Курс лекций по "Экологии транспорта"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:32, курс лекций

Описание работы

Транспорт является одним из важнейших элементов материально-технической базы и необходимым условием функционирования общественного производства. Широкое развитие транспорта, в первую очередь автомобильного, является следствием научно-технического прогресса и в определённой мере может быть характеристикой последнего.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ЭТ с.1-106.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

Наиболее часто используют показатель относительной агрессивности Аi2.

Величина приведенного выброса (удельного или абсолютного) вредного вещества определяется по формуле:

Мi = mi · Аi , усл. г/ч;

Еi = еi · Аi, усл. г/квт.ч;

Еi¢ = еi¢ · Аi, усл. г/кг топл.

Суммарные приведенные массы вредных  веществ определяются путем сложения приведенных выбросов отдельных компонентов:

Мå = åМi = åmi · Аi

Еå = åЕi = åеi · Аi

Еå¢ = åЕi¢ = åеi¢ · Аi

Следует иметь в виду, что так  как суммирование при расчетах по этим формулам ведется только для компонентов, полученных по анализу, то и сам суммарный показатель Мå, Еå и т.д. определенной степени необходимо четко оговаривать выбросы каких компонентов учитываются. Сравнивать показатели для разных автомобилей и ДВС необходимо только при суммировании приведенных выбросов одних и тех же компонентов.

Исследование приведенных выбросов позволяет не только оценить суммарную токсичность двигателя, но и определить вклад отдельных компонентов в суммарный выброс.

Так доля i-го компонента в общей токсичности ОГ равна:

 

При расчете абсолютного выброса  i-го компонента ОГ по формуле:

mi = Сi · VОГ.

Считается, что ДВС работал на постоянном режиме, т.е. концентрация компонента и расход ОГ оставались неизменными. Однако в реальных условиях эксплуатации двигатель работает на различных режимах от холостого хода до максимальной мощности. поэтому и выбросы при работе двигателя на разных режимах различны. Они зависят от двух основных факторов: времени работы на режиме и мощности двигателя на этом режиме.

Это затрудняет определение среднеэксплуатационных вредных выбросов. Поэтому приемлемые результаты могут быть получены толь при испытаниях автомобиля или двигателя на нескольких режимах (циклах), имитирующих реальные условия эксплуатации.

В этом случае вводится специальный  дополнительный параметр Кj, называемый весовым фактором, он представляет собой относительное время работы на режиме. Значения параметра Кj определяется условиями эксплуатации двигателя и могут быть получены из экспериментальных данных или взяты из литературных источников.

В каждом конкретном случае оговариваются  условия или условия получения весовых факторов.

 

Лекция № 6

Нормирование токсичных  выбросов транспортными средствами и их двигателями.

Нормирование – это законодательное ограничение выбросов вредных веществ путем введения специальных норм на выбросы токсичных веществ транспортными средствами или их двигателями.

Установленные с учетом реальной для  текущего времени экологической обстановки, технических достижений и экономических возможностей нормы вредных выбросов периодически изменяются.

Впервые нормирование вредных выбросов было применено в США, где в 1959 году в штате Калифорния был принят закон об ограничении содержания СО и СН в ОГ автомобильных двигателей. В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется законодательное нормирование вредных  выбросов с ОГ транспортных средств и их двигателей.

В странах Западной Европы нормы  выбросов устанавливаются в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. В 1987 году СССР принял обязательство применять правила ЕЭК, был введен ряд стандартов соответствующих европейским нормам. Однако с распадом СССР эти работы были временно прекращены. Поэтому сейчас в Украине действуют старые стандарты на выбросы, принятые до распада СССР. Они находятся на уровне устаревших европейских стандартов  80-х годов.

В Европе, США и Японии нормы ожесточаются в 1,5 – 2 раза каждые 5 –7 лет с учетом анализа технических, экономических, биологических, медицинских и др. Факторов.

Вхождение Украины в Европейское  Сообщество накладывает на нее определенные обязательства по принятию европейских нормативов. Работы в этом направлении ведутся, но стандартов еще нет.

