Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление сегодня нацелено на решения новых задач, возникающих в современном обществе, на повышение эффективности самой системы государственного управления. Одной из задач безусловно возникающих в процессе государственно управления это экологическая политика и охрана окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Системе ГиМУ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

КАФЕДРА

Государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

студента_____5___ курса ____5133____ группы

__Воробьёва_Александра_Константиновича___

(Ф. И.  О.)

Экологическая политика и охрана окружающей

среды как задача государственного управления

(название  темы) 
 
 
 
 
 
 
 

                   Научный руководитель

                   Доктор  политических наук, профессор

                         уч. степень, уч. звание

                   Вульфович Ревекка Михайловна_____

                Ф.И.О. 
             
             
             
             
             

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Оглавление 

 

Введение

     Государственное управление сегодня нацелено на решения  новых задач, возникающих в современном обществе, на повышение эффективности самой системы государственного управления. Одной из задач безусловно возникающих в процессе государственно управления это экологическая политика и охрана окружающей среды.

     Взаимодействие  общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с разрушением природы оборачивающимся экономическим ущербом и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными силами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с целью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. Поэтому важной задачей государственного управления сегодня является охрана окружающей среды и экологическая политика государства.

     В данной работе рассматриваю государственное управление в сфере охраны окружающей среды, государственную экологическую политику как одну из задач государственного управления 

 

Глава 1. Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления

1.1. Государственное управление охраной окружающей среды

     Государственное управление охраной окружающей среды  осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

     В настоящее время система органов  государства, осуществляющих функции  в сфере охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.

     Органами  общей компетенции, осуществляющими  государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

     Обеспечение экологической безопасности в сфере  хозяйственной деятельности становится все более важной задачей государства. Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. Очевидно, что экологическая деградация окружающей среды и биосферы (опустынивание, обезлесение, дефицит сырья, парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение некоторых видов животных и растений и др.) может привести к непредсказуемым последствиям и будет угрожать самому существованию человека как вида.

     Вместе  с тем решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов невозможно. Рыночная система является эффективной при использовании  и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся и природные ресурсы.

     Природные ресурсы - это ресурсы, образовавшиеся в окружающей природной среде (естественной среде обитания и производственной деятельности человека) в результате естественных процессов1. К ним можно отнести элементы литосферы, гидросферы и атмосферы, а также солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат, растительность, сообщества живых и неживых организмов и т.п. Большинство природных ресурсов не имеет рыночной стоимости, так как они не продаются на рынке (например, чистый воздух, ландшафты и пр.).

     При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, которые трудно оценить количественно (придать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и/или не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда - и для будущих поколений. Открытый доступ ко многим природным ресурсам приводит к их сверхэксплуатации, часто вплоть до полной деградации. Варварская вырубка лесов, неумеренное рыболовство, безграничные выбросы в атмосферу промышленных отходов и многое другое является примером такой сверхэксплуатауции. Все тому подобное нарушает экобаланс несмотря на то, что экосистемы обладают способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба природной среде. Поэтому здесь особенно важны контрольные функции природоохранных органов государства и комплекс его управляющих и регулирующих воздействий на создание условий, при которых всем хозяйственно-производственным субъектам выгодно заботиться об экологической обстановке.

     Неэффективность рыночного механизма, так называемые провалы рынка, в области охраны окружающей среды и природопользования обусловливает необходимость государственного регулирования процессов природопользования.

     Охрана  окружающей среды - совокупность всех мероприятий государства, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных естественных природных условий2. Природопользование - совокупность воздействий человека на географическую оболочку Земли, рассматриваемых в комплексе (в отличие от отраслевых понятий - водопользования, землепользования, лесопользования и т.п.)3. Правовое регулирование отношений по охране окружающей среды и природопользованию ведется на основе законодательства Российской Федерации.

     Целью государственного управления в области  охраны окружающей среды в России является переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

     Особенность системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды состоит в наличии нескольких уровней регулирования: общегосударственного, регионального, местного. В последние годы прослеживается тенденция увеличения количества органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственные за состояние окружающей среды на «своем участке» и расширение их функций в этой области. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе.

     В нашей стране единую государственную  политику в области охраны окружающей среды осуществляет Министерство природных  ресурсов и экологии Российской Федерации  и Федеральная служба России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды. Указанные федеральные органы осуществляют координационные функции, разрабатывают и издают соответствующие нормативные правовые акты и контролируют их выполнение.

     В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, которое достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода. Нормативное регулирование служит сегодня основным каналом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.

     Законодательная деятельность в области охраны окружающей среды получила быстрое распространение. В развитых странах приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. В специальных природоохранных законах вводится система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, устанавливаются санкции в отношении нарушителей правовых норм. В России комплексный Закон «Об охране окружающей природной среды» был принят 10 января 2002 года №7-ФЗ.

     Эффективная экологическая политика государства  основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры - это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов)4. Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, финансово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.

     На  макроэкономическом уровне государственное  регулирование должно носить эколого-сбалансированный характер. Например, суть экологически ориентированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств, связанных с преобразованием природного вещества.5 Речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в пользу ресурсосберегающих отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг, снизить нагрузку на окружающую среду и сократить общую потребность в природных ресурсах.

     Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с  охраной окружающей среды и эксплуатацией  природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основными элементами являются:6

     - непосредственное осуществление  государством различных мер природоохранного  характера (организация и финансирование  соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистительных сооружений и осуществление мероприятий по отдельным объектам, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);

     - контрольно-запретительное регулирование  (экологическая экспертиза, экологические нормативы и ограничения, приостановление деятельности, экономические и административные санкции: платежи за загрязнение, штрафы за нарушение природоохранных законов);

     - государственное экономическое  стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

     - меры государства, побуждающие  природопользователей к охране  окружающей среды (побудительные  отчисления за загрязнение, купля-продажа  прав на загрязнение);

     - формирование и реализация экологических  программ.

     Эти мероприятия нацелены на охрану окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный (компенсирующий) и локальный характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики, государство бывает вынуждено реализовывать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

     Таким образом, государство устанавливает  цели экологической политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает нормы взаимоотношений с (между) природопользователями, т.е. правила, которые и составляют экономический механизм. Сам же этот механизм функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.

 

     

Информация о работе Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления