Охрана природы и школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Поколение, которое сейчас ходит в школу, к 2030 году займет в обществе ключевые позиции. Именно тогда, по оценкам экспертов, обострятся все проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. И именно этому поколению придется распутывать чрезвычайно сложный клубок проблем. К этому нужно быть готовым и психологически, и интеллектуально. В обеспечении такой готовности собственно и состоят главные цели того, что мы не совсем правильно называем «экологическим образованием». Мы вступаем в эпоху, когда все сколько-нибудь серьезные проблемы, стоящие перед человечеством, будут носить комплексный характер и их решение потребует совместной работы специалистов самого разного профиля. Когда загрязняющие вещества попадают в природу, что-либо изменить уже трудно. Поэтому нужно сделать как-то так, чтобы эти вещества попадали в природу в возможно меньшем количестве. А это окажется возможным лишь тогда, когда широкая общественность будет понимать, какие производства что в окружающую среду выбрасывают.

Работа содержит 1 файл

Oхрана природы и школа1.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Oхрана природы и школа

Введение

     Поколение, которое сейчас ходит в школу, к 2030 году займет в обществе ключевые позиции. Именно тогда, по оценкам экспертов, обострятся все проблемы, связанные  с состоянием окружающей среды. И  именно этому поколению придется распутывать чрезвычайно сложный клубок проблем. К этому нужно быть готовым и психологически, и интеллектуально. В обеспечении такой готовности собственно и состоят главные цели того, что мы не совсем правильно называем «экологическим образованием».      Мы вступаем в эпоху, когда все сколько-нибудь серьезные проблемы, стоящие перед человечеством, будут носить комплексный характер и их решение потребует совместной работы специалистов самого разного профиля. Когда загрязняющие вещества попадают в природу, что-либо изменить уже трудно. Поэтому нужно сделать как-то так, чтобы эти вещества попадали в природу в возможно меньшем количестве. А это окажется возможным лишь тогда, когда широкая общественность будет понимать, какие производства что в окружающую среду выбрасывают.   В экологическом образовании участвуют государственные общеобразовательные учреждения и общественные формирования детей и молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию детей и молодежи носит общественно-инициативный характер, о чем свидетельствует развернувшееся в 90-е годы экологическое движение детей и молодежи.

1. Основные положения  природоохранного  образования

А) Цель природоохранного образования

     Основной  целью природоохранного образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания. Для этого необходимо:      - довести до сознания молодежи мысль о том, что в природе муществует теснейшая связь предметов и явлений и любое вмешательство в природу может вызвать как позитивные, так и негативные последствия, а поэтому оно всегда должно быть продуманным     -показать учащимся многообразное значение природы в жизни человека, что она – единственный источник материальных благ для общества       - воспитать у них бережное отношение к природе       - дать целостное представление о научных основах рационального использования и умножения природных ресурсов          - привить навыки практического участия в посильных природоохранных мероприятиях Для достижения указанных целей, помимо словесных и наглядных средств, необходимо: широко использовать общение учащихся с природой на экскурсиях, в процессе краеведческой работы,  в туристических походах, пионерских лагерях и т.д., а также участие в посильных природоохранительных мероприятиях.       Направления:            - формирование умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа на пришкольных и садовых участках, озеленение территорий, создание живых уголков, школьных лесничеств, "зеленых" патрулей, кружков и станций юннатов);   - обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);   - участие в детском экологическом движении;       - внедрение многопредметного варианта изучения основ экологии в школах области. Следовательно, главная ценность экологического образования как составной части естественно-научного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

Б) Понимание природы как единого целого и диалектическая взаимосвязь природы и общества