Стандарты, ограничивающие выбросы, как  правило, состоят из двух частей:

– испытательной процедуры;

– нормативов предельно-допустимых выбросов.

Обе части зависят от типа и назначения двигателя.

Стандартные испытательные процедуры бывают двух типов:

  1. Испытания на холостом ходу двигателя;
  2. Испытания по специальной совокупности режимов (циклу режимов, ездовому циклу), имитирующих условия эксплуатации.

В табл. 6.1 приведен перечень нормативных документов на выбросы вредных веществ.

Условные обозначения:

N – непрозрачность ОГ;

К – показатель ослабления оптической плотности светового потока.

 

Таблица 6.1. Перечень нормативных документов по выбросам вредных веществ с ОГ ДВС.

 

Нормативный документ

Наименование

Виды испытаний

Нормируемые компоненты

1

ОСТ 37.001.070-75

ДВС бензино-вые грузовых автомобилей и автобусов. Вы-деление вред-ных веществ. Мавт >3,5т, число мест>12

Стендовые испытания на токсичность по 9-ти режимному циклу; г/квт.ч

СО = 95 (г/квт.ч.) СН+NOx = 20 (г/квт.ч.)

2

ОСТ 37.001.234-81 (Правило№49ЕЭК ООН)

Охрана приро-ды. Атмосфе-ра. Дизели автомобильныеВыбросы вред-ных веществ с ОГ. Нормы и методы изме-рений.

Стендовые испытания двигателя на токсичность по 13-ти режимному циклу; г/квт.ч.

СО = 9,5 СН = 3,4 NO= 18,35

3

ОСТ 37.001.054-86 (Правила №83-02 ЕЭК ООН. Директива №89/458ЕЭС, стандарт США(FR-40)

Автомобили и двигатели. Выбросы вред-ных веществ. Нор-мы и ме-тоды опреде-ления. (Европейский ездовой цикл)

Испытание автомобиля на стенде с бе-говыми бара-банами. Режи-мы ГЭЦ и х.х. Выбросы с картерными газами.

СО = 13,33 СН+NOx= 4,94

4

ГОСТ 17.2.2.03-87

Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения содержания СО иСН в ОГ авто.  с бенз. двиг-ми.

Минимальные оброты х.х. и повышенные оброты х.х.

СО – 1,5%/2% СН – 1200/600 СН – 3000/1000

1

2

3

4

5

5

ГОСТ 17.2.2.01-84

Дизели автомо-бильные. Дым-ность ОГ от объема и рас-хода ОГ.

Новые дизели. Внешняя ско-ростная хара-ктеристика и режим сво-бодного уско-рения.

N, К

6

ГОСТ    21393-75

Автомобили с дизелем. Дым-ность ОГ.

Контроль дымности ди-зелей в  эксплуатации. Режимы х.х. и свободного ускорения.

N – 15 max

N – 40 (х.х.)

К – св. Ускор-ения.

7

ГОСТ 17.2.2.02-86

Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения дышности ОГ тракторных и комбайновых дизелей.

Стендовые испытания на 6-ти частотах от nном до nМкр.max

N ,K

8

ГОСТ 17.2.2.05-86

Охрана приро-ды. Атмосфера. Нормы и мето-ды измерения выбросов вред-ных веществ с ОГ тракторных и комбайновых двигателей.

Стендовые испытания. 13-ти режимный цикл; г/квт.ч.

СО, СН, NOx

9

ГОСТ    24585-81

Дизели судо-вые, тепловоз-ные и промыш-ленные Выбро-сы вредных ве-ществ с ОГ.

Периодичес-киеиспыта-ния; г/квт.ч.

СО, NOx

1

2

3

4

5

10

ГОСТ    24028-80

Дизели судо-вые, тепловоз-ные и промыш-ленные. Дышность ОГ.

Контроль на заводах изго-товителях. Ре-жимы: нагру-зочная, винто-вая, эксплуа-тационная ха-рактеристики.

