Экономические методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:20, реферат

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений во всех сферах российской экономики маркетинг следует рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внутренней среды организации. Рассмотрим его роль как метода управления в некоммерческих организациях на примере образовательной организации. Для образовательных организаций это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий образования посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между образовательным учреждением и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой.

Работа содержит 1 файл

эк методы - менеджмент.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Менеджмент»

на  тему «Экономические методы » 

 

1. Маркетинг как  метод управления 

     В условиях формирования рыночных отношений  во всех сферах российской экономики  маркетинг следует рассматривать  в качестве метода регулирования  взаимоотношений внутренней среды организации. Рассмотрим его роль как метода управления в некоммерческих организациях на примере образовательной организации. Для образовательных организаций это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий образования посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между образовательным учреждением и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой. Именно на этом основании маркетинг, являющийся самостоятельной научной дисциплиной, следует отнести к одному из методов менеджмента.

     Использование маркетинга как метода управления помогает не только высшим и средним профессиональным образовательным учреждениям занять свою «нишу» на рынке образовательных услуг, но и формирует его особые миссии.

     Маркетинг образовательных услуг имеет  специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере материального  производства. К числу таких отличительных особенностей относятся:

     рост  числа потенциальных участников, желающих получить образовательные  услуги через систему бесплатного (государственного) образования, по отношению  к возможностям образовательной  организации, что создает предпосылки для развития платного образования;

     конкуренция между образовательными организациями  за привлечение клиентов (абитуриентов) на получение образовательных услуг;

     многозначность  целей образовательных услуг  и возможность их расширения;

     внерыночное давление на потенциальные возможности образовательной организации в оказании платных образовательных услуг.

     Маркетинг как метод управления используется прежде всего для создания имиджа образовательной организации. Имидж  представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной образовательной организации. Его формирование обусловливается качеством подготовки специалистов, их востребованностью экономикой, кадровым составом преподавателей, использованием инновационных технологий, материально-техническим и социальным обеспечением учебного процесса и быта студентов и сотрудников.

     Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей, в конкретных образовательных услугах, отношение к ней организаций-конкурентов. Имидж, например, педагогических вузов измеряется и оценивается Министерством образования РФ по ряду критериев их деятельности в определенный период времени. Оценивается имидж и по другим группам профессиональных образовательных организаций.

     Для поддержания имиджа организации  и решения практических задач  требуется маркетинговая ориентация всей деятельности организации. Создание маркетинговой службы способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с ее внешней средой. В задачи службы маркетинга входят:

     Изучение  размеров рынка образовательных  услуг и его сегментов, тенденций  изменения в услугах организации.

     Изучение  потребности и запросов рынка  образовательных услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах.

     Обеспечение организации благожелательного  отношения со стороны студентов, преподавателей, сотрудников, организаций-партнеров, общественности.

     Оказание  помощи в разработке и продвижении  инновационных программ обучения.

     Развитие  коммуникаций, участие в публичных  акциях, способствующих целям организации.

     Изучение  рынков фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских  разработок, инновационных технологий и выработка рекомендаций для планирования НИОКР в организации.

     Изучение  вопроса приема студентов и степени  их удовлетворенности организацией и осуществляемой в ней технологией  учебного процесса.

     Приведенный перечень задач маркетинговой службы по своей сути представляет процесс координации действий внутренней и внешней среды образовательной организации в целях наиболее полного удовлетворения населения в образовательных услугах.

     Любой образовательной организации требуется  определить свои специфические, связанные  с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизии. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы вуза или колледжа.

     Маркетинговые проблемы — это проблемы, связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого в отрасли, например, Государственным образовательным стандартом. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).

     Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят системы  ее сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую  среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации.

2. Планирование 

     На  уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования  интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала — через оплату труда.

     Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами.

     В частности, планирование взаимосвязано  с маркетингом, стимулированием, хозяйственным  расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в  то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

     В образовательных организациях планирование заключается в целевом распределении  ресурсов в образовательной, методической и научной сферах деятельности, с  тем чтобы определить наилучшее  использование этих ресурсов. Планирование здесь используется как метод, во-первых, управления хозяйственной деятельностью образовательной организацией, во-вторых, управления производством (образовательным (учебным) процессом, научной деятельностью), в-третьих, управления персоналом.