     Понимание природы как единого целого и диалектическая взаимосвязь природы и общества – крайне важное положение: оно составляет естественноисторическую основу природоохранительного просвещения. Природа – не простая сумма составляющих её компонентов, а единая общепланетарная  система биосферы, в которой все компоненты тесно связаны между собой.    Тесное взаимодействие всех компонентов биосферы в глобальном масштабе, осуществляемое благодаря круговороту веществ и потока энергии, постоянно поддерживает самовосстановительные процессы. Последние обеспечивают относительное равновесие и нормальные биофизические условия жизни на Земле для всех живых существ. С появлением человека,  вооружившегося орудиями труда, возникло взаимодействие природы и общества, ставшее к настоящему времени решающим условием дальнейшего развития биосферы и одним из важных факторов развития общества. Современное воздействие человека на природу столь велико, что без понимания биосферы как единого целого человек не может использовать природу, не нарушая при этом в ней равновесия и нормальные биофизических условий жизни.            Конечная цель природоохранительной деятельности -  борьба за сохранение для человека нормальных биофизических условий жизни в природной среде. Для достижения этой цели деятельность человека должна строиться на знании существующих в природе взаимосвязей. Если человек в своей преобразующей  деятельности еще не до конца познал законы природы или не считается с ними, это неизбежно ведет к большим нарушениям в природе и нередко опасным для людей последствиям.            Знание законов дает возможность управлять природными взаимосвязями и прогнозировать последствия воздействия человека на природу.     Таким образом, целостное  понимание природы школьником заключается в осознании жизненной необходимости гармоничного сочетания интересов общества с законами биосферы. Это необходимое условие рационального использования природы в целях повышения жизненного уровня и здоровья трудящихся.   Сравнительно-исторический подход к изучению взаимодействия природы и общества дает возможность показать динамичность этой взаимосвязи, что в свою очередь, позволяет укрепить в сознании учащихся всеобщность законов развития, движения, присущих природе и обществу.        Говоря о понимании природы как единого целого, нельзя не отметить, что в содержании школьного образования преобразующая деятельность человека в природе должна раскрываться как с положительной, так и противоречивым характером воздействия человека на  природу. Необходимо в школе так подбирать материал, чтобы он отражал двойственный характер антропогенного воздействия на природу – положительный и отрицательный. Диалектически отработанное содержание учебного материала должно подводить учащихся к главному выводу: развитие деятельности человека должно идти в строгом соответствии с законами природы.     Очень важно добиться осознания учащимися социально-классовой сущности отношений общества и личности к природе.       В процессе природоохранительного просвещения важно иметь в виду нравственно-эстетическое воздействие природы на человека.

2. Классная работа

А) охрана природы в  школьных дисциплинах

     Педагогическая  мысль высоко оценивает роль природы  в формировании личности. Методологической основой формирования экологической  культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии.      Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане, как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни. Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Основной дисциплиной, формирующей экологическую направленность личности, была и остается биология.  
Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Органическое включение экологического аспекта в общее образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и особенно к природе. В данном случае необходимо привлечение предметов, выходящих за рамки биологического знания. Каждая из школьных дисциплин рассматривает те вопросы охраны природы, которые вытекают из её содержания и специфики.  (КНИГА      Биологические дисциплины показывают естественнонаучный  аспект охраны природы. Они знакомят учащихся с состоянием отдельных природных ресурсов (растительности, животного мира, почвы) и их охраной, раскрывают понятия о существующих в природе взаимосвязях и взаимодействии между организмами и средой, между компонентами биосферы, между природой и обществом.             В курсе физической и экономической географии даются естественнонаучный и экономический аспекты охраны природы. Помимо знакомства с охраной некоторых природных ресурсов (атмосферы, вод, недр), здесь углубляются понятия о развитии и взаимосвязях природных комплексов, подчеркивается планомерное использование природных богатств в нашей стране. КНИГА)            В курсах химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно допустимые границы, необходимые для нормального функционирования живых систем, а так же раскрываются научные основы создания безвредной для окружающей среды технологии современного производства.           В курсе обществоведения необходимо обобщить знания о научных основах охраны природы, показать закономерные взаимосвязи природы и общества в зависимости от определенных классовых структур последнего. В этом курсе следует углубить юридические и нравственно-этические понятия о гражданской ответственности каждого человека за судьбу природной среды.            При изучении истории крайне полезно показать состояние охраны природы. Важно осветить зарождение развитие движения в области охраны природы.     В курсе литературы при анализе произведений нужно акцентировать внимание на нравственные аспекты общения человека с природой. КНИГА)     Воспитанию любви к природе и её охране должны способствовать уроки рисования, музыки, пения.           Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы. Трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным воздействиям на среду, улучшает ее. Практические занятия на пришкольном участке, привязанные к конкретным опытам по ботанике, дают, тем не менее, возможность обратить внимание ребенка на проблемы формирования агроценозов – и, далее, на глобальные экологические проблемы.     Однако именно в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на них. Курсы изучения биологических дисциплин следует выстраивать так, чтобы экологическая составляющая являлась обобщением не только уже полученных биологических знаний, но и междисциплинарным обобщением.    Содержание природоохранительного просвещения в школьных дисциплинах должно быть подчинено единому принципу.          С охраной отдельных природных ресурсов учащиеся знакомятся в разных школьных дисциплинах: в ботанике – с охраной растительности, в зоологии – с охраной животных, в географии, химии – с охраной атмосферы, вод, недр и т.д.(КНИГА) 
 
