Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:32, курс лекций
Транспорт является одним из важнейших элементов материально-технической базы и необходимым условием функционирования общественного производства. Широкое развитие транспорта, в первую очередь автомобильного, является следствием научно-технического прогресса и в определённой мере может быть характеристикой последнего.
Наиболее часто используют показатель относительной агрессивности Аi2.
Величина приведенного выброса (удельного или абсолютного) вредного вещества определяется по формуле:
Мi = mi · Аi , усл. г/ч;
Еi = еi · Аi, усл. г/квт.ч;
Еi¢ = еi¢ · Аi, усл. г/кг топл.
Суммарные приведенные массы вредных веществ определяются путем сложения приведенных выбросов отдельных компонентов:
Мå = åМi = åmi · Аi
Еå = åЕi = åеi · Аi
Еå¢ = åЕi¢ = åеi¢ · Аi
Следует иметь в виду, что так как суммирование при расчетах по этим формулам ведется только для компонентов, полученных по анализу, то и сам суммарный показатель Мå, Еå и т.д. определенной степени необходимо четко оговаривать выбросы каких компонентов учитываются. Сравнивать показатели для разных автомобилей и ДВС необходимо только при суммировании приведенных выбросов одних и тех же компонентов.
Исследование приведенных
Так доля i-го компонента в общей токсичности ОГ равна:
При расчете абсолютного выброса i-го компонента ОГ по формуле:
mi = Сi · VОГ.
Считается, что ДВС работал на постоянном режиме, т.е. концентрация компонента и расход ОГ оставались неизменными. Однако в реальных условиях эксплуатации двигатель работает на различных режимах от холостого хода до максимальной мощности. поэтому и выбросы при работе двигателя на разных режимах различны. Они зависят от двух основных факторов: времени работы на режиме и мощности двигателя на этом режиме.
Это затрудняет определение среднеэксплуатацио
В этом случае вводится специальный дополнительный параметр Кj, называемый весовым фактором, он представляет собой относительное время работы на режиме. Значения параметра Кj определяется условиями эксплуатации двигателя и могут быть получены из экспериментальных данных или взяты из литературных источников.
В каждом конкретном случае оговариваются условия или условия получения весовых факторов.
Лекция № 6
Нормирование токсичных выбросов транспортными средствами и их двигателями.
Нормирование – это законодательное ограничение выбросов вредных веществ путем введения специальных норм на выбросы токсичных веществ транспортными средствами или их двигателями.
Установленные с учетом реальной для текущего времени экологической обстановки, технических достижений и экономических возможностей нормы вредных выбросов периодически изменяются.
Впервые нормирование вредных выбросов было применено в США, где в 1959 году в штате Калифорния был принят закон об ограничении содержания СО и СН в ОГ автомобильных двигателей. В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется законодательное нормирование вредных выбросов с ОГ транспортных средств и их двигателей.
В странах Западной Европы нормы выбросов устанавливаются в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. В 1987 году СССР принял обязательство применять правила ЕЭК, был введен ряд стандартов соответствующих европейским нормам. Однако с распадом СССР эти работы были временно прекращены. Поэтому сейчас в Украине действуют старые стандарты на выбросы, принятые до распада СССР. Они находятся на уровне устаревших европейских стандартов 80-х годов.
В Европе, США и Японии нормы ожесточаются в 1,5 – 2 раза каждые 5 –7 лет с учетом анализа технических, экономических, биологических, медицинских и др. Факторов.
Вхождение Украины в Европейское Сообщество накладывает на нее определенные обязательства по принятию европейских нормативов. Работы в этом направлении ведутся, но стандартов еще нет.
Стандарты, ограничивающие выбросы, как правило, состоят из двух частей:
– испытательной процедуры;
– нормативов предельно-допустимых выбросов.
Обе части зависят от типа и назначения двигателя.
Стандартные испытательные процедуры бывают двух типов:
В табл. 6.1 приведен перечень нормативных документов на выбросы вредных веществ.
