Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:32, курс лекций
Транспорт является одним из важнейших элементов материально-технической базы и необходимым условием функционирования общественного производства. Широкое развитие транспорта, в первую очередь автомобильного, является следствием научно-технического прогресса и в определённой мере может быть характеристикой последнего.
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ ТРАНСПОРТА» часть 1
Лекция №1.
Транспорт является одним из важнейших
элементов материально-
Транспортные средства можно классифицировать следующим образом:
1 Наземный: автомобильный: грузовой, легковой.
2. Железнодорожный:
3. Промышленный: канатные дороги, конвейера.
4. Воздушный.
5. Водный: морской, речной.
6. Трубопроводный.
1.1. Тенденции развития транспорта.
Адаптация сложившейся в течение десятилетий транспортной системы к новым экономическим условиям происходит неоднозначно:
По объёму перевозок АТ занимает ведущее место. Автомобильный парк при этом с каждым годом увеличивается.
Увеличение мирового парка автомобилей | |||||
Парк автомобилей |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 (прогноз) |
Общий |
120 |
230 |
320 |
420 |
520 |
Легковые |
90 |
170 |
245 |
320 |
400 |
Грузовые |
27 |
12 |
62 |
82 |
102 |
Приведенные данные свидетельствуют, что за 20 лет количество легковых автомобилей увеличилось в 2,7 раза, грузовых – в 2,3 раза.
В странах СНГ, в том числе и в Украине АТ перевозит 80% всех грузов и 65% пассажиров. Однако при этом грузооборот АТ составляет лишь 7% общего грузооборота (в США – 30%, в Западной Европе – 60…70%). Такое неравномерное распределение перевозок грузов объясняется малыми расстояниями перевозок грузов автомобилями (16…20 км), что влияет на стоимость тонно-километра. С целью исключения этого недостатка происходит перераспределение перевозок грузов (до 200…600 км) с ж/д и речного на АТ, т.е. расширяются междугородные и международные перевозки. При этом грузы перевозятся на расстояние до 3000 км и более. Этому способствует и рост выпуска крупнотоннажных автомобилей и автопоездов грузоподъёмностью 25 и более тонн. Важным условием развития автомобильного транспорта являются дороги.
К основным преимуществам АТ следует отнести:
- высокую, по сравнению с другими видами транспорта маневренность, подвижность и сфера использования;
- возможность без существенных начальных затрат обеспечить перевозку грузов и пассажиров без дорог с твёрдым покрытием;
- высокая по сравнению с другими видами транспорта ( за исключением воздушного) скорость доставки грузов, особенно на короткие расстояния. На расстояние до 200 км груз доставляется в 12 раз быстрее, чем ж/д (в случае подвоза и вывоза грузов со станции на автомобилях), и в 5 раз быстрее, чем прямая перевозка железной дорогой.
Недостатками АТ являются:
- малая грузоподъёмность единицы подвижного состава, по сравнению с ж/д и водным транспортом и как следствие:
Парк частных легковых автомобилей в бывшем СССР вырос с 1325 тыс. шт. В 1970г. до 9720 тыс. шт. в 1990г.
За 60 – 90-е годы автомобильная промышленность бывшего СССР значительно увеличила выпуск автомобилей, одновременно изменилось соотношение между количеством легковых и грузовых автомобилей (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Год |
Выпуск автомобилей в бывшем СССР, % | ||
легковых |
Грузовых |
автобусов | |
1960 |
26,1 |
69,1 |
4,8 |
1970 |
37,6 |
59,2 |
3,2 |
1975 |
61 |
35,5 |
3,5 |
1980 |
61,2 |
35,7 |
3,1 |
1990 |
55 |
40 |
5,0 |
В табл. 1.3 и 1.4 представлены данные по автотранспорту Украины и прогноз развития его.
Таблица 1.3
Год |
Наличие автомобилей в Украине, тыс. шт. | ||
легковых |
Грузовых |
Автобусов | |
1985 |
2450 |
894,3 |
123,7 |
1990 |
3360 |
918,9 |
132,8 |
1995 |
4200 |
880 |
124,1 |
2000 (прогноз) |
6000 |
900 |
125,1 |
2005 (прогноз) |
9200 |
1000 |
125,2 |
2010 (прогноз) |
12000 |
1300 |
127 |
Таблица 1.4
Год |
Годовой выпуск автомобилей, тыс. шт. | ||
легковых |
Грузовых |
Автобусов | |
1990 |
155,6 |
27,7 |
12,6 |
1995 |
215 |
43,5 |
12,2 |
2000 |
885 |
200 |
15,9 |
2005 |
1200 |
276 |
20,7 |
2010 (прогноз) |
1500 |
350 |
26,3 |
Структура грузового автомобильного парка Украины представлена в табл. 1.5.
