Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:32, курс лекций
Транспорт является одним из важнейших элементов материально-технической базы и необходимым условием функционирования общественного производства. Широкое развитие транспорта, в первую очередь автомобильного, является следствием научно-технического прогресса и в определённой мере может быть характеристикой последнего.
Механизм воздействия АТ на ОС имеет ряд специфических особенностей по сравнению с другими отраслями промышленности.
К таким особенностям относятся:
Сочетание этих факторов в определённых условиях приводит по отдельным параметрам к доминирующему воздействию АТ на ОС.
1.2. Отрицательные последствия автомобилизации
АТ по объёму перевозок и по транспортной работе занимает ведущее место.
Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится 5 автомобилей, то в крупных городах плотность – 200-300 автомобилей. Сейчас в мире ~ 400 млн. шт. к концу ХХ века будет 700-800 млн. автомобилей.
Однако при таком значительном увеличении масштабов и росте темпов автомобилизации возникает ряд серьёзных проблем:
Рис. 1. Основные фрагменты классификации взаимосвязей АТ и ОС.
Сейчас большую актуальность приобретает задача рационального использования природных ресурсов, особенно энергетических.
Транспорт является мощным потребителем энергии.
На автотранспорте в Европе расходуется ~ 30% нефтепродуктов; в США – 50%.
На АТ самые высокие удельные затраты топлива на единицу транспортной работы среди всех видов транспорта.
Конструкция автомобилей сказывается не только на его эксплуатационных свойствах, но и на количестве материалов, необходимых для их изготовления и изъятых из природы.
На производство автомобилей в США расходуется 20% стали, 7% меди, 13% никеля, 35% цинка, 50% свинца и каучука.
Степень и опасность воздействия АТ на ОС различны для городов и загородных территорий.
Для городов это воздействие проявляется в следующем:
На загородных территориях:
На Украине в городах
развитие городского транспорта вызывает рост размеров городов и увеличение транспортной подвижности населения. Это ведёт к дальнейшему росту транспортного парка.
В городах транспортные коммуникации занимают 30-40%, а в некоторых случаях и до 50% площади.
Центральные части городов отличаются высокой плотностью улично-дорожной сети, обеспечивающей удобство подъезда к жилью и другим местам тяготения, возможность рассредоточения транспортных и пешеходных потоков, разветвлённую сеть маршрутов пассажирского транспорта. Однако, чем выше плотность улично-дорожной сети, тем чаще пересечение транспортных и пешеходных потоков. Необходимость их рассредоточения приводит к задержкам транспортных средств, образованию пробок и снижению скоростей движения. Это определяет более высокую экологическую опасность дорожного движения в городах, что приводит в первую очередь к повышенному потреблению энергии, загрязняя атмосферу вредными веществами ОГ, транспортному шуму и т. д.
Неблагоприятное положение усугубляется тем, что загрязнение ОС АТ невозможно локализовать, его воздействию население подвергается даже в зоне жилой застройки. Опросы показывают, что главными недостатками жилых районов городов являются загрязнённость атмосферы и транспортный шум.
Лекция №2.
Жизненный цикл АТС. Механизмы образования загрязняющих веществ в цикле и их распространение в ОС
Автотранспортные средства загрязняют ОС, прежде всего атмосферный воздух (АВ), не только при выполнении транспортной работы, но и при прогреве двигателей перед выездом, маневрированием по территории стоянок, зон обслуживания и ремонта, при регулировочно-обкаточных работах.
Помимо этого загрязнение ОС газообразными, жидкими и твёрдыми веществами в жизненном цикле АТС происходит при:
При реализации жизненного цикла АТС основными источниками загрязнения ОС являются:
С целью локализации негативных воздействий этих процессов на ОС используют соответствующие методы защиты: улавливание, фильтрацию, нейтрализацию, восстановление и т. д., в основе которых лежат различные физико-химические процессы.
Рис. 2.1. Схема взаимосвязей явлений при загрязнении ОС АТ в жизненном цикле.
Уровень негативного воздействия АТК на ОС зависит от вида, мощности и интенсивности функционирования источника загрязнения; уровня загрязнения, определяемого условиями распространения вредных веществ в ОС, а также эффекта воздействия на элементы биосферы.
Выделяемые в жизненном цикле автотранспортной ЭУ (АТЭУ) вредные вещества (далее ВВ), попадая в ОС, распространяются в ней разными путями, которые можно разделить на несколько групп.
I группа – твёрдые частицы, особенно крупных размеров, под воздействием сил гравитации оседают на подстилающие поверхности в пределах ограниченных зон и дальнейшего участия в атмосферных процессах не принимают. К ним можно отнести: золу, пыль, оксиды свинца, сварочный аэрозоль и пр.
