Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:20, реферат
В условиях формирования рыночных отношений во всех сферах российской экономики маркетинг следует рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внутренней среды организации. Рассмотрим его роль как метода управления в некоммерческих организациях на примере образовательной организации. Для образовательных организаций это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий образования посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между образовательным учреждением и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент»
на
тему «Экономические
методы »
1. Маркетинг как
метод управления
В
условиях формирования рыночных отношений
во всех сферах российской экономики
маркетинг следует
Использование маркетинга как метода управления помогает не только высшим и средним профессиональным образовательным учреждениям занять свою «нишу» на рынке образовательных услуг, но и формирует его особые миссии.
Маркетинг образовательных услуг имеет специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере материального производства. К числу таких отличительных особенностей относятся:
рост
числа потенциальных
конкуренция
между образовательными организациями
за привлечение клиентов (абитуриентов)
на получение образовательных
многозначность целей образовательных услуг и возможность их расширения;
внерыночное давление на потенциальные возможности образовательной организации в оказании платных образовательных услуг.
Маркетинг как метод управления используется прежде всего для создания имиджа образовательной организации. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной образовательной организации. Его формирование обусловливается качеством подготовки специалистов, их востребованностью экономикой, кадровым составом преподавателей, использованием инновационных технологий, материально-техническим и социальным обеспечением учебного процесса и быта студентов и сотрудников.
Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей, в конкретных образовательных услугах, отношение к ней организаций-конкурентов. Имидж, например, педагогических вузов измеряется и оценивается Министерством образования РФ по ряду критериев их деятельности в определенный период времени. Оценивается имидж и по другим группам профессиональных образовательных организаций.
Для
поддержания имиджа организации
и решения практических задач
требуется маркетинговая
Изучение
размеров рынка образовательных
услуг и его сегментов, тенденций
изменения в услугах
Изучение потребности и запросов рынка образовательных услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах.
Обеспечение организации благожелательного отношения со стороны студентов, преподавателей, сотрудников, организаций-партнеров, общественности.
Оказание помощи в разработке и продвижении инновационных программ обучения.
Развитие коммуникаций, участие в публичных акциях, способствующих целям организации.
Изучение
рынков фундаментальных и прикладных
научно-исследовательских
Изучение вопроса приема студентов и степени их удовлетворенности организацией и осуществляемой в ней технологией учебного процесса.
Приведенный перечень задач маркетинговой службы по своей сути представляет процесс координации действий внутренней и внешней среды образовательной организации в целях наиболее полного удовлетворения населения в образовательных услугах.
Любой
образовательной организации
Маркетинговые проблемы — это проблемы, связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого в отрасли, например, Государственным образовательным стандартом. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).
Для
реализации маркетинга как метода управления
в организации должна существовать
система маркетинговой
2.
Планирование
На
уровне организации задачей
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами.
В частности, планирование взаимосвязано с маркетингом, стимулированием, хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
В
образовательных организациях планирование
заключается в целевом
Во временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее управление и поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название.
Стратегия представляет собой искусство планирования деятельности по руководству, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. Из приведенного определения следует, что поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией: От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководством организации учтены факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере образовательных услуг. Обычно под стратегией управления подразумевают долговременную политику поведения организации или политику, направленную на решение крупной, особо важной задачи ее деятельности. Процесс выработки стратегии включает следующие процедуры:
оценку
перспективных тенденций
выявление и оценку позитивных и негативных для организации тенденций во внешней среде;
определение потенциала организации и возможностей его развития по наиболее перспективным направлениям деятельности;
выработку долгосрочных целей и задач развития организации;
выработку
сценариев и программы
анализ и контроль складывающихся ситуаций в ходе реализации программы на основе обеспечения обратной связи;
регулирование хода выполнения программы или корректировку целей и задач в случаях невозможности реализации программы в полном объеме.
Из приведенного перечня процедур видно, что понятия «цель», «сценарий» и «программа» являются определяющими понятиями в формировании стратегии управления. Это позволяет с достаточной, степенью уверенности утверждать, что в рамках системного подхода к выработке стратегии поведения организации па рынке образовательных услуг использование программно-целевого (целепрограммного) подхода может иметь успех.
По своей сути программно-целевой подход представляет методологию реализации системного подхода в экономике, которая обеспечивает формулировку цели экономического развития, разделение генеральной цели на подцели все более дробного характера и выявление ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Программно-целевой подход дает также возможность решать задачи синтеза механизмов достижения новых целей, которые могут возникнуть в рамках действующих экономических систем в будущем. Инструментом управления при этом являются целевые комплексные программы, позволяющие управлять экономической системой по конечным результатам, по так называемой программной продукции.
На основе целевых комплексных программ становится возможным обеспечить:
эффективную координацию деятельности хозяйствующих субъектов как по вертикали (отраслевые), так и по горизонтали (региональные, межотраслевые и межрегиональные);
создание
при необходимости новых
максимально
возможное эффективное
интеграцию инновационных и инвестиционных процессов;
использование свободного финансового капитала.
Итак,
под целевой комплексной
В
приведенном определении ЦКП
отмечены позитивные характеристики,
которые делают использование данного
метода и равной степени эффективным
для разных условий. О широких
возможностях ЦКП свидетельствует
представленная в табл. 1 их систематизация
по ряду признаков. Признак целевой ориентации
указывает на область деятельности, к
которой относится результат, задаваемый
целевой установкой программы. Масштаб
цели характеризует уровень, на котором
должна проводиться разработка и реализация
ЦКП. Границы временного горизонта определяются
уровнем организации и особенностью решаемой
задачи. Одноцелевые программы рассчитаны
на достижение одной цели, в том числе
и агрегированные многоцелевые, состоящие
из нескольких взаимосвязанных целей.
Таблица 1. Систематизация целевых комплексных программ
Признак систематизации | Вид программы |
Целевая ориентация | Образовательная
Научная Техническая Научно-техническая Производственная Коммерческая Инвестиционная Социально-экономическая Социальная |
Масштаб цели | Внутри организации
Отраслевая Региональная Национальная (Федеральная) Межгосударственная |
Время достижения цели | Долгосрочная
Среднесрочная Краткосрочная |
Количество целей | Одноцелевая
Многоцелевая |
Время действия | Постоянно
Периодически Разовая |