Тип |
Количество автомобилей по годам в % | |||||
автомобилей |
прогноз | |||||
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 | |
бензиновые |
85,1 |
77,4 |
65,0 |
40,0 |
30,0 | |
дизельные |
13,8 |
18,5 |
28,0 |
50,0 |
59,0 | |
на сжиженном пропан-бутане |
0,4 |
0,7 |
2,1 |
2,7 |
4,0 | |
на природном газе |
0,7 |
3,3 |
4,2 |
5,0 |
5,0 | |
газодизели |
– |
0,1 |
0,6 |
0,8 |
1,0 | |
другие виды топлива |
– |
– |
0,1 |
0,5 |
1,0 |
В Украине парк автомобилей по состоянию на 01.01.93 г. составлял 5311462 ед, в том числе:
- грузовых 1263624 – 23,79%;
- легковых 3908666 – 73,59%;
- автобусов 139172 – 2,62%.
На долю дизелей приходится 19,43% грузовых и специализированных автомобилей, 13,38% автобусов и только 0,47% легковых.
За год АТ потребляет в среднем 10 млн. т. бензина, 3 млн. т. дизельного топлива, 280 млн. м3 сжатого природного газа, 48 тыс. т. сжиженного пропан-бутана. При этом в атмосферу выбрасывается 4680 тыс. т. вредных веществ; в том числе СО – 3900 тыс. т., NOX – 350 тыс. т., твердых частиц – 40 тыс. т.; SOX – 30 тыс. т.
В западной Европе АТ выбрасывает в атмосферу 90 % СО; 84% NOX; 43 % СН, что составляет 70 млн. т./год при общей численности 160 млн. автомобилей.
В Украине выбросы АТ в 1992 году составили ~ 4 млн. т. или 39% общих выбросов при численности 5 млн. автомобилей. АТ выбрасывает в атмосферу более 40% СО; 46% СН и 30% NOX.
В ряде городов Украины выбросы АТ составляют больше половины всех загрязнений. Например, в Киеве и Виннице – это 77%; в Евпатории и Ужгороде – 91%; Ивано-Франковске, Симферополе, Луцке – 83%; Ялте, Полтаве – 88%, Львове – 79%. За год автотранспорт выбрасывает в атмосферу: в Киеве 200 тыс. т.; в Донецке 100 тыс. т.; в Луганске – 75 тыс. т.
Таблица 1.6.
Транспорт и окружающая среда.
Вид деятельности |
Доля в общем выбросе, % масс. |
Все виды транспорта |
50-60 |
Производство энергии |
10-15 |
Местное отопление |
10 |
Промышленные технологии и процессы горения |
15-20 |
Сжигание отходов |
5 |
Таблица 1.7. Распределение выбросов вредных веществ между различными видами транспорта на примере США приведено в таблице.
№ |
Выброс вредных веществ | ||||||||||
Вид |
СО |
СН |
NOX |
SOX |
Аэрозоли | ||||||
транспорта |
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
1 |
Автом. |
61,9 |
90 |
6,4 |
82 |
6,6 |
73 |
0,4 |
45 |
1,1 |
77 |
2 |
Ж/Д |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
2,7 |
0,7 |
7,7 |
0,1 |
11 |
0,1 |
7,1 |
3 |
Водн. |
1,5 |
2,2 |
0,5 |
6,4 |
0,2 |
2,3 |
0,3 |
33 |
0,3 |
– |
4 |
Возд. |
1,0 |
1,4 |
0,2 |
2,6 |
0,2 |
1,0 |
– |
– |
0,1 |
7,1 |
5 |
Проч. |
4,4 |
6 |
0,5 |
6,3 |
1,5 |
16 |
0,1 |
11 |
0,1 |
7,1 |
6 |
Всего |
69,1 |
100 |
7,8 |
100 |
9,1 |
100 |
0,9 |
100 |
1,7 |
100 |
Основное негативное влияние оказывает
транспорт на атмосферу. Причём данные
приведенные в табл.7ице
Транспорт требует значительных площадей под полосу отчуждения, причём автотранспорт занимает её значительно больше. В Украине длина ж/дорог составляет ~50 тыс. км, а автодорог с твёрдым покрытием – 162 тыс. км.
Значительные площади
Чтобы транспорт не угрожал человеку и природе необходимо разработать концепцию выбора наиболее рациональной схемы перспективной транспортной сети, которая включала бы все виды транспорта, полностью обеспечивала необходимые перевозки и одновременно требовала наименьших затрат, имела минимальное негативное влияние на окружающую среду.
Транспорт является комплексным источником загрязнения окружающей среды, загрязняя атмосферу вредными составляющими ОГ, гидросферу и литосферу.
В начале 90-х для промышленности использовалось 37% пресной воды, на хоз. нужды – 8%. Остальная вода шла на сельское хозяйство. Наибольшее использование пресной воды приходится на авто- и ж/д транспорт. Транспортные предприятия и средства до последнего времени сбрасывают в канализацию или непосредственно в водоёмы загрязнённую воду.
В воду попадают масло, топливо, сернистые соединения, свинец и его окислы. Гидросфера загрязняется поверхностными стоками с территорий автопредприятий, депо, станций, портов, АЗС, АРЗ, судов. В стоках содержатся преимущественно нефтепродукты, ПАВ, фенолы, кислоты, соли металлов и т. д. Огромное негативное последствие на воду оказывает нефтяная плёнка.
Увеличение численности и
Всё это происходит на фоне следующего:
Мы привыкли жить в окружении автомобилей, пользоваться их услугами и только в последнее время стали всерьёз задумываться над тем, что автомобилизация имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.