II группа – газообразные, действующие на локальных площадях в пределах отдельных регионов – это СО, неметановые углеводороды, NO, NO2, SO2, SO3. Попадая в атмосферу, они претерпевают в ней физико-химические изменения, являются причиной фотохимического смога и кислотных дождей.
III группа – газообразные, действующие на глобальном уровне и оказывающие влияние на климат планеты путём изменения теплового баланса в приземном слое атмосферы, разрушая озоновый слой. К ним относятся: СО2, СН4, N2O; хлорфторуглероды.
В последнее время 3-ей группе и прежде всего СО2 уделяется большое внимание. Это связано с массовым использованием окислительных и восстановительных систем нейтрализации отработавших и дымовых газов, фильтрации и применением топлив улучшенного состава. В результате проблемы загрязнения ОС такими веществами как СО, СН, SOX, ТЧ теряют былую остроту, ибо их концентрации в ОГ и других отходящих газах снижены до уровней, определяемых нормативами на выбросы.
Иная ситуация на Украине, где использование нейтрализации ОГ ограничивается только парком зарубежных и реэкспортируемых АТС, отсутствует материально-техническая база контроля выбросов ОГ и нормативно-правовая база.
2.1. Автомобильная энергоустановка как источник загрязнения ОС.
Токсичные вещества, образующиеся в АТЭУ и их влияние на ОС. Преобразование химической энергии топлива в механическую работу, осуществляемое в АТЭУ в результате процессов приготовления ТВС необходимого состава. Горения в КС двигателях, сопровождается образованием и выбросом в атмосферу вредных веществ. Кроме тог, в поршневых ДВС источником загрязнения ОС являются картерные газы и испарения топлива.
Современные автомобильные двигатели используют углеводородные топлива: бензин, дизельное, газообразное (сжатый ПГ, сжиженный пропан-бутан)
Теоретически при
Однако в действительности из-за
неполноты сгорания, побочных реакций,
протекающих в цилиндрах
Удельное выделение ВВ зависит также от мастерства водителя, характеристики дороги, организации дорожного движения и т. д.
Однако определяющими
На АТ применяют два типа двигателей:
Для первого типа ДВС топливом служат: бензин, сжатый ПГ, сжиженный пропан-бутановый газ.
В ДВС второго типа используются дизельное топливо или смесь дизельного топлива и сжатого ПГ.
Распределение ДВС I и II типа между видами транспорта, т. е. использованием на отдельных видах транспорта следующее:
Из всего объема компонентов, которых более 200, входящих в состав ОГ, следует выделить основные, представляющие наибольшую опасность для О.С. и человека:
В количественном отношении выброс их с ОГ в зависимости от типа двигателя, или вида применяемого топлива следующий (табл.2.1).
Таблица 2.1.
Компоненты ОГ |
Тип двигателя ( вид топлива ) | |
ДВС с искровым зажиганием (бензиновые) |
ДВС с воспламенением от сжатия (дизельные) | |
азот |
74 ... 77 % об |
76 ... 78 % |
кислород |
0,2 ... 8 % |
2 ... 18 % |
Н2О ( пары ) |
3 ... 13 % |
0,5 ...10 % |
СО2 |
5 ... 12 % |
1 ... 10 % |
СО |
0,1 ... 10 % |
0,01 ... 0,5 % |
NOX |
0,001 ... 0,5 % |
0,05 ... 1,8 % |
SCH |
0,2 ... 3,0 мг/м3 |
0,01 ... 0,5 мг/м3 |
сажа, ТЧ |
0,0 ... 100 мг/м3 |
0 ... 20000 мг/м3 |
ПАУ |
0 ... 25 мкг/м3 |
0 ... 10 мкг/м3 |
РbОХ |
0 ... 60 |
- |
альдегиды |
0 ... 0,2 мг/м3 |
0 ... 0,05 мг/м3 |
Sox |
0 ... 0,003 мг/м3 |
0 ... 0,015 мг/м3 |
Таблица 2.2. Удельные выбросы ВВ с ОГ ДВС, г/кг топлива.
Компонент ОГ |
Вид топлива | |
бензин |
Дизельное | |
СО |
369 |
22,6 |
NOX |
21 |
40,9 |
СН |
30 |
10,5 |
ТЧ |
1,5 |
7,6 |
SOX |
1,5 |
5,6 |
Таблица 2.3. Распределение основных ТВ по источникам, %
Тип двигателя |
ОГ |
Картерные газы |
Топл. испарения | ||||||
CO |
CH |
NOX |
CO |
CH |
NOX |
CO |
CH |
NOX | |
бензиновый. |
95 |
55 |
98 |
5 |
5 |
2 |
0 |
40 |
0 |
дизельный |
98 |
90 |
98 |
2 |
2 |
2 |
0 |
8 |
0 |