Б) факультативные курсы охраны природы

     Факультативные курсы охраны природы – эта форма классной работы по природоохранному просвещению за последнее время интенсивно внедряется в практику работы школы. Она, в отличие от классной работы охватывает далеко не всех учащихся, но тем не менее имеет большое значение, так как дает углубленную систематическую подготовку по охране природы наиболее интересующимся этой проблемой школьникам.      В школах этот факультативный курс изучается в разных классах, но, как правило, приурочен к двум возрастным группам: 7-8 классы и 9-10 классы. В курс рассматриваются довольно сложные вопросы, например, такие как теоретические основы охраны природы, понимание которых требует определенного уровня знаний.

В большинстве школ курс рассчитан на один, в некоторых – на два года. Такой факультативный курс может быть двух типов: полностью посвящен вопросам охраны природы или же представлять собой углубленное изучение какого-то учебного предмета с достаточно выраженными элементами охраны природы. Программа факультативного курса должна быть скоординирована с программами школьных предметов и изучение вопросов курса базировалось бы на уже пройденном материале. (КНИГА)        Наряду с теоретическими занятиями значительное место необходимо отводить  экскурсиям на природу, практическим работам по охране местной природы, а также привитию учащимся навыков самостоятельного исследования в этом направлении.     Разумеется, необходима тщательная разработка плана подобных мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Так, если выставки и конкурсы будут более интересны для младших школьников, у старших, куда больший интерес вызовет научно-практическая деятельность.            Кроме того, так как воспитание экологического сознания является важной составляющей социализации ребенка, нельзя исключать такой фактор социализации как индивидуальный контакт школьника с преподавателем и родителями. Поэтому представляется весьма актуальной разработка экологических программ, в которых, кроме школьников, участвовали бы и их родители. В качестве примера «упражнений», направленных на индивидуальное, личностное восприятие ребенком природы и природных объектов можно привести экологические игры, предложенные Джозефом Корнеллом в его книге «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми». Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. - М., 2003. С.75 

