Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций

Описание работы

Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

Работа содержит 1 файл

ТиМ экологического образования.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

ТиМ экологического образования.

Формирование  системы представлений  о физических явлений у дошкольников.

Умение  ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость  формирования у них не только представлений  о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

20-е  годы явления действительности  являлись вокруг определенной  темы по методу организующих  моментов, в этом были положительные  стороны, т.к. сведения получаемые  детьми о разных сторонах действительности  были тесно взаимосвязаны между  собой, но при этом были не  достаточно систематизированы. Большой  объем сведений не воспринимался  детьми в следствие ограниченной способности детей самим добывать эти сведения.

Первая  опытная станция под рук. Игонцева. Был раздел который назывался «Ознакомление с физико-химическими явлениями». В 3-4 года ребенок усваивал свойства :

Сыпучесть, пластичность(осуществлялось в процессе игр с песком, камнями и т.д.), равновесие( путь эксперементирования с собственным телом), с движением(мяч, машина, коляска), старшем дошкольном возрасте предусматривалось понимание законов равновесия( на примере весов), с инерцией, со звуком, со светом.

Начинать  с того что ближе всего ребенку, что больше всего ему знакомо и что ему интересно.

60-е  годы. Повысился интерес к естественно-научному образованию.

Исследования  Запорожца, Люблинской было доказано, что ребенок может предвосхищать в представлении будущие изменения и строить на их основе свое действие. Кроме этого дошкольник может переносить в новые ситуации на другие объекты те не сложные обобщения о физический свойствах и явлениях сделанных ими самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Руководствуясь  исследованиями психологов лаборатория  мысленного развития под руковод. Подъякова, проводится исследование о возможности формирования представлений о физический явлений у дошкольников, в основе которой лежит центральное положение о том, что выделяется определенная закономерность вокруг которой формируются понятия или положения.

Наиболее  значительный вклад в разработку данной проблемы внес Фрейдкин, так  для систематизации представлений  о кинематических зависимостей в качестве исходных были предложены представления о траектории пути и скорости движения предмета. Кроме этого им же были намечены позиции по темам: «Вода», «Магнит» , »Свет». Основным методом ознакомления детей с данными физическими явлениями являлся экспериментирование. Со среднего возраста формировать представление у детей ,рекомендовалось учитывать связь физических и математических представлений. Сравнивая физические величины (длинна пути), ребенку предлагалось использовать условную мерку.

 Таким  образом, на первом этапе определил что необходимо сформировать самые элементарные представления о веществе,  о формах в которых она может находиться и о не сложных типах взаимодействия веществ и о движений в пространстве. Важно что бы эти сведения были не эпизодическими а систематизированными, основы этой системы изменяемость и взаимопревращаемость всех физических реальностей. Реализация принципа изменения и взаимопревращения на уровне дошкольника, может быть осуществлена в следующем:

  1. Формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, а в аспекте основных связей с другими предметами и явлениями, т.е. причинно-следственных и пространственно- временных зависимостей.
  2. Формирование представлений ( первоначальных), а наиболее простых и доступных детскому пониманию изменений свойстве качеств предмета.
  3. Формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает не явно.

Змецова( изучала возможность ознакомления детей с тепловыми явлениями) в основу систематизации представлений о тепловых явлениях положена связь между качественными изменениями физических объектов и тепловых воздействий на них. Исследователь предъявляла следующие требования к отбору материала для знакомства с тепловыми явлениями.

Знания  должны опираться на личный опыт ребенка, обогащать его, вовлекая детей в  решение новых познавательных задач, позволяя перенести полученные сведения в новые условия. Кроме этого  знания должны быть нужными

Маневцова. Она предложила своеобразный «интегрированный курс» сведений физики и биологии. Они касались причинно-следственных зависимостей между сезонными изменениями в неживой природе.

Кларина. Они изучала возможность знакомства с механическими движениями  и его закономерностями. Исходным положением в этой системе являются следующие представления: любое изменение движения, есть результат взаимодействия предметов. В соответствии с этим в системе представлений о механических явлений лежать следующие закономерности:

1.Измение  движений предмета зависит от  его механических свойств и  связей.

2.Изменение  движение предмета зависит от  закономерностей от механических  явлений влияние которых он испытывает.

Механические  свойства предмета:

- изменение  движения предмета зависит от  его формы и конструкции.

- изменение  движение предмета зависит от  шершавости поверхности, от самого  предмета и той по которой  он движется.

* На  изменение движения предмета  влияние воздействие на него  человека, другого предмета и  явление энерции.

* На  изменение движения предмета  влияет трение, влияет земное  притяжение.

* Ребенок  может познакомиться с параметрами  движения или кинематическими  характеристиками.(точка отсчета, траектория, путь, начальная и конечная точка движения.)

Исследователь определил что с движение можно знакомить во всех основных группах.

