Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, курс лекций
Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение ориентироваться ребенка в физической действительности обуславливает необходимость формирования у них не только представлений о физических свойствах и закономерностях, но и желание творчески применять их, а так же умение «добывать» новые сведения об окружающих предметах и явлениях.
ТиМ экологического образования.
Формирование системы представлений о физических явлений у дошкольников.
Умение
ориентироваться ребенка в
20-е
годы явления действительности
являлись вокруг определенной
темы по методу организующих
моментов, в этом были положительные
стороны, т.к. сведения
Первая опытная станция под рук. Игонцева. Был раздел который назывался «Ознакомление с физико-химическими явлениями». В 3-4 года ребенок усваивал свойства :
Сыпучесть, пластичность(осуществлялось в процессе игр с песком, камнями и т.д.), равновесие( путь эксперементирования с собственным телом), с движением(мяч, машина, коляска), старшем дошкольном возрасте предусматривалось понимание законов равновесия( на примере весов), с инерцией, со звуком, со светом.
Начинать с того что ближе всего ребенку, что больше всего ему знакомо и что ему интересно.
60-е
годы. Повысился интерес к
Исследования Запорожца, Люблинской было доказано, что ребенок может предвосхищать в представлении будущие изменения и строить на их основе свое действие. Кроме этого дошкольник может переносить в новые ситуации на другие объекты те не сложные обобщения о физический свойствах и явлениях сделанных ими самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Руководствуясь исследованиями психологов лаборатория мысленного развития под руковод. Подъякова, проводится исследование о возможности формирования представлений о физический явлений у дошкольников, в основе которой лежит центральное положение о том, что выделяется определенная закономерность вокруг которой формируются понятия или положения.
Наиболее значительный вклад в разработку данной проблемы внес Фрейдкин, так для систематизации представлений о кинематических зависимостей в качестве исходных были предложены представления о траектории пути и скорости движения предмета. Кроме этого им же были намечены позиции по темам: «Вода», «Магнит» , »Свет». Основным методом ознакомления детей с данными физическими явлениями являлся экспериментирование. Со среднего возраста формировать представление у детей ,рекомендовалось учитывать связь физических и математических представлений. Сравнивая физические величины (длинна пути), ребенку предлагалось использовать условную мерку.
Таким
образом, на первом этапе
Змецова( изучала возможность ознакомления детей с тепловыми явлениями) в основу систематизации представлений о тепловых явлениях положена связь между качественными изменениями физических объектов и тепловых воздействий на них. Исследователь предъявляла следующие требования к отбору материала для знакомства с тепловыми явлениями.
Знания должны опираться на личный опыт ребенка, обогащать его, вовлекая детей в решение новых познавательных задач, позволяя перенести полученные сведения в новые условия. Кроме этого знания должны быть нужными
Маневцова. Она предложила своеобразный «интегрированный курс» сведений физики и биологии. Они касались причинно-следственных зависимостей между сезонными изменениями в неживой природе.
Кларина. Они изучала возможность знакомства с механическими движениями и его закономерностями. Исходным положением в этой системе являются следующие представления: любое изменение движения, есть результат взаимодействия предметов. В соответствии с этим в системе представлений о механических явлений лежать следующие закономерности:
1.Измение движений предмета зависит от его механических свойств и связей.
2.Изменение
движение предмета зависит от
закономерностей от
Механические свойства предмета:
- изменение движения предмета зависит от его формы и конструкции.
- изменение
движение предмета зависит от
шершавости поверхности, от
* На изменение движения предмета влияние воздействие на него человека, другого предмета и явление энерции.
* На изменение движения предмета влияет трение, влияет земное притяжение.
* Ребенок
может познакомиться с
Исследователь определил что с движение можно знакомить во всех основных группах.
Младший дошкольный возраст:
У ребенка
формируется сенсорные навыки, дети
с помощью тактильного
Средний возраст:
Переходим от накоплений единичных представлений о физических свойствах к их накоплениях, дети учатся использовать определенную мерку в движении, учатся выделять траекторию движения.
Старший возраст:
Ребенок
понимает что характер движения определяется
характером движения, ребенок понимает
что движение зависит от совокупности
влияющих на него факторов.
Значение природы в нравственном воспитании ребенка.
Нравственное воспитание ребенка – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей формирующие у них моральный качества, чувства, активную жизненную позицию.
Задачи.
1.Формирование
нравственного сознания (нравственные
представления, понятия,
2.Формирование
нравственного поведения(
3.Формирование
нравственных чувств и
Основная задача нравственного воспитания тесно связано с задачей экологического образования, а именно формирования осознанно правильного отношения к природе у дошкольников.
Изучением
возможности формированием
Отмечают что, несмотря на то что задача формирования и воспитания любви к природе ставится постоянно, недостаточно в школьном возрасте, да и в дошкольном сформирована нравственное отношение к природе. Причины этому очевидны :
1.Обучение носит вербальный характер.
2.Не
систематическая работа и
3.Бурное
развитие науки и техники,
4.Долгое
время в обществе развивалось
сознание о неограниченных
5.В дошкольной
педагогике, долго использовали
запретительные правила.
Для изучения отношения в природе у детей проводилась беседа, в ходе неё задавались детям вопросы:
Что такое природа? Зачем нам нужна природа? Как надо относиться к природе?
Ответы на эти вопросы позволили выявить уровни отношения к природе у дошкольника. По ответам детей разделили на три группы:
Нравственно эстетическое отношение к природе строится на трех компонентах:
1.Интелектуальный компонент
2.Эмоциональный
3.Деятельностный
В структуру нравственных отношений в природе можно включить внешние и внутренние формы.
Внешние формы проявления:
Желание беседовать о природе, рассказывать о ней, желание принимать участие в труде природе, желание отображать в изо деятельности, наличие интереса к книгам природоведческого характера, добросовестное выполнение поручений связанных с уходом.
Внутренние формы проявления:
Наличие оценочных суждений о природе, стойкий интерес к природоведческим знаниям, эмоциональная отзывчивость ребенка проявляющийся в желании и в потребности систематически общаться с природой.
Многие исследователи
рассматривают отношение к
1.Отрицательное
отношение к природе,
2.Положительное
отношение к природе, которое
выражается в эмоциональной
3.Положительное
отношение к природе,
4.Положительное отношение к природе носит характер привычки, чувства и действия адекватны знаниям о природе.
Как показало исследование к Грицовой, сформировать нравственное отношение к природе не возможно без опоры на эстетические чувства и без опоры на такие качества как отзывчивость, стремление оказать свое покровительство, желание быть взрослым и хорошим.
Для формирования
нравственного отношения к
1.Природоведческие
знания – это знания о
2.Знания правил поведения в природе, ребенок должен знать эти правила и следовать этим правилам.
Методы:
Информация о работе Курс лкций по "Теория и методика экологического образования"