Экологическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды экологического управления;
- исследовать правовое положение органов, осуществляющих управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;
- проанализировать проблемы государственного экологического управления;
- исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;
- раскрыть основные направления экологической политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………2
Сущность экологического управления……………….4
1.1.Понятие и виды экологического управления……….4
1.2. Функции экологического управления……………..11
Экологические проблемы рек Омской области…….18
Разработка управленческих решений по улучшению состояния водных объектов………………………………………25
Заключение………………………………………………….33
Библиографический список………………………………..37

Работа содержит 1 файл

экология (Автосохраненный).docx

— 55.98 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………2

  1. Сущность экологического управления……………….4

    1.1.Понятие и виды экологического управления……….4

    1.2. Функции  экологического управления……………..11

  1. Экологические проблемы рек Омской области…….18
  2. Разработка управленческих решений по улучшению состояния водных объектов………………………………………25

Заключение………………………………………………….33

Библиографический список………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Последние десятилетия характеризуются всеобщим вниманием к экологическим проблемам. Однако результаты поисков в этом направлении еще недостаточны, а последствия в ряде областей человеческой деятельности катастрофические. Одной из важнейших причин малоэффективного природопользования при производственной деятельности, является отсутствие глобальных моделей управления экологическими процессами, слабая проработанность методологии создания и развития систем производственно-хозяйственной экологии. Такая методология должна строиться на основе системного подхода. Ответственной при этом является роль государства.

   Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического управления по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического управления, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Особое  значение приобретает гармоничное  сочетание экономических и экологических  интересов граждан и различных  государственных и иных организационных  структур, гарантом которых выступает  государство. Экологическая функция  государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением  к гармонизации отношений в области  взаимодействия общества, государства, природы.

   Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического управления значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др. Развитие экономики на современном этапе связано с решением комплекса многообразных задач, важное значение среди которых имеют задачи эффективного функционирования и развития организационно-экономического механизма экологического управления.

   Создание необходимых условий для обеспечения сохранения и оздоровления окружающей среды невозможно без эффективного механизма функционирования власти и управления, недопустимости совмещения организационно-хозяйственной деятельности и контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти в экологической сфере. Ситуация в экологической сфере управления в целом не удовлетворительная, и ее исправление во многом зависит от создания эффективной системы юридической деятельности, в частности - создания модели государственного экологического контроля и надзора.

   Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.

   Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- рассмотреть  понятие, сущность и виды экологического  управления;

- исследовать  правовое положение органов, осуществляющих  управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;

- проанализировать  проблемы государственного экологического  управления;

- исследовать  соотношение государственного экологического  контроля и административного  надзора в экологической сфере;

- раскрыть  основные направления экологической  политики в РФ.

1. Сущность экологического  управления

1.1 Понятие  и виды экологического управления

   Сохранение и оздоровление окружающей среды входит в национальные интересы России в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ.

  Экологическое управление можно рассматривать как сознательную деятельность по регулированию экосферы в соответствии с практическими целями цивилизации на основе познанных объективных экологических закономерностей естественного или антропогенного характера.

  Целью правового регулирования в экологическом праве является «гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование». Приоритеты национальной экологической политики России / под ред. В.М. Захарова. - М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России. - 2009. - С.78 Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов.

  Нормотворческая работа должна осуществляться одновременно, как в направлении системного развития законодательства, предполагающего главным образом создание и совершенствование регулятивных механизмов, условий юридической ответственности, правовой основы деятельности органов управления и правоохранительных органов, так и в секторальном аспекте, для решения наиболее острых природоохранных проблем, связанных с негативным влиянием отдельных видов воздействия на окружающую среду, либо с экологической деградацией или, напротив, с необходимостью особой охраны отдельных территорий.

  Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

  Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

  Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

  В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:

1) органы  государственной власти и их  должностные лица - государственное  экологическое управление.

  В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.     Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом.

  Роль государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего «с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом». Круглов В.В., Осинцев Д.В. К вопросу об экологических функциях федеральных органов исполнительной власти / В.В.Круглов, Д.В. Осинцев // Экологическое право. - 2008. - № 6 [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс

  Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

- законности  управления;

- комплексного (всестороннего) подхода к решению  вопросов природопользования и  охраны окружающей среды;

- сочетания  бассейнового и административно-территориального  принципов организации управления  природопользованием и охраной  окружающей среды;

- разделения  хозяйственно-эксплуатационных и  контрольно-надзорных функций при  организации деятельности специально  уполномоченных государственных  органов;

- наиболее  эффективного исполнения требований  законодательства об окружающей  среде в рамках реально существующих  экономических и иных возможностей.

2) министерства  экологии - отраслевое управление.

   Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

   В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основой для такого сотрудничества служит единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности государственного управления.

3) органы  местного самоуправления и их  должностные лица - муниципальное  экологическое управление;

  Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

  Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

Информация о работе Экологическое управление