N, K


 

6.2. Нормирование токсичности ОГ двигателей автотранспортных средств.

Для автомобилей в странах ЕЭС  в качестве типов испытаний приняты: городской, скоростной, 9-ти и 13-ти ступенчатый циклы. Аналогичные стандарты существуют и на Украине.

Городской цикл характеризует езду автомобиля по городу, а скоростной по загородным высокоскоростным магистралям. Ездовые циклы включают в себя как установившиеся режимы работы двигателя (движение с постоянной скоростью и холостой ход), так и неустановившиеся (движение с ускорением и замедлением). На рис. 6.1 приведен ездовой испытательный цикл стран ЕЭС, который , согласно правилам №83-02 (Правила №83ЕЖ ООН – это И-ГЕЦ и еще директива №89/458 ЕЖ) состоит из четырех городских и одного скоростного циклов. Продолжительность одного городского цикла составляет 195 секунд, а скоростного 400 секунд. Общее время цикла – 1180 секунд. В качестве нормируемого показателя установлена средняя за время испытаний масса выброса на 1км пробега.

Нормы выбросов вредных веществ  автомобилями с полной массой до 3,5т представлены в табл. 6.2.

Таблица 6.2.

Контрольная масса, Мавт, кг

Норма, г/км

СО

СН + NOx

ТЧ (для дизелей)

О

С

О

С

О

С

1

< 1250

2,72

3,16

0,97

1,13

0,14

0,18

2

1250-1700

5,17

6,0

1,4

1,6

0,19

0,22

3

71700

6,9

8,0

1,7

2,0

0,25

0,29




 

Рис. 6.1. Ездовой испытательный цикл стран ЕЭС.

Особенности этих норм в том, что  они не зависят от типа двигателя, то есть нормативы одинаковы для дизелей и бензиновых ДВС. На холостом ходу Правила №83-02 ограничивают содержание в ОГ бензиновых ДВС на уровне 3,5%. Кроме этого ограничивается испарение топлива на уровне 2 г/км для бензиновых ДВС. По типу ездового цикла и нормативным документам этот стандарт приближен к стандартам США. Правила №83-02 предусматривает поэтапное ужесточение выбросов (табл. 6.3).

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.3.

Евро 1993

Бензин, г/км

Дизельное топливо, г/км

СО

2,72

2,72

СН + NOx

0,97

0,97

ТЧ

 

0,14

Испарения

2,0

 

Евро 1996

   

СО

2,2

1,0

СН + NOx

0,5

0,7

ТЧ

 

0,008

Испарения

2,0

 

Евро 2000

Бензин, г/км

Дизельное топливо, г/км

СО

1,0

0,5

СН

0,1

0,1

NOx

0,1

0,3

ТЧ

 

0,003

Испарения

2,0

 

Нормативные требования для автомобилей  с объемом двигателей более 1,4л не могут быть выполнены без применения системы нейтрализации ОГ. Так как нейтрализатор не допускает использование этилированных бензинов (предельно-допустимая концентрация свинца не должна превышать 0,015 мг/л бензина), то для стран и отдельных регионов до полного перехода на снабжение неэтилированными бензинами действуют старые требования Правил 15.04 ЕЖ ООН 1982 года. В табл. 6.4. Приведены нормативные требования Правил №15.

Нормы введены для подготовленных новых автомобилей и серийно  выпускаемых. Для серийных – нормы на 20% менее жестокие, т.к. учитывается разброс регулировок при массовом производстве.

Украина допускает прямое применение Правил ЕЭК ООН. Однако не отменены и действуют стандарты бывшего СССР. Это ОСТ 37.001.054-86 «Автомобили и двигатели. Выброс вредных веществ. Нормы и методы определения.» Испытания проводятся по европейскому ездовому циклу, без скоростного цикла. Нормы на выбросы по этому стандарту аналогичны нормам правил №15-04, но на 12% более жесткие.

Таблица 6.4. Нормативные требования Правил №15.