Условные обозначения:
N – непрозрачность ОГ;
К – показатель ослабления оптической плотности светового потока.
Таблица 6.1. Перечень нормативных документов по выбросам вредных веществ с ОГ ДВС.
№ |
Нормативный документ |
Наименование |
Виды испытаний |
Нормируемые компоненты |
1 |
ОСТ 37.001.070-75 |
ДВС бензино-вые грузовых автомобилей и автобусов. Вы-деление вред-ных веществ. Мавт >3,5т, число мест>12 |
Стендовые испытания на токсичность по 9-ти режимному циклу; г/квт.ч |
СО = 95 (г/квт.ч.) СН+NOx = 20 (г/квт.ч.) |
2 |
ОСТ 37.001.234-81 (Правило№49ЕЭК ООН) |
Охрана приро-ды. Атмосфе-ра. Дизели автомобильныеВыбросы вред-ных веществ с ОГ. Нормы и методы изме-рений. |
Стендовые испытания двигателя на токсичность по 13-ти режимному циклу; г/квт.ч. |
СО = 9,5 СН = 3,4 NOx = 18,35 |
3 |
ОСТ 37.001.054-86 (Правила №83-02 ЕЭК ООН. Директива №89/458ЕЭС, стандарт США(FR-40) |
Автомобили и двигатели. Выбросы вред-ных веществ. Нор-мы и ме-тоды опреде-ления. (Европейский ездовой цикл) |
Испытание автомобиля на стенде с бе-говыми бара-банами. Режи-мы ГЭЦ и х.х. Выбросы с картерными газами. |
СО = 13,33 СН+NOx= 4,94 |
4 |
ГОСТ 17.2.2.03-87 |
Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения содержания СО иСН в ОГ авто. с бенз. двиг-ми. |
Минимальные оброты х.х. и повышенные оброты х.х. |
СО – 1,5%/2% СН – 1200/600 СН – 3000/1000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
ГОСТ 17.2.2.01-84 |
Дизели автомо-бильные. Дым-ность ОГ от объема и рас-хода ОГ. |
Новые дизели. Внешняя ско-ростная хара-ктеристика и режим сво-бодного уско-рения. |
N, К |
6 |
ГОСТ 21393-75 |
Автомобили с дизелем. Дым-ность ОГ. |
Контроль дымности ди-зелей в эксплуатации. Режимы х.х. и свободного ускорения. |
N – 15 max N – 40 (х.х.) К – св. Ускор-ения. |
7 |
ГОСТ 17.2.2.02-86 |
Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения дышности ОГ тракторных и комбайновых дизелей. |
Стендовые испытания на 6-ти частотах от nном до nМкр.max |
N ,K |
8 |
ГОСТ 17.2.2.05-86 |
Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения выбросов вред-ных веществ с ОГ тракторных и комбайновых двигателей. |
Стендовые испытания. 13-ти режимный цикл; г/квт.ч. |
СО, СН, NOx |
9 |
ГОСТ 24585-81 |
Дизели судо-вые, тепловоз-ные и промыш-ленные Выбро-сы вредных ве-ществ с ОГ. |
Периодичес-киеиспыта-ния; г/квт.ч. |
СО, NOx |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
ГОСТ 24028-80 |
Дизели судо-вые, тепловоз-ные и промыш-ленные. Дышность ОГ. |
Контроль на заводах изго-товителях. Ре-жимы: нагру-зочная, винто-вая, эксплуа-тационная ха-рактеристики. |
N, K |
6.2. Нормирование токсичности ОГ двигателей автотранспортных средств.
Для автомобилей в странах ЕЭС в качестве типов испытаний приняты: городской, скоростной, 9-ти и 13-ти ступенчатый циклы. Аналогичные стандарты существуют и на Украине.
