Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:23, реферат
Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов государственной власти РК, субъектов РК и органов местного самоуправления.
1. Дотации и субвенции из государственного бюджета
2. Экономические методы государственного регулирования
Казахский
экономический университет
им. Т.Рыскулова
СРСП№3
1. Дотации и субвенции из государственного бюджета
2. Экономические
методы государственного
регулирования
Выполнил:
Студент 1 курса Финансы
Крюков
Александр
Алматы 2011
1. Дотации и субвенции из государственного бюджета
Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета
— денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д.
По юридическим
формам доходы различных элементов
бюджетной системы можно
Неналоговые поступления
складываются из доходов от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Кроме того, источники
доходов бюджета можно
Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на собственные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Собственные (закрепленные) доходы — это такие поступления, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты.
Такой способ распределения
доходов между бюджетами
Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым в целях сбалансированности доходов и расходов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Зачем нужны
регулирующие доходы? Дело в том, что
социально-экономическое
Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит при утверждении указанными органами бюджетов в форме определения нормативов отчисления от этих доходов.
Кроме того, бюджетное регулирование возможно и в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на три года).
Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т.е. ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция — это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РК или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, представляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РК отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная
классификация расходов федерального
бюджета является группировкой расходов
федерального бюджета и отражает
распределение бюджетных
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.
К текущим относятся расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РК.
Капитальные расходы бюджетов — это ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических программ и т. п.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением и имеется во многих высокоразвитых капиталистических странах.
В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как, будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования иных кредитных ресурсов, в том числе бюджетных ссуд. Средства, полученные от физических и юридических лиц, иностранных государств и международных организаций, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется бессмысленным.
В том случае,
если происходит превышение предельного
уровня дефицита или значительное снижение
поступлений доходных источников бюджета,
вводится механизм секвестра расходов.
Его суть заключается в пропорциональном
снижении государственных расходов (на
5, 10, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям
бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося
времени текущего финансового года.
Решения органов
исполнительной власти, влияющие на уменьшение
доходной части бюджета, подлежат утверждению
соответствующим
2. Экономические методы государственного регулирования
Методы государственного регулирования:
Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.
Прямое воздействие предполагает использование административных методов.
Косвенное — только экономических методов.
Особенности административных методов:
они не связаны с созданием доп материальных стимулов для их реализации
базируются на силе и авторитете государственной власти
включают меры запрета, разрешения и принуждения
предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности.
Экономические методы:
государственное, экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике и в его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.
Государственное
экономическое
Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д.
бюджетно-налоговое регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.
Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма.
Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов.
ДКП. Она осуществляется
Центробанком и должна быть направлена
на обеспечение устойчивого
В процессе реализации ДКП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.
К методам прямого воздействия относятся:
Целевое кредитование,
которое выражается в существовании
системы кредитно- финансовых учреждений,
осуществляющих кредитование той или
иной отрасли по более льготным ставкам.
Установление
«кредитных потолков» — ограничение
объемов кредитов тех или иных
видов, что позволяет сдерживать
чрезмерную кредитную активность в
отдельных сферах хозяйственной
деятельности.
Информация о работе Экономические методы государственного регулирования