Младший дошкольный возраст:

У ребенка  формируется сенсорные навыки, дети с помощью тактильного анализатора  определяют характер поверхности, осязательно  двигательном и зрительном образом выделяют форму предмета, могут определять начальную и конечную точку движения, показать направление движения, к концу возраста могут сравнивать скорость движения в зависимости от величины машины.

Средний возраст:

Переходим от накоплений единичных представлений о физических свойствах к их накоплениях, дети учатся использовать определенную мерку в движении, учатся выделять траекторию движения.

Старший возраст:

Ребенок понимает что характер движения определяется характером движения, ребенок понимает что движение зависит от совокупности влияющих на него факторов. 

Значение  природы в нравственном воспитании ребенка.

Нравственное  воспитание ребенка  – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей формирующие у них моральный качества, чувства, активную жизненную позицию.

Задачи.

1.Формирование  нравственного сознания (нравственные  представления, понятия, суждения).

2.Формирование  нравственного поведения(способов и умений реализации действий и поступков в определенных условиях).

3.Формирование  нравственных чувств и отношений. (чувство отзывчивости, заботливость, внимание, доброжелательность, и чувство любви к родине).

Основная  задача нравственного воспитания тесно связано с задачей экологического образования, а именно формирования осознанно правильного отношения к природе у дошкольников.

Изучением возможности формированием нравственного  отношения к природе занимались многие исследователи : Николаева С.Н., Виноградова Н.Ф., Грецова В.Г., Плохий З.П. и др.

Отмечают  что, несмотря на то что задача формирования и воспитания любви к природе ставится постоянно, недостаточно в школьном возрасте, да и в дошкольном сформирована нравственное отношение к природе. Причины этому очевидны :

1.Обучение  носит вербальный характер.

2.Не  систематическая работа и недостаточное  внимание к воспитанию нравственного  отношения к природе.

3.Бурное  развитие науки и техники, потребовали  совершенствование интеллектуального  развития.

4.Долгое  время в обществе развивалось  сознание о неограниченных возможностях  природа, как результат нарушение  природного равновесия, уничтожение  природной среды.

5.В дошкольной  педагогике, долго использовали  запретительные правила. Правила  поведения в природе.

Для изучения отношения в природе у детей  проводилась беседа, в ходе неё  задавались детям вопросы:

Что такое  природа? Зачем нам нужна природа? Как надо относиться к природе?

Ответы  на эти вопросы позволили выявить  уровни отношения к природе у  дошкольника. По ответам детей разделили на три группы:

  • Носит эстетическую направленность (она же красивая)
  • Утилитарная оценка природы (она же нам дает кислород)
  • Нравственно-эстетическая оценка природы (природу надо беречь потому что это наш дом)

Нравственно эстетическое отношение  к природе строится на трех компонентах:

1.Интелектуальный  компонент

2.Эмоциональный

3.Деятельностный

В структуру  нравственных отношений в природе  можно включить внешние и внутренние формы.

Внешние формы проявления:

Желание беседовать о природе, рассказывать о ней, желание  принимать участие в труде  природе, желание отображать в изо деятельности, наличие интереса к книгам природоведческого характера, добросовестное выполнение поручений связанных с уходом.

Внутренние  формы проявления:

Наличие оценочных  суждений о природе, стойкий интерес  к природоведческим знаниям, эмоциональная  отзывчивость ребенка проявляющийся  в желании и в потребности  систематически общаться с природой.

Многие исследователи  рассматривают отношение к природе  как деятельную любовь к ней и  выделяют 4 ступени проявления отношения:

1.Отрицательное  отношение к природе, выражающееся  в слове, в деятельности, в отсутствии  интереса к природе, в отсутствии  знаний о ней.

2.Положительное  отношение к природе, которое  выражается в эмоциональной форме,  в общих совестных оценках  (люблю, хороший, надо беречь), но не всегда подкрепляется адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих знаний и умений.

3.Положительное  отношение к природе, выражающийся в деятельности по охране природы. Уход за растениями и животными, осуществляется на основе полученных знаний, но без достаточных умений.

4.Положительное  отношение к природе носит  характер привычки, чувства и  действия адекватны знаниям о  природе.

Как показало исследование к Грицовой, сформировать нравственное отношение к природе не возможно без опоры на эстетические чувства и без опоры на такие качества как отзывчивость, стремление оказать свое покровительство, желание быть взрослым и хорошим.

Для формирования нравственного отношения к природе  у детей формируют два типа знаний(обеспечивают реализацию интеллектуального компонента):

1.Природоведческие  знания – это знания о биологических  особенностей животных и растений, это знания об условиях жизни  животных и растений, об их  приспособленности к среде обитания, об отличиях живого от неживого, о роли человека в природе, о его деятельности по восстановлению и обогащению природы.

2.Знания правил  поведения в природе, ребенок  должен знать эти правила и  следовать этим правилам.

Методы:

Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"