Экологическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды экологического управления;
- исследовать правовое положение органов, осуществляющих управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;
- проанализировать проблемы государственного экологического управления;
- исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;
- раскрыть основные направления экологической политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………2
Сущность экологического управления……………….4
1.1.Понятие и виды экологического управления……….4
1.2. Функции экологического управления……………..11
Экологические проблемы рек Омской области…….18
Разработка управленческих решений по улучшению состояния водных объектов………………………………………25
Заключение………………………………………………….33
Библиографический список………………………………..37

Работа содержит 1 файл

экология (Автосохраненный).docx

— 55.98 Кб (Скачать)

- владение, пользование и распоряжение природными  ресурсами, находящимися в муниципальной  собственности;

- обеспечение  санитарного благополучия населения;

- регулирование  планировки и застройки территорий  муниципальных образований;

- контроль  за использованием земель на  территории муниципального образования;

- регулирование  использования водных объектов  местного значения, месторождений  общераспространенных полезных  ископаемых, также недр для строительства  подземных сооружений местного  значения;

- благоустройство  и озеленение территории муниципального  образования;

- участие  в охране окружающей среды  на территории муниципального  образования;

- организация  и содержание муниципальной информационной  службы.

4) юридические  лица, индивидуальные предпринимателя  - производственное экологическое  управление.

  Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.

5) граждане, общественные объединения - общегражданское  экологическое управление.

  Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

Каждому виду свойственны специфические  методы, способы, задачи.

Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические  действия, реализуемые в трех основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельность, направленная на охрану окружающей среды  и рациональное использование природных  ресурсов.

1.2 Функции экологического  управления

Так как  в соответствии с экологическим  законодательством задачи по обеспечению  рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются  названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, тоже разное. Оно определяется совокупностью  функций управления.

Функция управления - закрепленное в законодательных  и иных нормативных правовых актах  направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных  ресурсов.

Экологическая функция государства реализуется  в разных формах, под которыми понимают методы и способы ее осуществления.

Выделяют  правовые и организационные методы осуществления экологической функции  государства. К правовым методам  относится принятие законов и  иных нормативных правовых актов  в данной области, правоприменительная и правоохранительная деятельность. К организационным методам относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.

Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки:

- принадлежность  субъекта управления к системе  публичной власти;

- обозначение  субъекта управления в актах,  регулирующих его правомочия, в  качестве уполномоченного в сфере  управления природопользованием  и охраной окружающей среды  либо путем указания на конкретные  управленческие задачи;

- осуществление  управленческой функции от имени  государства;

- наделение  субъекта управления для осуществления  функции соответствующими правовыми  средствами (правом устанавливать  запреты, ограничения, применять  санкции, давать разрешения, определять  условия деятельности, давать обязательные  для исполнения руководящие указания  и т.д.).

Функции экологического управления:

- определение  стратегии и планирование;

- учет  природных ресурсов и наблюдение  за состоянием окружающей среды  (осуществляемые в форме мониторинга  и ведения кадастров);

- распределение  и перераспределение природных  ресурсов между пользователями;

- пространственно-территориальное  устройство природных ресурсов;

- разрешительная  система (выдача разрешений, лицензий  на пользование природными ресурсами  и оказание воздействий на  окружающую среду);

- нормотворчество;

- контроль  и надзор;

- разрешение  споров (кроме подсудных).

Не все  субъекты управления осуществляют перечисленные  функции. Например, такие функции, как  экологическое нормирование, лицензирование, сертификация, выполняются лишь в  рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления  функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными  правами и обязанностями по обеспечению  охраны окружающей среды и рационального  природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Методы  государственного управления в сфере  охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т.д.).

Принципы  экологического управления являются составной  частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов  управления в целом. Это исходные положения, на основании которых  строится вся система органов  управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.

Исходя  из характера и содержания составляющих их правомочий выделяют несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:

1) Учет  и ведение кадастров природных  ресурсов.

Учет  и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку  она возможна лишь при наличии  соответствующей информации о природных  ресурсах. Так, в Постановление Правительства  РФ сказано, что в «целях обеспечения  текущего и перспективного планирования, рационального использования водных объектов, их воспроизводства и охраны осуществляется учет поверхностных  и подземных вод, который представляет собой систему определения и  фиксации в установленном порядке  состояния водных объектов по качественным и количественным показателям, степени  изученности и использования». Российская Федерация. Постановление Правительства  РФ. Вопросы Федерального агентства  водных ресурсов от 06.04.2004 № 169 // РГ. - 2004. - № 75 Государственный учет лесного  фонда ведется для организации  рационального использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов, систематического контроля за количественными  и качественными изменениями  лесного фонда и обеспечения  достоверными сведениями о лесном фонде  компетентных органов, юридических  лиц и граждан (ст. 91 Лесного кодекса  РФ). Аналогичные нормы содержатся в других законах, определяющих правовой режим природных ресурсов.

Учет  природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным  единицам (районам, областям и т.д.), конкретным природопользователям или  собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых  и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении  природного ресурса.

2) Определение  и проведение единой экологической  политики, разработка и принятие  планов и программ по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфере экологии.

Осознание экологических пределов для развития мира и страны содержится и в российских документах, в частности, в «Концепции перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию» (1996) и «Экологической доктрине» (2002). В последних выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева также  поднимается экологическая проблематика, что в частности нашло свое отражение в Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению  энергетической и экологической  эффективности российской экономики» (2008). Здесь можно также отметить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008), в которой - хотя и  очень общо - говорится об экологизации экономики.

Данные  документы базируются на Конституции  Российской Федерации, Федеральном  законе «Об охране окружающей среды», других законодательных актах, регулирующих отдельные вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения  экологической безопасности, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Уставах городов, а также учитывает  положения, изложенные в Программе  действий по охране окружающей среды  для Центральной и Восточной  Европы, Повестке дня на XXI век и  других документах, Конференции ООН  по окружающей среде и развитию, и международных конвенциях.

3) Установление  правил и норм по рациональному  использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды;  стандартизация в сфере экологии. Органы государственного экологического управления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства.

Информация о работе Экологическое управление