Контрольная

масса

автомобиля

Выброс токсичных вредных веществ, г/исп.

CO

СО + NOx

Подготовл.

Серийный

Подготовл.

Серийный

до 1020

58

70

19

23,8

1020 – 1250

67

80

20,5

25,6

1250 – 1470

76

91

22

27,5

1470 – 1700

84

101

23,5

29,4

1700 – 1930

93

112

25,5

33,1

1930 – 2150

101

121

26,5

33,1

>2150

110

133

28,0

35,0


 

С 1990 года введены новые нормы  на выбросы вредных веществ с  ОГ автомобилей массой до 3,5т идентичные правилам № ЕЖ-ООН, отдельно для автомобилей с системой нейтрализации (работа на неэтилированном бензине) и автомобилей без систем нейтрализации (на этилированном бензине). Эти требования ОСТ 37.001.054-86 приведены в табл. 6.5

Таблица 6.5. Требования ОСТ 37.001.054-86

Рабочий объем двигателя, л

Год введе-

ния

Выброс вредных веществ, г/исп

СО

СН + NOx

В т.ч. NOx

Подг.

Сер.

Подг.

Сер.

Подг.

Сер.

Автомобили без нейтрализаторов

до 1,4

1990

45

54

15

18

6

7,2

1,4 – 2

1991

45

54

17

20

6

7,2

> 2

1990

45

54

17

20

6

7,2

Автомобили с нейтрализаторами

1,4 –2

1991

30

36

8

9,6

   

> 2

1990

25

30

6,5

7,8

3,5

4,2


 

Такое разделение связано с тем, что доля неэтилированного бензина составляет 40 – 50% от общего выпуска бензинов. В табл. 6.5 приведено сравнение норм по ОСТ 37.001.054-86 и Правил №83-02.

Для определения содержания токсичных  веществ в ОГ автомобильных  двигателей в  эксплуатации  действует ГОСТ 17.2.2.03-87 «Нормы и методы измерения содержания СО и СН в ОГ автомобилей с бензиновыми двигателями». Стандарт распространяется на автомобили полной массой > 400 кг и Vmax > 50 содержание СО и СН при работе двигателя автомобиля на двух постоянных режимах холостого хода. Однако этот режим позволяет контролировать работу только системы холостого хода карбюратора.

Таблица 6.5. Сравнение норм по ОСТ 37.001.054-86 и Правил №83-02

Нормативный

документ

Год введения

Нормы выбросов, г/км (г/исп.)

Объем

испытаний

CO

СН + NOx

ТЧ

ОСТ 37.001.054-86

1990

3,33 (54)

4,94 (20)

 

4 городск. Цикла

Правила    №83-02

1994

3,16

1,13

0,18

4 городск. 1 скор.


 

Необходим для проверки регулировки  главной дозирующей системы.

При контрольных проверках автомобилей  в эксплуатации органами Госкомприроды, ГАИ допускается содержание СО при nmin до 3%.

Для определения содержания вредных  веществ в ОГ грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми и газовыми двигателями используется стандарт ОСТ 37.001.070-75 «Двигатели бензиновые грузовых автомобилей и автобусов. Выделение вредных веществ, Методы определения.» За основу взят аналогичный стандарт США.

Количество вредных веществ  определяют по работе двигателя по циклу, состоящему из 9-ти установившихся режимов, соответствующих разгону, замедлению, движению с Va = const при различной нагрузке, работе на самостоятельном и принудительном холостом ходу:

  • минимальной частоте холостого хода;
  • повышенной частоте холостого хода =0,6 nном

Нормы выбросов по этому стандарту  приведены в табл. 6.6.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.6.

Частота вращения,

об/мин

Предельно до-пустимое содер-

жание СО, %

Предельно допустимое содержание  СН млн –1

до 4-х цилиндров

> 4-х цилиндров

nmin

1,5 (3,5)

1200

3000

nпов

2,0

600

1000

Информация о работе Курс лекций по "Экологии транспорта"