Налоговые методы регулирования экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
Налоговая реформа в Российской Федерации. 4
Налоги как экономическая категория. 5
Сущность налога. Основные принципы налогообложения. 8
Элементы налога и способы его взимания 9
Классификация и виды налогов. 11
Роль и функции налоговой системы. 14
Налоги как инструмент государственной политики. Налоговая ставка и налоговые льготы. 19
Заключение 21
Список литературы. 22

Работа содержит 1 файл

нал. регул-е.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство образования

Уральский Государственный Лесотехнический  Университет

Факультет СПО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На  тему: налоговые методы регулирования экономического роста 
 
 
 
 

Выполнил

Студент: Печерских Е.В.

Группа: СПО-42

Проверил: Жаркова И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010 г.

Содержание.

Введение.

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношении в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм    государственного    устройства    всегда    сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.

     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, т.к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. 
 
 
 
 
 

Налоговая реформа в Российской Федерации.

     Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной  целью налоговой реформы в  России была провозглашена всемерная  поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще. Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике".

Налоги  как экономическая  категория.

     Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

     Теоретически  экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

     Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических  форм.

     История свидетельствует, что налоги - более  поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

     Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные  индивидуалистическими.

     Наиболее  известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

     Теория  обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное  хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

     Теория  выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться  как плата, вносимая каждым гражданином  за охрану его личной и имущественной  безопасности.

     В основе этих определений лежит представление  о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

     Учение  о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

     Теория  жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".

     Теория  общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".

     Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и  налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого  в мире государства без налогов". Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории "налог". Хотя вопрос остается дискуссионным, продвижения в этой области есть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  налога. Основные принципы налогообложения.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

     С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

     С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.

     Фискальная  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему  нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

     Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

     Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы  налога и способы  его взимания.

     Каждый  закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

     1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

     3) источник налога - доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

     В практике большинства государств получили распространение три способа  взимания налогов:

Информация о работе Налоговые методы регулирования экономического роста