индивидуальными возможностями детей.

2.Труд  следует дозировать и сочетать  с отдыхом.

3.Необходимо  иметь детский инвентарь, который  должен храниться в доступном  месте для детей в необходимом  количестве.

4.Ребнок  учился соблюдать правильную  позу во время труда.

5.Соблюдение  навыков личной гигиены.

Виды  и содержание труда.

1.Труд  по выращиванию растений.

Посев семян, высадка рассады, пересадка, черенкование, посадка луковечных.

2.Уход  за растениями и животными  в уголке природы и на участке  детского сада.

Дети  привлекаются к чистке клеток птиц и других животных, моют кормушки, поилки, наполнение водой, кормление птиц и  животных, дети помогают взрослому  вывешивать кормушки и подкармливать  птиц на участке детского сада, дети наблюдает за тем как взрослый ухаживает за рыбами, полив комнатного растения, дети участвуют вместе со взрослыми в сборе овощей на огороде, сезонный труд.

3.Труд по обработке сельскохозяйственных продуктов. 

Форма организации труда в природе.

1.Непосредственная  образовательная деятельность. Цель: дать детям знания о правилах  ухода за животными и растениями, комнаты природы и группы, познакомить  с оборудованием, необходимым  для этого, сформировать  трудовые  умения и навыки.

2.Индивидульные  поручения

3.Дежурства 

4.Коллективный  труд (дошкольная педагогика) 

Труд  в природе детей разнх возрастных групп.

1 младшая

Малыши  должны знать и называть элементарные трудовые действия взрослого, воспитатель ухаживая за растениями (поливая, опрыскивая) объясняет детям, что он делает и называет словами данные операциями. Постепенно необходимо приучать детей к выполнению простейших поручений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку, медленно поливать и объяснять детям зачем это нужно.

2-я младшая

Выполнение  не сложных поручений становится повседневным, воспитатель заранее  намечает кого он будет привлекать к себе в помощь, учит отличать сухую почву от влажной. Воспитатель дает рекомендации родителям по приобщению детей по уходу за растениями дома.

ТСО –совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением применяемых в учебно-воспитательном процессом с целью его оптимизации.

По функциональному  назначению (передача информации, контроль знаний)

По принципу устройства и работы (экранные, проектор)

По роду обучения (индивидуальные, групповые, поточные)

По логике работы (линейная, разветвленная)

По характеру  воздействия на органы чувств (визуальные, аудиовизуальные, аудиальные)

По характеру  предъявляемой информации (экранные, звуковые, эранно-звуковые)

Функции:

Коммуникативная

Управленческая

Научно-исследовательская

Эксперимент.

Специфика метода и особенности детского экспериментирования.

Влияние эксперементирования на развитие ребенка.

Методика  организации и проведение эксперементов природоведческого содержания.

Эсперимент это способ воздействия на человека на реальный или мыслительный объект с целью исследовать этот объект и познать его.

Эксперимент (опыт) наблюдение проводимое в специально созданных условиях которые предполагает активное воздействие на предмет или явление их преобразования в соответствии с поставленной задачей.

В этом преобразовании дети принимают самое  активное участие.( дала определение П.Г. Саморукова)

Важной  особенностью эксперимента является то что человек может управлять явлением, вызывать его или прекращать, направлять в нужном ему русле. Эти особенности можно обнаружить и в детском экспериментировании. Детское экспериментирование в некоторых моментах сходно со взрослым экспериментированием.

Сходство:

-Ставится  познавательная задача

Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"