Городской цикл характеризует езду автомобиля по городу, а скоростной по загородным высокоскоростным магистралям. Ездовые циклы включают в себя как установившиеся режимы работы двигателя (движение с постоянной скоростью и холостой ход), так и неустановившиеся (движение с ускорением и замедлением). На рис. 6.1 приведен ездовой испытательный цикл стран ЕЭС, который , согласно правилам №83-02 (Правила №83ЕЖ ООН – это И-ГЕЦ и еще директива №89/458 ЕЖ) состоит из четырех городских и одного скоростного циклов. Продолжительность одного городского цикла составляет 195 секунд, а скоростного 400 секунд. Общее время цикла – 1180 секунд. В качестве нормируемого показателя установлена средняя за время испытаний масса выброса на 1км пробега.
Нормы выбросов вредных веществ автомобилями с полной массой до 3,5т представлены в табл. 6.2.
Таблица 6.2.
№ |
Контрольная масса, Мавт, кг |
Норма, г/км | |||||
СО |
СН + NOx |
ТЧ (для дизелей) | |||||
О |
С |
О |
С |
О |
С | ||
1 |
< 1250 |
2,72 |
3,16 |
0,97 |
1,13 |
0,14 |
0,18 |
2 |
1250-1700 |
5,17 |
6,0 |
1,4 |
1,6 |
0,19 |
0,22 |
3 |
71700 |
6,9 |
8,0 |
1,7 |
2,0 |
0,25 |
0,29 |
Рис. 6.1. Ездовой испытательный цикл стран ЕЭС.
Особенности этих норм в том, что они не зависят от типа двигателя, то есть нормативы одинаковы для дизелей и бензиновых ДВС. На холостом ходу Правила №83-02 ограничивают содержание в ОГ бензиновых ДВС на уровне 3,5%. Кроме этого ограничивается испарение топлива на уровне 2 г/км для бензиновых ДВС. По типу ездового цикла и нормативным документам этот стандарт приближен к стандартам США. Правила №83-02 предусматривает поэтапное ужесточение выбросов (табл. 6.3).
Таблица 6.3.
Евро 1993 |
Бензин, г/км |
Дизельное топливо, г/км |
СО |
2,72 |
2,72 |
СН + NOx |
0,97 |
0,97 |
ТЧ |
0,14 | |
Испарения |
2,0 |
|
Евро 1996 |
||
СО |
2,2 |
1,0 |
СН + NOx |
0,5 |
0,7 |
ТЧ |
0,008 | |
Испарения |
2,0 |
|
Евро 2000 |
Бензин, г/км |
Дизельное топливо, г/км |
СО |
1,0 |
0,5 |
СН |
0,1 |
0,1 |
NOx |
0,1 |
0,3 |
ТЧ |
0,003 | |
Испарения |
2,0 |
Нормативные требования для автомобилей с объемом двигателей более 1,4л не могут быть выполнены без применения системы нейтрализации ОГ. Так как нейтрализатор не допускает использование этилированных бензинов (предельно-допустимая концентрация свинца не должна превышать 0,015 мг/л бензина), то для стран и отдельных регионов до полного перехода на снабжение неэтилированными бензинами действуют старые требования Правил 15.04 ЕЖ ООН 1982 года. В табл. 6.4. Приведены нормативные требования Правил №15.
Нормы введены для подготовленных новых автомобилей и серийно выпускаемых. Для серийных – нормы на 20% менее жестокие, т.к. учитывается разброс регулировок при массовом производстве.
Украина допускает прямое применение Правил ЕЭК ООН. Однако не отменены и действуют стандарты бывшего СССР. Это ОСТ 37.001.054-86 «Автомобили и двигатели. Выброс вредных веществ. Нормы и методы определения.» Испытания проводятся по европейскому ездовому циклу, без скоростного цикла. Нормы на выбросы по этому стандарту аналогичны нормам правил №15-04, но на 12% более жесткие.