     Во  временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее управление и поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название.

     Стратегия представляет собой искусство планирования деятельности по руководству, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. Из приведенного определения следует, что поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией: От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководством организации учтены факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере образовательных услуг. Обычно под стратегией управления подразумевают долговременную политику поведения организации или политику, направленную на решение крупной, особо важной задачи ее деятельности. Процесс выработки стратегии включает следующие процедуры:

     оценку  перспективных тенденций внешней  среды;

     выявление и оценку позитивных и негативных для организации тенденций во внешней среде;

     определение потенциала организации и возможностей его развития по наиболее перспективным  направлениям деятельности;

     выработку долгосрочных целей и задач развития организации;

     выработку сценариев и программы действий, обеспеченных необходимыми для этого ресурсами;

     анализ  и контроль складывающихся ситуаций в ходе реализации программы на основе обеспечения обратной связи;

     регулирование хода выполнения программы или корректировку  целей и задач в случаях  невозможности реализации программы в полном объеме.

     Из  приведенного перечня процедур видно, что понятия «цель», «сценарий» и  «программа» являются определяющими  понятиями в формировании стратегии  управления. Это позволяет с достаточной, степенью уверенности утверждать, что в рамках системного подхода к выработке стратегии поведения организации па рынке образовательных услуг использование программно-целевого (целепрограммного) подхода может иметь успех.

     По  своей сути программно-целевой подход представляет методологию реализации системного подхода в экономике, которая обеспечивает формулировку цели экономического развития, разделение генеральной цели на подцели все более дробного характера и выявление ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Программно-целевой подход дает также возможность решать задачи синтеза механизмов достижения новых целей, которые могут возникнуть в рамках действующих экономических систем в будущем. Инструментом управления при этом являются целевые комплексные программы, позволяющие управлять экономической системой по конечным результатам, по так называемой программной продукции.

     На  основе целевых комплексных программ становится возможным обеспечить:

     эффективную координацию деятельности хозяйствующих  субъектов как по вертикали (отраслевые), так и по горизонтали (региональные, межотраслевые и межрегиональные);

     создание  при необходимости новых организационных  структур, видов деятельности в существующей организации;

     максимально возможное эффективное использование  ресурсов, выбирая для этого наиболее прогрессивные направления деятельности;

     интеграцию  инновационных и инвестиционных процессов;

     использование свободного финансового капитала.

     Итак, под целевой комплексной программой (ЦКП) понимается комплекс спроектированных во времени и пространстве мероприятий, направленных на достижение существенной для данной экономической системы и ее внешней среды цели или целей, сбалансированных по ресурсам, реализуемых с помощью исполнителей под централизованным руководством и опирающихся на определенную концептуальную идеологию поведения организации.

     В приведенном определении ЦКП  отмечены позитивные характеристики, которые делают использование данного  метода и равной степени эффективным  для разных условий. О широких  возможностях ЦКП свидетельствует  представленная в табл. 1 их систематизация по ряду признаков. Признак целевой ориентации указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой программы. Масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка и реализация ЦКП. Границы временного горизонта определяются уровнем организации и особенностью решаемой задачи. Одноцелевые программы рассчитаны на достижение одной цели, в том числе и агрегированные многоцелевые, состоящие из нескольких взаимосвязанных целей. 

Таблица 1. Систематизация целевых  комплексных программ

Признак систематизации Вид программы
Целевая ориентация Образовательная

Научная

Техническая

Научно-техническая

Производственная

Коммерческая

Инвестиционная

Социально-экономическая

Социальная

Масштаб цели Внутри организации

Отраслевая

Региональная

Национальная (Федеральная)

Межгосударственная

Время достижения цели Долгосрочная

Среднесрочная

Краткосрочная

Количество  целей Одноцелевая

Многоцелевая

Время действия Постоянно

Периодически

Разовая

Информация о работе Экономические методы