Автор: Санникова Мария, 22 Ноября 2010 в 13:22, реферат
Введение.
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.
В этой связи, весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях. В предлагаемой работе сделана попытка такого разговора
Введение.
Проблема
защиты экологии встала перед
человечеством сравнительно
В этой
связи, весьма актуальным становится экономический
аспект проблемы. В самом деле, благие
призывы - “не сорить”, в обязательном
порядке должны быть подкреплены
комплексом экономических и других
мер воздействия на тех, кто эти
призывы игнорирует. Об охране экологии,
в век бизнеса, нельзя говорить иначе,
как в экономических
1.Контроль
за состоянием окружающей
среды.
Для обеспечения
объективной информацией
Экологический мониторинг может быть
задействован на следующих этапах экологической
политики:
1) Оценка
стратегии с целью проверки
возможности возникновения
2) Деятельность
по уменьшению загрязнения
- краткосрочный
мониторинг при
- мониторинг
соблюдения стандартов
- мониторинг
при комплексной оценке
3) Выявление
новых проблем и создание
Распределение
ролей в экологическом
Частные
агентства и Фирмы также
2.
Экономическое регулирование
охраны
окружающей среды.
Многие специалисты,
в том числе и юристы, в развитых странах
считают экологические проблемы по сути
проблемами экономическими. Такая позиция
согласуется с тем, что в настоящее время
во многих странах наблюдается ослабление
административного регулирования экономики.
Экономические методы регулирования адресны,
однозначно определяют требования к управляемому
объекту, однако в отличие от административных
команд учитывают, что объекты управления
сознательно ставят перед собой цели и
столь же сознательно стремятся к их достижению.
Такая целевая установка - важная отличительная
особенность управления в социальных
и экономических системах. Поэтому сущность
экономических методов состоит в организации
деятельности управляемых объектов путем
создания преимуществ в потреблении. Этим
управление экономическими методами отличается
от стимулирования, которое предусматривает
поощрение и санкции неэкономического
характера.
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
-платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
- компенсационные
платежи за выбытие природных
ресурсов из целевого
- платежи
или налоги за выбросы
- дополнительный
налог с прибыли предприятий,
выпускающих экологически
Эмиссионный налог
и платежи.
Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход экономически не обоснован, так, как любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.
В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.
Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.
Налоговая система имеет два главных преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.
Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.
Во-вторых,
налоговая система может
В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработки вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.
Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень.
Применяя
для осуществления
1) недоучет
некоторых загрязняющих
2 ) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;
3) для
каждого вида загрязнений
4) эмиссионный
налог не применим к
5) налог
неэффективен для принятия
6) побудительный
эффект налогов может
Первые
три проблемы не носят принципиального
характера и по всей видимости, могут
быть решены технически. Остальные пункты
в известной степени ограничивают сферу
воздействия эмиссионного налога загрязнениями
воздуха и вод.
Налоги и платежи за ресурсы.
Налоги
на использование ресурсов применяются
для ограничения спроса, когда
нет необходимости установления
максимума совокупного
Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, чтобы избежать экономических срывов.
Залоги и облигации.
В некоторых
странах Запада применяется схема
залогов - возмещений. Согласно этой схеме
залог взимается с экологически
грязных и нежелательных
Экологические цели могут быть достигнуты
и посредством совместного несения расходов
фирмами. Примером тому могут служить
водные ассоциации в районе Рура в Германии.
В этих ассоциациях членство обязательно
для каждого загрязнителя.
Экологические фонды.
Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.
Местные экологические фонды складываются из следующих средств:
- эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);
- налоги и платежи за ресурсы;
- залоги-возмещения и облигации пользования;
- средства,
изысканные в возмещение
Информация о работе Экономические методы регулирования охраны природы