3. Внеклассная работа

     О проблемах охраны окружающей среды  и путях их решения как в нашей стране, так и на международном уровне сейчас можно узнать многое.  Школьники  получают знания на уроках, из учебников, научно-популярной литературы, по радио и телевидению. Но и нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности ребят.    Направления природоохранной работы могут быть разнообразны. Наибольшее распространение среди   школьной  молодежи получили такие виды трудовых дел: озеленение населенных пунктов и внутреннее озеленение школы; лесовосстановление и охрана леса;  борьба   с   эрозией   почв; охрана водоемов и рыбных запасов; охрана и привлечение птиц и зверей, полезных насекомых; охрана редких и исчезающих растений; охрана памятников природы. 
Формы работы могут быть разными:  отряды  зеленых патрулей,  школьные  лесничества,  отряды   по   борьбе   с   эрозией   почв,  отряды  голубых патрулей, лагеря труда и отдыха, натуралистические кружки и клубы юных друзей природы, экспедиции и походы, отряды по благоустройству. В последнее время появляются новые объединения, например отряды юных экологов, друзей природы и др. (КНИГА)        Цели  внеклассной работы вытекают из общих целей школьной программы – создать средствами предмета условия для того, чтобы школьники умели вести себя в природной и социальной среде, были готовы к непрерывному образованию, имели склонность к самопроявлению и самовыражению своей личности. Целью внеклассной работы является так же и организация общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках  знания и умения в практической деятельности, что в будущем даёт им возможность лучше адаптироваться в окружающей среде.       Внеклассные занятия проводятся не только в кабинете, но и в музеях, парке, предприятиях. Используются разные методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, полевые исследования и т. п.). Чаще, чем на уроках, используются индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр. Заметно при этом возрастает самостоятельность учащихся. Появляется возможность внедрения в жизнь, некоторых результатов их исследовательской деятельности.      В содержании внеклассной работы выделяю несколько направлений (научно-познавательное, историко-географическое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристко-краеведческое), а содержание внеклассной работы определяет её формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, учитывается возраст школьников, их интересы, уровень подготовки, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов), социальную обстановку в районе школы, материальную базу школьной библиотек и другие условия.          НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников. К таким вопросам относятся гипотезы и теории происхождения нашей планеты, теорию литосферных плит, причины проявления вулканизма и землетрясений, происхождение человека, стихийные природные явления, прогнозы развития природы Земли под влиянием хозяйственной деятельности человека и многие другие вопросы.          ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Это направление особенно привлекает школьников, даёт возможность воспитывать любовь к природе, родному краю. Туристско-краеведческую работу связывают с изучением географических объектов непосредственно в природе, на производстве, а также в ходе посещения музеев, выставок, находящихся на маршруте похода или экспедиции. Это направление работы ценно тем, что позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, научить вести полевой дневник, съемку местности, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явлений природы.      ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связывают с повышением экологических знаний учащихся, с вооружением их навыками грамотного использования природных ресурсов, с воспитанием высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.  В соответствии с указанными направлениями сложились и организационные формы внеклассной работы: кружки ботаников, зоологов, лесоводов, краеведов, школьные лесничества, отряды «зеленых» и «голубых патрулей», по борьбе с эрозией почвы, клубы друзей природы и др.

А) Кружки

     Школьные  кружки имеют большое значение в  природоохранном просвещении, если их работе придана соответствующая направленность. Изучая животных, члены кружка зоологов одновременно занимаются и вопросами их охраны. Кружки лесоводов и ботаников параллельно с изучением леса и растительности местного края принимают участие в практических мероприятиях по лесонасаждению, озеленению населенных пунктов, охране редких видов растений и т.п.   Например, целью программы кружка «Юный натуралист»  является расширение и углубление школьных знаний по биологии, воспитание у кружковцев убежденности в необходимости охраны природы и ее изучении, формирование экологического понятия о целостности природных комплексов. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические занятия, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями животных и растений, составление отчетов, подготовка докладов, организация и проведение экологических практикумов и экспедиций. Программа предусматривает формирование у учащихся знаний об охране природы, о взаимосвязи организма с окружающей средой. При изучении животных и растений кружковцы узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов. Знакомятся с их внешним видом и физиологическими особенностями, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением в жизни человека. Полевые экскурсии предполагают ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы – рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах. В программу второго года обучения включены комплексные походы по нашему краю, требующие специальной туристской подготовки. Проведение экологических практикумов, экскурсий и экспедиций дает возможность в конкретных условиях наблюдать результаты воздействия антропогенных факторов на природу и обеспечивает установление связей между изучаемым теоретическим материалом и местными проблемами охраны природы. Данные формы работы стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют развитию исследовательских навыков. Участвуя в экологических походах и экскурсиях, кружковцы получают туристские навыки и учатся правилам поведения в природе. 
Результатом работы кружков являются знания о животном и растительном мире, экологических особенностях родного края, овладение навыками полевых наблюдений и исследований, овладение нормами правильного поведения в природной среде. Природоохранительная направленность работы кружков повышает их воспитательную и познавательную ценность. Изучая природу, учащиеся видят конкретное приложение результатов этого изучения  природоохранительной практике. (КНИГА)

Информация о работе Охрана природы и школа