Контрольная масса автомобиля |
Выброс токсичных вредных вещес | |||
CO |
СО + NOx | |||
Подготовл. |
Серийный |
Подготовл. |
Серийный | |
до 1020 |
58 |
70 |
19 |
23,8 |
1020 – 1250 |
67 |
80 |
20,5 |
25,6 |
1250 – 1470 |
76 |
91 |
22 |
27,5 |
1470 – 1700 |
84 |
101 |
23,5 |
29,4 |
1700 – 1930 |
93 |
112 |
25,5 |
33,1 |
1930 – 2150 |
101 |
121 |
26,5 |
33,1 |
>2150 |
110 |
133 |
28,0 |
35,0 |
С 1990 года введены новые нормы на выбросы вредных веществ с ОГ автомобилей массой до 3,5т идентичные правилам № ЕЖ-ООН, отдельно для автомобилей с системой нейтрализации (работа на неэтилированном бензине) и автомобилей без систем нейтрализации (на этилированном бензине). Эти требования ОСТ 37.001.054-86 приведены в табл. 6.5
Таблица 6.5. Требования ОСТ 37.001.054-86
Рабочий объем двигателя, л |
Год введе- ния |
Выброс вредных веществ, г/исп | |||||||
СО |
СН + NOx |
В т.ч. NOx | |||||||
Подг. |
Сер. |
Подг. |
Сер. |
Подг. |
Сер. | ||||
Автомобили без нейтрализаторов | |||||||||
до 1,4 |
1990 |
45 |
54 |
15 |
18 |
6 |
7,2 | ||
1,4 – 2 |
1991 |
45 |
54 |
17 |
20 |
6 |
7,2 | ||
> 2 |
1990 |
45 |
54 |
17 |
20 |
6 |
7,2 | ||
Автомобили с нейтрализаторами | |||||||||
1,4 –2 |
1991 |
30 |
36 |
8 |
9,6 |
||||
> 2 |
1990 |
25 |
30 |
6,5 |
7,8 |
3,5 |
4,2 |
Такое разделение связано с тем, что доля неэтилированного бензина составляет 40 – 50% от общего выпуска бензинов. В табл. 6.5 приведено сравнение норм по ОСТ 37.001.054-86 и Правил №83-02.
Для определения содержания токсичных веществ в ОГ автомобильных двигателей в эксплуатации действует ГОСТ 17.2.2.03-87 «Нормы и методы измерения содержания СО и СН в ОГ автомобилей с бензиновыми двигателями». Стандарт распространяется на автомобили полной массой > 400 кг и Vmax > 50 содержание СО и СН при работе двигателя автомобиля на двух постоянных режимах холостого хода. Однако этот режим позволяет контролировать работу только системы холостого хода карбюратора.
Таблица 6.5. Сравнение норм по ОСТ 37.001.054-86 и Правил №83-02
Нормативный документ |
Год введения |
Нормы выбросов, г/км (г/исп.) |
Объем испытаний | ||
CO |
СН + NOx |
ТЧ | |||
ОСТ 37.001.054-86 |
1990 |
3,33 (54) |
4,94 (20) |
4 городск. Цикла | |
Правила №83-02 |
1994 |
3,16 |
1,13 |
0,18 |
4 городск. 1 скор. |
Необходим для проверки регулировки главной дозирующей системы.
При контрольных проверках
Для определения содержания вредных веществ в ОГ грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми и газовыми двигателями используется стандарт ОСТ 37.001.070-75 «Двигатели бензиновые грузовых автомобилей и автобусов. Выделение вредных веществ, Методы определения.» За основу взят аналогичный стандарт США.
Количество вредных веществ определяют по работе двигателя по циклу, состоящему из 9-ти установившихся режимов, соответствующих разгону, замедлению, движению с Va = const при различной нагрузке, работе на самостоятельном и принудительном холостом ходу:
Нормы выбросов по этому стандарту приведены в табл. 6.6.
Таблица 6.6.
Частота вращения, об/мин |
Предельно до-пустимое содер- жание СО, % |
Предельно допустимое содержание СН млн –1 | |
до 4-х цилиндров |
> 4-х цилиндров | ||
nmin |
1,5 (3,5) |
1200 |
3000 |
nпов |
2,0 |
600 |
1000 |