Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды экологического управления;
- исследовать правовое положение органов, осуществляющих управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;
- проанализировать проблемы государственного экологического управления;
- исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;
- раскрыть основные направления экологической политики в РФ.
Введение………………………………………………………2
Сущность экологического управления……………….4
1.1.Понятие и виды экологического управления……….4
1.2. Функции экологического управления……………..11
Экологические проблемы рек Омской области…….18
Разработка управленческих решений по улучшению состояния водных объектов………………………………………25
Заключение………………………………………………….33
Библиографический список………………………………..37
- владение,
пользование и распоряжение
- обеспечение
санитарного благополучия
- регулирование
планировки и застройки
- контроль
за использованием земель на
территории муниципального
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- благоустройство
и озеленение территории
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация
и содержание муниципальной
4) юридические
лица, индивидуальные
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.
5) граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.
Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.
Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.
Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельность, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
1.2 Функции экологического управления
Так как
в соответствии с экологическим
законодательством задачи по обеспечению
рационального
Функция
управления - закрепленное в законодательных
и иных нормативных правовых актах
направление деятельности субъекта
или группы субъектов экологического
управления по организации охраны окружающей
среды и использованию
Экологическая
функция государства
Выделяют
правовые и организационные методы
осуществления экологической
Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки:
- принадлежность субъекта управления к системе публичной власти;
- обозначение
субъекта управления в актах,
регулирующих его правомочия, в
качестве уполномоченного в
- осуществление
управленческой функции от
- наделение
субъекта управления для
Функции экологического управления:
- определение стратегии и планирование;
- учет
природных ресурсов и
- распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями;
- пространственно-
- разрешительная
система (выдача разрешений, лицензий
на пользование природными
- нормотворчество;
- контроль и надзор;
- разрешение споров (кроме подсудных).
Не все
субъекты управления осуществляют перечисленные
функции. Например, такие функции, как
экологическое нормирование, лицензирование,
сертификация, выполняются лишь в
рамках государственного управления.
Для наиболее полного осуществления
функций соответствующие
Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т.д.).
Принципы экологического управления являются составной частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов управления в целом. Это исходные положения, на основании которых строится вся система органов управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.
Исходя из характера и содержания составляющих их правомочий выделяют несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:
1) Учет и ведение кадастров природных ресурсов.
Учет
и регистрация природных
Учет
природных ресурсов осуществляется
по административно-
Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.
2) Определение
и проведение единой
Осознание
экологических пределов для развития
мира и страны содержится и в российских
документах, в частности, в «Концепции
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию» (1996) и «Экологической
доктрине» (2002). В последних выступлениях
Президента РФ Д.А. Медведева также
поднимается экологическая
Данные документы базируются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», других законодательных актах, регулирующих отдельные вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Уставах городов, а также учитывает положения, изложенные в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, Повестке дня на XXI век и других документах, Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и международных конвенциях.
3) Установление
правил и норм по